Рассматривая сказки или мифы, хочешь не хочешь, но приходишь к выводу, что некоторые сюжеты, истории и идеи как-то уж слишком хорошо согласуются с астрологическими реалиями. Стоит встретить понятие «царство/королевство» (или дом, на крайняк) - так персонаж, живущий там, всенепременно начинает проявлять качества, астрологически свойственные сопутствующему знаку зодиака и управителю этого знака.
Так
холодный и бессердечный Кощей с его царством в холодных высоких скалах - типичный Сатурн с домом в Козероге.
Баба Яга, живущая на границе между миром мёртвых и миром живых, возле огненной реки - типичный представитель Марса с обителью в Скорпионе. Женские персонажи, часто представленные образом Василисы Прекрасной (царевна лягушка), Марьи Моревны (или аналогами), которые женят на себе главного героя - типичная Луна с обителью в Раке. Сам главный герой (в народных сказках) почему-то обязательно оказывается представлен Юпитером (царевич, в отличие от царя - Солнца) с обителью в Рыбах.
Но есть и различие. В то время как в астрологии система обителей для пяти планет подразумевает наличие двух знаков для каждой из них, то в мифах/сказках царство обычно указывается только одно! Неизвестно почему это так. Не исключено, что тут играет роль мифологическая целесообразность и остальные моменты просто опущены, как «неудобные». Хотя иногда общий контекст активного состояния сюжета может и намекать на те или иные обстоятельства.
Нечто близкое наблюдается и с понятиями «экзальтаций» - персонаж в сопутствующем «царстве» оказывается настолько силён, что одолеть его просто невозможно. Это необязательно его личные владения, но силища в этом месте оказывается порой такая неимоверная, что даёт возможности для «освобождения» или «расколдовывания» какого-то другого персонажа (Иван и Кощей). Или радикально одолеть противника.
Знаки, противоположные обителям и экзальтациям, тоже не остаются в стороне. Знак заточения проигрывается для персонажа чуть ли не буквально и согласно требующемуся образу.
Кощей (Сатурн) заточен в подземелье (Рак, как знак падения, «низ», основа). Василиса, или иная женская героиня (как Луна) обычно оказывается заточена в башне (Козерог, вершина - противоположность Раку). Иван-царевич (Юпитер) по ходу своих приключений не то, чтобы оказывается где-то заточён, но его связывают всевозможные мелочи и необходимость поддерживать родственные связи и знакомства (Дева), сковывающие его продвижение. У каждой из трёх сестёр надо погостить, с каждым зятем поговорить. Насчёт заточения Бабы Яги пока ничего не знаю (но соображения будут высказаны по ходу пьесы).
Знак же падения/изгнания в сказках совершенно чётко проигрывается в виде «смерти» персонажа. Иван (Юпитер) погибает в царстве Кощея (Козерог). Сам Кощей погибает на поле боя, сражённый «сломанной иглой» (или как вариант - разбитым яйцом). Изгнание Сатурна в Овне совершенно чётко намекает на это, объясняя откуда в сказке взялись мотивы весны, тепла и солнечного света (иглы), которые прогоняют смерть и холод. И даже точку весеннего равноденствия, с которой начинается Овен можно рассматривать именно в таком качестве (то ли как «иглу», то ли как разбитое «старое яйцо/цикл» и начало нового). Тут и мотивы для мифов о сотворении мира совершенно не лишние.
Это как бы то, что лежит на поверхности. О других персонажах (и планетах) информации не так много. Хотя и её можно найти, если постараться.
Но вернёмся к вопросу о смерти Ивана (Юпитера). Как в сказках происходит его воскрешение?
Думаю, все уже догадались, что речь пойдёт о живой и мёртвой воде.
Не так важно кто и как оживляет Ивана. Важнее всего то, что «царство», в котором находятся эти два водных потока, следует как раз за царством Кощея (Козерог). Знак, сопутствующий описанию такого царства оказывается символически очень точен. Водолей даже в названии своём сохранил этот тончайший намёк на возможность чуда, возможность воскрешения тела и духа. В его исходном образном значении соединены два потока - восходящий и нисходящий.
Впору говорить о Водолее, как о знаке «воскрешения» Юпитера.
Любопытно, а этот принцип только для Юпитера срабатывает? Может проверить на Кощее (Сатурне)?
Погибает он в бою, сюжетно ориентируясь на знак Овна. Что происходит потом?
А потом происходит Телец. Время сеять, сажать, закапывать… и условно говоря «хоронить» зерно.
Учитывая, что Кощей в славянской мифологии практически «владыка мира мёртвых» ассоциация с посевом/захоронением как с «воскрешением» (или для воскрешения в новой жизни) становится весьма прозрачной. «Похороны» Владыки Смерти парадоксальным образом оказываются способом для его «воскрешения», возвращая того в его естественную среду.
Любопытные выходят штуки. Идея «знака воскрешения» оказывается не лишённой смысла и даже оказывается мифологически/философски безумно оправдана.
Давайте попробуем разобрать ещё несколько образов, чтобы понять картину более полно. Например Бабу Ягу (Марс).
Её дом/царство - это избушка на курьих ножках. Граница. Переход в мир мёртвых. И огненная река под боком впридачу (не всегда). Для Скорпиона образ - самое то! Она плохо относится к детям (Луна, как образ детей или женского начала, в Скорпионе в изгнании - т. е. гибель) и вполне лояльно к взрослым персонажам мужского пола (при некоторых условиях, конечно). Овен, как вариант второго управителя Марса затрагивать не будем, так как в мифах это выражено очень слабо. Впрочем, её соучастие в убийстве Кощея применительно к сказке и к этому знаку трудно оспаривать.
Любопытно, как некоторые вещи чуть ли не на уровне подсознания приходят современным писателям, сценаристам и режиссёрам. Рассматривая вариант с домом/избушкой Бабы Яги, вспомнился мультик «Сказка сказывается» и сюжет, когда заколдованный в деревяшку Иван устраивает ей баньку, после чего та прямо расцветает и добреет на глазах («Чудо бабка получилась!»). Чем банька с очищением не вариант для Скорпиона?
С подобными удивительными находками мы ещё не раз встретимся.
Заточение для Бабы Яги (как Марса) - либо Весы, либо Телец. И что любопытно - в сказках она живёт отшельнически, в лесу, ограничив контакты и общение с другими. Чем не вариант для заточения в Весах - на природе, в гармонии? А Телец вообще можно рассматривать как заточение в образе страшного пугала на огороде (или что едино - памятника на могиле воскресающего Кощея). Кажется, где-то такой вариант тоже мелькал (не вспомню точно где).
А что с экзальтацией (наибольшей силой)? Она в Козероге. В царстве Кощея. В сказках, правда, это никак особо не отображается. Разве что в обрывках мифов о брачных узах между Кощеем и Марой (богиней смерти). Вполне возможно, если учесть склонность в мифах и сказках сопоставлять в одном знаке планету экзальтации и планету обители как указание на брачные отношения. Это можно найти и в случае
с Иваном и Василисой (Рак, как экзальтация Юпитера и обитель Луны). И в случае
с Зевсом и Герой (аналогичные ассоциации).
Ну и что остаётся? Остаётся знак для смерти Бабы Яги и потенциальный знак для её воскрешения.
В сказках и мифах про смерть бабы Яги почти нигде не упоминается. То, что её сажали в печь - так это ей даже и лучше для преображения и трансформации (фактически, только придавали ей силы в её же доме). С её смертью это никак не связывается. Изредка (например, в сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, которую вообще следовало бы разобрать отдельно - слишком много там запутанных «астро» намёков) упоминают привязывание к хвостам коней. Если и была какая-то реальная былинно-мифологическая традиция, связанная с гибелью Бабы Яги, то до нас напрямую она не дошла. Вообще в русской традиции эта тема как-то «выскользнула» (или утерялась, что для нас одно и то же).
Если же рассматривать смерть этого персонажа астрологически, в контексте «изгнания Марса», то следует обратить внимание на знак Рака. А это - стихия Воды. Причём чистая, незамутнённая. Что-то вроде реки, колодца или омута глубокого. По аналогии, сразу же вспоминается старинная религиозная европейская забава с утоплением ведьм. Или повесть Гоголя «майская ночь или утопленница» со способом наказания злой ведьмы-мачехи именно посредством утопления. Есть и более современные интерпретации, как например в экранизации Александра Роу «царевна лягушка», где бабу Ягу топят в котле (правда кипящем).
Ещё одна идея, больше присущая западной традиции, связана со сказками о ведьмах, которые тают от воды (чаще, правда, от святой). В более известных популяризированных вариантах идея выражена в сказке «волшебник из страны ОЗ.» В аналогичной «сказке по мотивам» Волкова «Волшебник Изумрудного Города» Бастинда так же тает от того, что на неё попадает вода. Если же говорить о более древних временах, то какие-то элементы этой традиции имеются и у нас, но весьма размытые. Лично мне они встречались настолько редко, что вспомнить (а тем более привести ссылку) не получается.
Наверное, если хорошо порыться, можно найти ещё несколько соответствующих сюжетов, способных чуть лучше прояснить общую картину.
Можно ли рассматривать следующий за знаком изгнания (Рак) Бабы Яги - знак Льва - как знак её воскрешения?
Чисто природно, интерпретация может быть такова: наступает жара, пруды пересыхают, пыль и грязь (торфяник?) от пересохших водоёмов разлетаются по округе. И вместе с этой пылью/сажей/золой в виде вихрей разлетается-разносится прах погибшей ведьмы, восстанавливающей своё обличье. Звучит вполне логично, хотя прямого подтверждения идее в известных сказках и мифах найти затруднительно. Мотив ещё более редкий, чем утопление/растопление ведьмы. Или тут следует подумать уже о мотиве «сжигания» тела и «развеивания по ветру», в результате которого ведьма «оживает»?
Пойдём дальше и проверим возможные сказочные/мифологические/религиозные мотивы, связанные с другими планетами?
Например, Меркурий, чьё царство в Деве и Близнецах, а изгнание в Стрельце и Рыбах. Причём в Рыбах ещё и падение (условная смерть).
Классическая тема для Меркурия - связь, информация, движение, торговля. Библейский сюжет об «изгнании торговцев из храма» (буквально использован прямой астрологический термин!) очень похож на описание изгнания Меркурия в Стрельце. Последний весьма сильно связан с мировоззрением, философией и религией, хотя бы и в более формальном виде (храм).
А вот изгнание и падение Меркурия в Рыбах напрямую отправляет нас к сказкам и мифам о «заточении в бочке» (Пушкин, как классика!) и бросании «в пучину вод морских» (ну прямой образ для Рыб). Причём у того же Пушкина, первопричиной этого наказания послужили интриги, сплетни и подмена реальной информации, что очень типично для характеристик именно рыбного Меркурия.
И «воскрешение» персонажа в некоем «новом мире» на острове, где «брег песчаный и пустой», высвобождение из бочки вполне характерно для описания знака Овна. Новые перспективы, новые условия, необходимость действовать и выживать в примитивных и простых условиях - всё это намекает на вполне логичное продолжение темы. Гениальность Пушкина захватила также и тему «гибели Кощея» в Овне: «ты не коршуна убил - чародея погубил!»
Не исключено, что тема Меркурия в Рыбах как изгнания/падения отражена и в распространённом мифологическом сюжете о младенце, которого пускают в люльке «по воле волн» ради спасения. Но тут нужно копать тему несколько глубже - можно и ошибиться.
«Царство» Венеры предполагается в Весах и Тельце. Соответственно тема её заточения должна затрагиваться вопросами Овна и Скорпиона. И если первое скорее предполагает историю с «полоном» девицы в результате набега неприятеля, то второе - сознательное подчинение, унижение и использование в качестве подсобной силы. На тему заточения Венеры в Скорпионе вполне может намекать народный сюжет «Василисы Премудрой», которую мачеха отправила к Бабе Яге (домой, в её «царство», к Скорпиону) в услужение. Справедливости ради, Баба Яга её по своему вознаграждает за пройденный жёсткий урок и испытания - с помощью черепа с горящими глазами помогает расправиться с несправедливой мачехой и её дочерьми.
Наивысшая сила Венеры в Рыбах (бескорыстная жертвенная любовь). Падение Венеры в Деве. И на ум сейчас приходит только один сюжет, навеянный сказкой Шарля Пьеро «Спящая Красавица». Её «смерть» происходит от вполне Девьего аттрибута - веретена, подразумевающего аккуратную, методичную, ювелирную работу руками. Впрочем, само колдовство имеет «рыбную» природу: предсказание, проклятье, смерть-сон, заточение. В сказках со схожей идеей («Белоснежка», «Сказка о мёртвой царевне») ещё добавляется любопытный Девий антураж в виде хрустального (стерильного? геометрически правильно выверенной конструкцией?) гроба и отравленного яблока, намекающего то ли на химию (Дева), то ли на колдовство (Рыбы) - одним словом активные, подавляющие сознание, вещества.
Что интересно, просыпается во всех этих сюжетах главная героиня от поцелуя (снова тема Венеры - эстетика и романтика). И фактически, после пробуждения она оказывается уже «в своём царстве» (а не в царстве родителей), что в целом подтверждает идею «воскрешения» Венеры после Девы в Весах.
И у нас остались для рассмотрения только светила - Солнце и Луна. А поскольку их темы оказываются связаны с сильными культурными пластами нашей эпохи, от очень сильного совпадения сюжетов их «смерти» и «воскрешения» с некоторыми классическими прочтениями, даже пробирает мороз по коже.
Начнём с Луны, как символического отображения «материальной плоти», души и женского начала. В сказках она часто представлена женскими типажами, типа Василисы Прекрасной/Премудрой, Марьи Моревны и т.п. Как вариант, это спутницы, жены и возлюбленные главных героев. Образ может быть представлен также и как мать с ребёнком, и как сестра с младшим братом (подозреваю, что «сестрица Алёнушка и братец Иванушка» из этой оперы). Кроме чисто женских образов, Луна может представлять и детей (Ганс и Гретель не дадут соврать). Не исключено, что её роль в некоторых сюжетах может быть представлена и царевной/царицей.
Соответственно, «дом» её в Раке, наивысшая сила в Тельце. Заточение - в Козероге (как мы выяснили, в башне). А смерть - в Скорпионе. Самом подходящем знаке, задающем тему смерти физического тела и перерождения, прохождения через испытания, духовную закалку. Не зря считается, что Баба Яга, живущая в изгнании в лесу в избушке на курьих ножках (или ведьма в типа пряничном домике) «ест» детей и гнобит молодых девушек и женщин. Это и есть типичное сюжетное отражение падения (смерти) Луны в Скорпионе, сгорание телесных непотребств для потенциального возрождения в новом качестве. И именно потому Баба Яга достаточно спокойно относится к молодым парням - попугает, поэксплуатирует, но не съест.
Следуя этой идее, «возрождение» Луны должно наблюдаться в Стрельце. Духовном знаке, наделённым новым качеством, обновлёнными знаниями, верой. Это своего рода перерождение физического тела после испытаний благодаря новому пониманию и иному подходу к смыслу своего существования. Это фактически религия, вера, духовная сила, воскрешающая физическое тело на новых, преображённых принципах. И, как можно будет понять дальше, эта идея целиком и полностью оказалась перенесена в Новый Завет (где тело Христа после воскрешения испытало ещё и «вознесение» - буквальное прочтение перехода на тему Козерога, как высшей точки в зодиаке). Подобное прочтение не может не воодушевлять, добавляя сакральное уважение к глубинному смыслу символов веры в этой религии.
Ну и, наконец, Солнце. В народных сказках роль главного героя, обычно отдаётся Юпитеру, оставляя Солнце в стороне. Но там, где оно проявляется, оно может указывать на образ Царя. Или Божество (Ярило?). Или образ отца (главы). Что-то главное, важное. Самое сильное. Обладая своим царством во Льве, Царь даёт задание своим сыновьям, посылает их на испытания, подводит итоги. В чисто абстрактном смысле, в отличие от Луны (физическое тело, душа), оно символизирует дух.
Заточение Солнца в Водолее. По сути, царству, тоже принадлежащему Кощею, но несколько на иных условиях. Порой проскальзывает сюжет заточения царя неприятелем (и даже его превращение), но на вполне сносных условиях (схожих с заточением в башню). Например, можно превратить сильного властителя в чудовище и заставить охранять аленький цветочек, яблоки Гесперид, или потоки с живой и мёртвой водой. Любопытно, а Атлант подходит под этот сюжет, или нет?
Наивысшая сила Солнца в Овне. Символически - Царь, Божество, Солнце, побеждающее холод (Кощея), освобождение от цепей и оков. И вот зреет мысль, что тот же главный герой русских народных сказок в облике Ивана-Дурака или Ивана-Царевича, во всей истории символически связанный с Юпитером, после перехода сюжета в Овен (окончание истории и начало нового цикла) побеждает Зло уже не в облике Юпитера-Царевича, а в облике полноценного Солнца-Царя.
Со смертью Солнца можно столкнуться с некоторыми историческими разночтениями. Мы попробуем придерживаться той же схемы, что и раньше, но одну маленькую справку добавить стоит. Чтобы избежать в дальнейшем путаницы и всегда иметь ввиду некоторую неоднозначность такого понятия.
Так, важнейшие точки солнцестояний у тех же древних славян символически всегда увязывались с понятиями рождения и смерти Солнца, чисто по сезонному сопоставлению. Так в день Зимнего Солнцестояния (когда солнечный день наиболее короткий), праздновалось «рождение» нового Солнца - с этого момента день начинает прибавляться и Солнце входит в силу.
В день же Летнего Солнцестояния день наиболее длинный и, отсчитывая с этого момента, Солнце начинает «увядать». Символически этот момент иногда называли и гибелью «старого Солнца».
К чисто астрологической традиции это вопросы отношения не имеют, но вполне могут подразумеваться в тех или иных мифах и сказках. И это способно создавать дополнительные сложности.
Вернёмся к «смерти» Солнца как к знаку его падения. А именно - к Весам.
В Весах силён Кощей (Сатурн) и как жёсткий, неумолимый принцип формы, Смерти и Времени, он убивает Царя (дух, свободу). Ограничения, запреты и формальные правила способствуют ограничению личной свободы, ощущения духовной смерти. Более того, ещё один аспект Весов, больше связанный с гедонизмом, чистой эстетикой, страстью к комфорту, убивает всякие душевные порывы и творческую жилку, предлагая пользоваться только принятыми и стандартными формами самореализации в обществе, не думая ни о чём, кроме получения удовольствий. Т.е. для Солнца предусмотрено два варианта «гибели» - либо под давлением внешних обстоятельств (прямая гибель, подчинение), либо под давлением внутренней деградации.
В народных сюжетах прямых аналогий мне не встречалось (если не считать идею, что при нападении захватчика правитель погибает первым). Однако, размышляя над сюжетом, обнаруживаешь странные параллели с Новым Заветом. Тут тебе и вопрос «ты есть Царь Иудейский?». И предательство Иуды, как желание восстановить «комфортный статус-кво». И формализованный донельзя принцип судейства, с формальным перекладыванием ответственности на «народные массы». И вопросы относительно Истины, законности и справедливости. И даже фраза «умереть на кресте» может быть прочитана чисто астрологически - с намёком на кардинальный крест, к которому принадлежат и Овен, и Весы. И Рак с Козерогом (вспоминаем вопрос, относительно солнцестояний).
Следовательно, знаком воскрешения для Солнца (духа/царя) должен быть знак Скорпиона. Испытания. Трудности. Выжигание излишних «комфортных» привязанностей, самости. Преодоление эгоизма. Именно в этих условиях и возрождается дух, проходя через очистительные мероприятия и буквально «спускаясь в ад». В случае Христа Новый Завет и «народные мифы» намекают на его «духовный спуск» в преисподнюю в момент своей физической смерти (Луна в Скорпионе - тело умерло), для спасения и освобождения всех томящихся там узников. И этот спуск даёт мощнейший стимул к последующему духовному вознесению, фактически являясь духовным подвигом.
Разумеется, не стоит предполагать, что если в сказке/мифе/истории встречается момент гибели персонажа (и его воскрешения), то это обязательно связано с астрологической идеей планеты в падении. Как уже было упомянуто, это может затрагивать и вопрос с солнцестояниями. И вопрос с Лунными узлами (
Красная Шапочка). И кто знает, какую ещё тему подсознательно могли зацепить авторы и создатели. Важно то, что такое может иметь место, как некий «источник архетипов» единого свойства, на которое стоило бы обратить внимание.
После того, как была рассмотрена возможность существования такого понятия как «знак воскрешения» для планеты, само собой встаёт вопрос - а есть ли в этом хоть какая-то польза? Честно говоря, не знаю, как вообще такое понятие может быть введено в астрологическую практику и что такое введение способно дать. Единственный вариант, который удалось озвучить - это чисто философская концепция, прямо вытекающая из зодиакальной структуры и системы обителей/экзальтаций.
По идее, тему логично продолжить, расписав каждый знак Зодиака на пример сюжетного «состояния», учитывая идею включённости в сюжет системы обителей и экзальтаций. Можно даже добавить и потенциально относящихся к ним сказочным персонажам.
Но во-первых, это долго, а во вторых, действительно ли кому-то это нужно?