Символические начертания и смысловые аспекты. Часть 4. Начертания символов планет и знаков.

Apr 17, 2021 19:08




Перед тем как делать разбор обозначений для символов знаков и планет, необходимо сделать несколько оговорок:
  1. Символы знаков имеют явную «подражательную» систему, схожую с иероглифической. А значит смысловая природа у них иная и попытки прямой интерпретации по выведенным ранее правилам не вполне корректны.
  2. Схожую претензию можно предъявить и при разборе символов некоторых планет. Часто символ сопоставлен с прямой мифологической аналогией (зеркало, коса, полумесяц…)
  3. Символы планет во множестве содержат элементы второго порядка, из которых чаще и конструируются. Смысловые акценты в таких случаях делаются больше не на «временных движениях», а на взаимоотношениях между элементами: что выше, что ниже и т.п.

С учётом этих замечаний и попробуем начать этот символический разбор.

1. Символы планет

Солнце.


Символ представляет собой окружность с точкой в центре. Фактически, это прямая аллюзия на диск солнца. Точку можно рассматривать двояко - как само солнце, испускающее ареол света (круг). И как ЭГО, помещённое в некие особые условия.

В рамках нашей теории, мы видим циклическое эволюционное движение, затрагивающее как мир божественный, так и мир подземный (намёк на мифологический дневной круг Солнца вы иных религиях?) В мире реальном в какой-то момент мы имеем точку, искру сознания, пытающуюся понять своё место, свой смысл, свою задачу.

Луна


Изображается в виде полумесяца. Прямой намёк на неполную (растущую) Луну. Впрочем, я не исключаю, что когда-то могли пользоваться идеей изображать Луну согласно её фазе. Но т.к. это не вполне удобно, остановились на одном варианте.

Сходящийся полумесяц - готовая схема элемента второго порядка, описывающая «сбор» в области реального (материализация?) из духовного мира (душа) и подземного (плоть, тело).

Меркурий.




Изображения Меркурия и Венеры сильно схожи. Вот только у Меркурия есть дополнительные «рожки», или полусфера. Точно не уверен, но кажется символ Меркурия изображает кадуцей Гермеса.

Символ вообще состоит из 3-х частей: чаши-полусферы, окружности и креста. Причём доминирующей считается именно полусфера - информация, спускающаяся в божественном мире для обмена с круговым потоком и уносящая в высшие сферы другую информацию.

Круговой поток зацепляет обмен между реальным и божественным миром, постоянный цикл, необходимый в процессе познания и доведения божественных истин (как бы второго порядка) до реального мира.

Но! Внизу крест. И крест цепляет реальный и подземный мир. А следовательно, соединяясь с окружностью, он заставляет испытывать преобразования и проходить через испытания. Стабильные и неизменные процессы, происходящие в обычном мире, вдруг сталкиваются с некими «божественными истинами», которые заставляют ломать представление о реальности. Осмысляется единство реального и подземного мира, осеняемое знанием из божественных высот. И дальнейший процесс, сопровождающий реальную жизнь наполнен уже этим знанием. А всё новое обычно воспринимается через призму «разрушения старого». Инстинкты, животные программы и реальная жизнь вынуждена преобразовываться, облагораживаться под воздействием знаний и божественных истин.

Венера.




Почему исторически сложилась схожесть изображений двух символов мне неизвестно. Однако, есть объединяющий их астрономический фактор - они являются внутренними (по отношению к Земле) планетами и могут наблюдаться только утром или вечером.

Исходно символ Венеры представлялся как «зеркало» богини Венеры. Оно и внешне очень напоминает зеркало (или пряжу) на подставке. Хотя есть ещё один символ, сильно похожий на это изображение - древнеегипетский Анкх, символ вечной жизни.

Почти все, что применимо к Меркурию при разборе символа, применимо и к Венере. Но там нет верхней полусферы и вся идея «колеса» крутиться в немного чуть сниженной сфере, чем у Меркурия. Условно говоря, Если Меркурий даёт истины, образы и формы с очень высоких сфер, связанных с мыслями, формами и идеями, то Венера ограничивается неоформленными божественными идеями по эстетике и красоте формы. Ей больше по душе идеальная форма, чем чёткое содержание.

Однако точно так же, как и Меркурий, в реальном мире это отображается привнесением новых идеализированных и гуманистических форм, которые не всегда способны пробить себе дорогу. Инстинкты, животные программы и реальная жизнь вынуждена преобразовываться, облагораживаться под воздействием осознания божественной гармонии и божественных эстетических норм.

Марс


Символ состоит из окружности и стрелы, направляющейся прочь. Не исключено, что исходно это намёки на щит и копьё Марса.

Если следовать схеме смыслового разбора, то стоит обратить внимание, что доминирующей фигурой является окружность. И она указывает на некий замкнутый круг между миром реальным и миром подземным (страсти, инстинкты, подсознательные животные программы и т.п.), заставляющие человека крутиться в этом адовом круге страстей. Но выход есть и он чётко указан эволюционной стрелой - сосредоточение, концентрация, постановка чёткой цели, сублимация неуправляемых энергий, чтобы вырваться из замкнутого круга страстей, совершить подвиг и подняться «на Олимп».

Юпитер


Полусфера/серп доминирующий над крестом. Что исходно могло быть вложено в изображение мне неизвестно. Возможно, это очень стилизированное изображение лика Зевса, кидающего молнию.

Как минимум, доминирование полусферы (да ещё в «божественном мире») показывает главенство воплощённого облагораживающего влияния над силами разрушения. Мы видим сходящуюся полусферу, собирающую в божественном мире истины более низкие (истины реальности) и истины более высокие (истины божественные) и сводящие их в нечто единое. При этом появляется нечто новое, стоящее над суровой реальностью, ставящей определённые границы низшему. В каком-то смысле крест тут показывает принцип возмездия тем, кто нарушил установленные божественные правила.

Сатурн


Стилизованное изображение косы - символа Смерти.

Если в случае Юпитера мы имели доминирование серпа над крестом, но в случае Сатурна все происходит ровным счётом наоборот. Есть некие процессы в реально-божественном мире, заставляющие проходить через испытания и осознание различных истин. Но в итоге все сходится к тому, что реальная жизнь заканчивается и плоть уходит туда, откуда и пришла - в мир мёртвых. Прах соединяется с Землёй-матушкой и становится с ней единым целым.

Увы - в этом символе запрятана неотвратимая судьба любой жизни.

Уран


Состоит из четырёх элементов - окружности, захватывающей подземный, реальный и частично божественный мир, креста и двух полумесяцев - сходящегося и расходящегося.

Судя по расположению, доминирует конструкция из креста и полумесяцев, полностью проявляющая себя в мире божественном. Появляется некая «идея», воплощающаяся как результат двух потоков, эта идея проходит жёсткие этапы принятия, осмысления, «борьбы умов», разрушения старого. После получения опыта, основные конструкции идеи расходятся снова «по мирам» - либо как часть божественных идей, либо как практический опыт.

Вся эта «борьба идей» сильно отражается в круговороте миров, затрагивая все три слоя и проявляясь как некий завораживающий круг непостижимых событий.

Нептун


Два элемента: полусфера-чаша и крест. Причём момент пересечения полусферы с верхней частью креста тоже можно интерпретировать как второй крест.

Символически - типичный трезубец Непутна/Посейдона.

Из мира божественного инволюционно спускаются «божественные истины» и откровения, чтобы столкнувшись с неким общемировым состоянием осознать некий опыт и этот опыт унести с собой обратно в божественный мир.

Проблема в том, что божественный истины, столкнувшиеся с этим состоянием, вынуждены одновременно воспринимать и разрушительные силы, потоки, присущие реальности и энергиям подземного мира. А это не всегда приятно и обычно всегда больно. Отсюда - желание вернуться обратно в божественный мир (и порой неправильным способом, диктуемым знаниями реальности и инстинктами самоудовлетворения). Тут символически выражено два пути: либо падение в гущу материи под влиянием неконтролируемых желаний с последующей расплатой и жалким существованием. Либо выход за пределы этого жалкого существования, осознание проблематичности и разрушительности реальности, осознание больного опыта, необходимости осознанной работы и перенесение акцента с нижнего креста, на верхний - с последующим подъёмом.

Плутон




Исторически сложилось так, что у него есть два символа. Один астрономический, в виде буквы P, а другой астрологический.

Астрологический символ слегка напоминает Нептун - тоже есть полусфера, спускающаяся до «ствола мирового древа» и поднимающаяся наверх. И тоже в реальном мире крест, как символ разрушения и смерти. Но в божественном мире картина совсем иная. Там изображена окружность. И судя по её расположению, это некая зацикленность на идее, замкнутый руководящий принцип, который и ведёт всю остальную конструкцию символа - «мы все разрушим в мире реальном, ведомые некой важной идеей!»

2. Символы знаков.

Как уже упоминалось - символы зодиакальных знаков имею чёткую мифологическую основу и по-своему, символически, отражают различные мифологические идеи и образы. Подходить к ним с позиций конструкции «смыслового разбора» по мирам можно, но он тут не является определяющим.

Более того, поскольку Знаки Зодиака символически связываются с соответствующими Созвездиями, то легко можно сделать вывод, вся эта мифологическая составляющая исходно относилась именно к ним. Идея распределения созвездий по небу (не только зодиакальных) как отражение некой общей мифологической картины, весьма интересна, имеет очень давнюю природу, но к сожалению, понимание её целостности давно утеряно. Нам достались лишь жалкие обрывки в виде мифологических схем Древней Греции, Персии, Египта, Шумера, Вавилона и иных языческих культур, никак не проясняющих общую картину.

Углубляться в вопрос сейчас не будем и просто начнём анализировать каждый символ.

Овен


Структурно - явное изображение рогов барана (овна). Это изображение отсылает нас к мифу о золотом руне и аргонавтах.

Символически: два быстрых потока - нисходящий и восходящий, пересекающихся в области реального мира (где и происходят всякие сражения, столкновения и геройства).

Телец


Структурно - типичная голова быка (вола).

Символически может быть прочтено как посев (спуск зёрен), раздельный рост вершков и корешков и последующий сбор урожая (подъём результатов). Все это неспешно, аккуратно и последовательно.

Близнецы


Структурно изображение отсылает нас к мифу о двух братьях Диоскурах - Касторе и Поллуксе (кстати, в созвездии Близнецов этими именами названы две ярких звезды). Вертикальные черты намекают на каждого из братьев. Верхняя черта - их руки. Нижняя, соответственно - ноги.

При смысловом разборе имеется неизменный накапливающий процесс в божественном мире и хитро меняющийся процесс в мире подземном. Поднимая из самых глубин, процесс останавливается на одной стабильной стадии (первая черта), осмысливая первое состояние взаимодействия с целостным мировым потоком. Затем, сдвигаясь по времени, происходит второе стабильное состояние целостности. И только после этого, накопив полный опыт. поток из нижнего мира начинает подниматься ещё выше, восприняв более благородные тенденции благодаря полученному опыту.

Рак


Исходный миф выглядит достаточно бледно в нашем современном понимании, так как непонятно что это за чудовище такое, и за какие такие заслуги его нужно было возносить аж на небо. Возможно, что это один из вариантов утраченной нами мифологической основы.

Структурно - типичные клешни рака.

В смысловом контексте - две возможных ситуации. Либо изначальное вращение в замкнутом круге собственной реальности, из которой обнаруживается выход в более высокие сферы. Либо движение от основ, инстинктов, материальности к некоторому замкнутому кругу в реальности (например, увлечение едой или собственными эмоциональными состояниями).

Лев


Мифологически может указывать на Немейского льва.

Структурно и стилистически - типичная голова льва с попыткой изобразить его гриву и хвост.

По сути, имеется тот же вопрос с мифологическим обоснованием - зачем возносить на небо чудовище, побеждённое героем Гераклом? Или мы что-то не очень знаем о самом Немейском Льве, либо мы имеем дело с утраченной логикой «увязки» созвездий с мифологическими существами (и утраченной логикой цельности небесной картины).

В смысловом аспекте мы видим зацикленность в реальном/божественном мире (вероятнее всего на собственной персоне), выход из которой может привести как к большему вознесению, так и к грехопадению вниз, в мир реальный и подземный, вследствие собственной гордыни.

Дева


Мифологическое происхождение достаточно туманно.

Структурно - изображение девы с крыльями, держащей колос. Первая вертикальная линия - колос, вторая - дева, третья - стилизованное крыло.

Смысловой разбор достаточно сложен. Есть три стабильных состояния, через которые последовательно меняется процесс. Причём соединяются эти процессы через мир божественный. Последний этап включает в себя ещё и эволюционную составляющую (наклонная линия, идущая вверх).

Весы


С мифологическим происхождением всё слишком сложно. Кому интересно - предлагаю обратиться к википедии.

Структурно. как это ни удивительно - стилизованное изображение весов.

Смысловой разбор состоит из двух потоков на границах миров. Поток между реальным и подземным миром являет собой ровную линию, незыблемое движение. Поток между миром реальным и божественным, при этом, включает в себя любопытнейший опыт «восхождения» в высшие мир. познания каких-то истин и возвращение к тому пути, который был ранее. Словно ничего и не случилось.

Скорпион


Ещё одно созвездие, мифологическое происхождение которого достаточно туманно и противоречиво.

Структурно символ представляет собой именно изображение скорпиона - три пары ног и хвост.

Смысловой разбор схож с разбором символа Девы, но концовка там совсем иная: после ряда всевозможных этапов и стадий происходит спуск в подземный мир (опыт смерти) и резкий эволюционный подъём.

Стрелец


Существует два схожих созвездия, мифологически связанных с кентаврами: созвездие Стрельца и созвездие Центавра. Первое связано с кентавром Кротосом (или Нессом - с именами есть путаница), а второе - с мудрым кентавром Хироном (подробности см. в Википедии).

Символ знака стилистически представляет собой лук и стрелу. Символически, рассматривают символ как устремление ввысь (стрела), выход за пределы ограниченного мира (дуга лука).

При смысловом разборе мы имеем два возможных пути рассмотрения, пересекающихся в области реального мира. Дуга лука представляет нисходящий поток. Стрела - активный восходящий поток к божественному миру. В момент пересечения существует выбор направления.

В связи с символом знака Стрельца хотелось бы сделать одно отступление и обратить внимание на один странный исторический факт. А точнее - обратить внимание на структуру герба СССР.



Структурно герб состоит из серпа и молота. В упрощённом виде это можно представить в виде стрелы и полусферы - тех же элементов, что и символ Стрельца. Однако расположение их с позиций символизма выглядит странным образом зеркально: в структуре герба стрела снизу пронзает полусферу, вторгаясь в центр обыденного мира. В символическом разборе все равно остаётся два пути - медленно эволюционный и резкий инволюционный.

Я не знаю, кто именно предложил этот герб и прорабатывал его идею. Не интересовался историей появления этого герба и даже не копал в эту сторону.

Но то, что кто-то предложил именно такую символику, с учётом перевёрнутого сходства с символикой знака Стрельца, вызывает массу интересных и безответных вопросов и предположений. И даже намекает на какую-то историческую загадку.

Козерог


Мифологическое происхождение весьма туманное. Скорее всего оно ближе к древневавилонскому или древнешумерскому эпосу, чем греческому. Иногда мне вообще кажется, что греки «натягивали» чуждые им восточные представления о созвездиях на свою мифологическую логику, чтобы сохранить хоть какой-то смысл.

Представляет собой животное с головой козла и хвостом рыбы, выходящее из воды (тут явный намёк на противоположный знак - Рака) и устремляющееся ввысь.

Структурно символ знака изображает именно такое животное. Причём лично мне известно два изображения. В связи с этим, смысловой разбор выглядит достаточно запутанным.

Водолей


Ещё один знак/созвездие, мифологическая основа которого весьма запутана. Вполне возможно, что смысл восходит к двум потокам: живой и мёртвой воды.

Символ чётко отражает именно два водных потока - один над другим.

В смысловом разборе можно говорить о том же самом: потоки, разделяющие границы миров (и попеременно перемещающие нас между мирами).

Рыбы


Ещё одно созвездие, мифологическая основа которого выглядит «притянутой за уши».

Структурно можно интерпретировать как два рыбьих хвоста. Этакий мутант с одним телом без голов, но с двумя хвостами.

В смысловом разборе можно наблюдать центральную линию в реальном мире, собирающую опыт. В самом начале к этой линии сходятся две других для «воплощения» - из божественного и подземного мира (союз духа, реальности и материи). Спустя какое-то время собранный в реальном мире опыт так же разбивается на три потока и расходится по разным мирам.

размышления, культурология, история, эзотеризм, мысли вслух, астрология

Previous post Next post
Up