Прежде чем углубиться в саму идею смысловых аспектов для различных начертаний, необходимо сделать небольшой экскурс в историю космологических представлений. Как бы ни показалось это странным при рассмотрении символов, подобное отступление является просто необходимым.
Приведу всего две цитаты ("читаты") из общих источников.
Среди всего многообразия космологических представлений совершенно особое место занимает модель, которую условно можно назвать концепцией «многоэтажной» или «многоступенчатой» вселенной. Суть её заключается в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся
один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надёжно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три (часто каждый из них в свою очередь подразделяется на особые зоны). Это - небеса, населённые богами; земля - обиталище людей и преисподняя, где живут всевозможные демоны и злые духи. Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием или ступенчатым сооружением наподобие пирамиды, поднимаясь или,наоборот, спускаясь по ступеням которого, можно попасть как в небесные чертоги, так и в адскую бездну.
Истоки этой космологической концепции уходят корнями в глубокую древность, в наиболее архаичные пласты религиозно-мифологического сознания. В то же время они отчётливо прослеживаются и в таких развитых религиях, как христианство, ислам, буддизм. [1]
У скандинавских народов их многослойный мир держится на ясене Иггдрасиль. На его ветвях сидели орёл и ястреб. По стволу вверх и вниз носилась белка. У корней обитали олени.
Ниже всех - Змей Нидхекк, который хотел все съесть. Ясень Иггдрасиль это то, что всегда было, есть и будет. [2]
В целом, если говорить кратко, у многих народов имеется представление о трехчленности мира и некоем «мировом древе», центральном стержне мира:
- Мир высший (Рай. Правь, вершина дерева Иггдрасиль, Олимп и т.п.). Мир богов, мир идей, мир первооснов.
- Мир земной (Явь, обычный мир). Наша земная реальность.
- Мир подземный (Ад, Навь, корни дерева Иггдрасиль, царство Аида и т.п.).
Подобное мифологическое мышление должно накладывать (и накладывает) отпечаток и на обычную культурную деятельность человека, следуя формуле «что вверху то и внизу». Структура мироздания таким образом, должна часто воспроизводиться и в рисунках, вышивках, архитектуре и письме.
Точно таким же образом, каждый изображаемый символ на письме должен неявным образом представлять собой трехчленную структуру мира (в том случае, если идея начертания не следует иным правилам, например иероглифическому подражанию реальности). Тогда «полотно» для любого символа представляет собой целый мир, а «черты» этого символа - потоки или движение, символически отражающие какие-то аспекты реального мира.
В наше современное время на подобные аспекты начертания символов уже давно никто не обращает внимания в силу определённой неактуальности. Но в древние времена такой подход мог играть очень важную роль. Отражая реальность посредством символов человек, знакомый с письменностью и начертаниями символов, мог получить общее представление о том, что происходит в каждом из трёх миров
или задать какую-то тенденцию к свершению желаемого результата. Отсюда растут корни представления о «магичности» тех или иных символов, начертанных на входе или стенах, волшебных татуировках или магических кругах, возможности предугадать будущее, «прочитав» начертанные природой символы. И многое, многое другое.
Так как определённые наборы символов использовались и в гаданиях (например, руны), то посредством чтения смысла таких символов (и их комбинаций) можно было прийти к определённым выводам относительно результата.
Что в таком аспекте представляют сами черты в символе? Как к ним могли относится в древности? Как нам относиться к понятию «черта символа» в нынешнее время, какой смысловой пласт брать? У меня есть несколько вариантов, каждый из которых может быть вполне «функционален» в смысле «истинности» идеи.
а) каждая черта - это одна из «ветвей» мирового древа.
б) каждая черта - это один из жизненных потоков мироздания, показывающий направление движения в каждом из миров (или между мирами)
в) каждая черта - энергетические потоки, отражающие движение в мирах и между мирами.
Собственно говоря, привязываться к конкретному определению в рамках нынешнего понимания концепции нет никакого смысла. Любое из них всего лишь абстракция, приближение к некоему общему смыслу, общей идее, описывающей то, как проявляют себя те или иные черты.
Так, черты активно проявленные в высшем мире, могут говорить о событиях и действиях относящихся к миру идей, миру богов, каких-то задумках, которые так или иначе могут со временем проявиться и в реальном мире. Это то, чего ещё нет, но то, что может со временем проявиться, божественная первопричина событий.
Черты, проявляемые в срединной области могут быть указанием уже на вполне реальные события нашего мира, являющиеся следствием того, что происходило либо в мире высшем, либо в мире низшем. Это указание на своего рода «воплощение» некоего замысла (источник которого определяется другими чертами).
Низший мир тоже может быть источником событий, некоторых идей и мыслей. Но причина их, в отличие от высшего мира, чаще всего лежит в области инстинктов, стихии, неукрощенной энергии. Это то, что может как поглотить человека (всевозможные страсти и демоны), так и дать ему источник огромной силы (мать Земля, например).
Какими бывают черты, особенности их проявления для разных миров, что они дают в их смысловой интерпретации - об этом поговорим в следующем посте, на примере известной рунической письменности. Заодно посмотрим, в какие конфигурации эти черты обращаются, превращаясь в основные элементы различных символов.
Ссылки:
- Евсюков. В. В. Мифы о вселенной.- Новосибирск: Наука, 1988.- (Серия «Из истории мировой культуры»). Глава V. http://vzgljadnamir.narod.ru/biblioteka/Evsukov/Evs05.htm
- Устройство мира в древних мифах и верованиях. https://cosmoagida.ru/post/ustrojstvo-mira-v-drevnix-mifax/