Подсмотрено у
palaman ***
Владимир Генералов год назад воспроизвёл вопрос Вариса, и я предложил ответ на него, исходя из теории Власти.
Цитирую:
Рекомендую прочитать романы Джорджа Мартина из серии "Песнь льда и огня", по которым сняли сериал "Игра престолов". Сериал ужасен, потому что адаптирован неумными людьми, Беньоффом и Вайсом, для ещё менее умной массовой аудитории. Но книги великие. Желательно в оригинале из-за неприятных традиций перевода СССР-РФ, но можно и на русском. Там, например, есть диалог евнуха Вариса, мастера над шептунами (то есть общего главы контрразведки и разведки на наши деньги), и карлика Тириона из "Битвы королей", второго романа серии.
"В одной комнате сидят три больших человека: король, священник и богач. Между ними стоит наёмник, человек низкого происхождения и невеликого ума. И каждый из больших людей приказывает ему убить двух других. "Убей их, - говорит король, - ибо я твой законный правитель". "Убей их, - говорит священник, - ибо я приказываю тебе это от имени богов". "Убей их, - говорит богач, - и всё это золото будет твоим". Скажите же - кто из них останется жив, а кто умрёт? [...]
- Власть - странная штука, милорд. Вы уже разрешили загадку, которую я загадал вам тогда в гостинице?
- Я задумывался над ней пару раз, - признался Тирион. - Король, священник и богач - кто умрёт, а кто останется жив? Кому подчиняется наёмник. У этой загадки нет ответа - вернее, их слишком много. Все зависит от человека с мечом.
- Между тем, он никто. У него нет ни короны, ни золота, ни благословения богов - только кусок заострённой стали.
- Этот кусок стали имеет власть над жизнью и смертью.
- Истинно так… но если нами правят люди с мечами, почему мы тогда притворяемся, будто власть принадлежит королям? Почему сильный мужчина с мечом подчиняется ребенку вроде Джоффри или пропитанному вином олуху вроде его отца?
- Потому что короли, как мальчики, так и пьяные олухи, могут позвать других сильных мужчин с мечами.
- Значит, этим другим воинам и принадлежит власть. Или нет? Откуда они берут свои мечи? И опять-таки почему повинуются чьим-то приказам? - Варис улыбнулся. - Одни говорят, что власть заключается в знании. Другие - что её посылают боги. Третьи - что она даётся по закону. Однако в тот день на ступенях септы Бейлора наш святейший верховный септон, законная королева-регентша и ваш столь хорошо осведомлённый слуга оказались так же беспомощны, как всякий разносчик или медник в толпе. Как по-вашему, кто убил Эддарда Старка? Джоффри, отдавший приказ? Сир Илин Пейн, нанёсший удар мечом? Или… кто-то другой?
Тирион склонил голову набок.
- Чего ты хочешь? Чтоб я разгадал твою проклятую загадку или чтобы голова у меня разболелась ещё пуще?
- Тогда я сам скажу, - улыбнулся Варис. - Власть помещается там, где человек верит, что она помещается. Ни больше, ни меньше.
- Значит, власть - всего лишь фиглярский трюк?
- Тень на стене… но тени могут убивать. И порой очень маленький человек отбрасывает очень большую тень".
***
Человек с мечом - это Власть основанная на насилии, нам даже указали в тексте, что он не отличается особым умом. Следующий и более сложный уровень социальных связей это власть закона/порядка/иерархии. В этой группе таких человека два, король и священник. К ним вернёмся позднее.
Богач - ещё более высокий уровень, это человек который полностью овладел правилами устройства мира и способен использовать их в корысных целях. А.В.Кожев описывает этот тип как гегелевского Господина. (И заметим, что в современном мире есть еще более высокие уровни.)
Казалось бы, для наемника должны быть ближе деньги, но раз разговор идёт о власти, а не о чем либо ещё, то тот уровень Власти, который стоит за деньгами богача недоступен для понимания наемника. Богач для него - никто.
Остаются король и священник. Кожев разделял эти типы власти, так как строил свою феноменологию на принципе непротивления истинной власти, что не лишено смысла. Священник, по Кожеву - представляет власть судьи, он беспристрастен, и даже сама его власть выражение той истины, которой он служит.
Король - по Кожину - Власть Вождя построенная, на преимуществе (не обязательно физическом), это и предвидение, информированность, и тд.
На самом деле, особой разницы между властью Короля и священника нет, это один уровень, но они служат разным идеям и в обществе выполняют разную функцию.
Такой образ мысли (биопсихсоциальная модель по Д.Грейвсу) вмещает пирамиду власти с жёстким подчинением. В неё включаются такие же люди как наш наемник, согласившихся принять "правила игры", ее закон, иерархию и получающие выгоду от участия в организации.
Король самая близкая и понятная для наемника власть.
Любопытно, что далее в тексте прямо указаны источники власти, хотя и не приводится порядок их доминирования а именно власть дают мечи, посылают боги, она дается по закону, либо заключается в знании.
В самом конце отрывка даётся ключ к разгадке - Власть помещается там, где человек верит, что она помещается. То есть, каждому уровню развития мышления, каждой картине мира, будет соответствовать и своё представления о Власти!
Последний пассаж, добавляет последний штрих, человек видит власть там, где заканчиваются его представления о мире, он видит только "тень", а бывает, что "порой очень маленький человек отбрасывает очень большую тень"...