Ксюша, прости, но сегодня не снимать говна не получилось
В пятницу мы опять поднялись ни свет ни заря и отправились на юг, в окрестности Матары, чтобы совершить набег на пару удалённых деревень, в которых сохраняются традиционные ремесла. В одной делают глиняные горшки на всю южную Шри Ланку, в другой плетут всякие пустяки из тростника и тому подобное. Тут надо сказать, что нам здорово повезло с водителем. Он удивительно легко находил общий язык со всеми людьми, уговаривая их продемонстрировать нам все фазы процесса.
Я за этот съемочный день порядком измучилась: сказался ранний подъем, адская жарища и то, что вокруг каждой сценки в достаточно стесненных условиях кроме меня оказывалось еще пять человек с объективами. В общем, часто это превращалось в игру "исключи товарища", но кадров, на которых торчит чья-то рука, нога, голова или бленда, у меня более чем достаточно. Ближе к концу дня мы научились вежливо просить друг друга отойти и дать место на пару минут, а в первой локации все молча раздражённо сопели. Думаю, Ксюша изрядно поржала про себя. Ну и свет был непростой.
В общей сложности мы снимали в тот день в четырёх местах, где что-то делали, одном храме, одном доме престарелых (спонтанно получилось) и в качестве бонуса - в больнице города Голь. Тут я покажу только ремесленные картинки, а дом престарелых будет в следующей серии.
Итак, сначала гончары. Всё по-честному, вот вам куча глины, вот гончарный круг, на котором работают вдвоём: один крутит, другой лепит.
Вот котик посреди подсыхающих заготовок
Дыра в каждой заготовке закрывается просто вручную с помощью скребка и молотка (а кругом ноги моих дорогих товарищей)
И всё это отправляется на обжиг в печь. Печь топится кокосовой скорлупой. Тут вообще очень многое делается из кокоса: это важный ингредиент в кулинарии, кроме того из него гонят самогон и нечто вроде пива, топят печи, вьют веревки, делают циновки, набивают матрасы... наверняка забыла еще как минимум половину применений. Короче говоря, универсальная вещь.
Местный житель радуется гостям:
Проходим полквартала и попадаем на небольшую фабрику по производству керамики. Тут уже никаких гончарных кругов: отливка по формочкам, запекание, глазурирование. Тут же в магазинчике можно приобрести готовую продукцию. И, слава богу, что-то происходит во всех помещениях одновременно, можно разойтись и не толкаться локтями.
Уходим с фабрики, проезжаем довольно крупный город Матара, посещаем островной храм, который запомнился мне тем, что donation там требовали трижды на самых разных этапах, и отправляемся в деревню, где плетут всякие пустяки.
Картинка ниже дает вполне полное представление о внутреннем убранстве деревенского дома. Не всегда дома кирпичные, бывают мазаные, но смысл примерно такой: голые стены, пластиковые стулья, телевизор, всё красивое и ценное (в данном случае - огромное дерево из искуственных цветов) обернуто полиэтиленом. Любовь местного населения к искуственным цветам, когда на улице полно всяких самых невероятных настоящих так и осталась для меня загадкой.
Мы в этом доме провели много времени. Сначала нам показывали, как плетутся разные штуки, потом для нас разделали по кокосу, потом нам показывали, как смешивается бетель, потом показывали карпа. Но я была такая варёная уже, что творческой удачи не случилось (хотя получасом позже в доме престарелых снялась вполне внятная серия). Поэтому пара технических картинок.
Напоследок мы поехали к тётушке, которая плетет тростниковые циновки. Правда, оказалось, что правильный тростник больше не растёт, потому что поля удобряют какой-то дрянью, и ремесло её таким образом умирает, но она согласилась показать само плетение на пальмовом листе. Для чего её муж, тоже, надо сказать, весьма преклонного возраста джентльмен, подоткнул саронг и с проворством обезьяны залез на пальму и притащил оттуда огромную ветку.
Cлева видны образцы правильных старых циновок.
А потом мне надоело фотографировать и я уселась плести тоже. Совсем несложно, хотя, чтобы добиться того проворства, с которым это делала хозяйка, нужны, наверное, годы.
Самым последним пунктом по плану была чайная плантация. День уже клонился к закату, работниц там оставалось штуки две, но было приятно просто погулять вокруг в тишине и прохладе. На вершине стоит колониальный дом, видимо, принадлежавший когда-то англичанину, а на другой стороне - сушильная фабрика и магазин. После прогулки по плантации предлагают чай с пирожным на террасе, увитой цветами, после всех мытарств это было практически райское удовольствие, хотя я к пирожным совершенно равнодушна.
Термитник вот нашла, пока гуляла, никогда раньше не видела.
После чая в обязательном порядке устраивается экскурсия на фабрику.
Ну а заканчивается все, естественно, магазинчиком. Кстати, на Ланке довольно забавные представления о том, что такое улун. У них есть два сорта чая: черный (как правило мелколистовой, ну как мы привыкли) и белый, который делают из еще нераскрывшихся листочков, дорогущий, хотя и не такой хороший на мой вкус как китайский. А улуном эти ребята называют смесь белого и черного, видимо, дань моде: туристы спрашивают - надо сделать.
Этим бы всё могло закончиться, но одна из наших девушек умудрилась приехать из Питера вообще без летней обуви. Стерев напрочь ноги моими вьетнамками в первые два дня и ничего с этим не делая вторые два дня, она добилась того, что ноги опухли и перестали годиться для ходьбы. Поэтому кроме последнего пункта по плану у нас появился последний пункт без плана: больница. Пока мы ждали нашу страдалицу в холле, я сделала еще несколько кадров. Думала "ну неужели на этот раз не побьют?" Нет, не побили! Очень приличная больница, кстати, оказалась.
Уже совершенно без сил мы ввалились в любимый, но дорогой ресторанчик с намерением вообще ни в чем себе не отказывать (и воплотили его на все 100). Водителя мы отпустили еще у больницы, сил ехать домой на автобусе уже не было, поэтому после ужина мы расселись по тук-тукам, продолжая таким образом красивую жизнь. Ни о каком разборе картинок в тот вечер речь уже не шла, пришли и упали до следующего утра.
В следующих сериях дом престарелых, автовокзал, воскресный овощной рынок.