Как отразится на жизни обвал гривны, резкое поднятие стоимости газа и иных тарифов

Feb 26, 2015 15:00




"Глава Нацбанка - это человек, который открывает рот, и курс после этого либо растет, либо понижается"

Национальный банк 23 февраля опустил официальный курс гривны до нового исторического минимума - 28,35 грн/$ и 32,03 грн/€. Наличную валюту в обменных пунктах продают по 33 гривны за доллар, евро по 37. Как отразится на жизни украинцев обвал гривны? - "ГОРДОН" спросил у экспертов.

Сергей КАПЛИН
Народный депутат от Блока Петра Порошенко, первый заместитель главы Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.
За один день может рухнуть целая экономика, целые отрасли только лишь из-за неосторожной, неудачной, заполитизированной деятельности того или иного главы или его несамостоятельности. G

Правительство сейчас строит монетарно-популистскую политику, когда одалживаются деньги, часть из них идет на проведение очень умных реформ, а часть денег идет на обслуживание схем, работавших при Януковиче и продолжающих работать сейчас. И только малая часть на реальную экономику. Я вижу сейчас изменения к бюджету и хочу сказать, что, к сожалению, никакой реформаторской логики в них нет. Реформы - это, прежде всего, изменение определенного экономического порядка в стране. А порядок сегодня такой, что мы накачиваем государственную машину деньгами вместо того, чтобы отдавать их в реальный сектор экономики. Мы не идем ни по пути создания мощного государства, ни по пути создания реального сектора экономики. Такие полумеры везде.

Гонтарева реализует определенно новый, но не приемлемый для обычных граждан алгоритм. Что фактически происходит благодаря увеличению курса доллара? Вымываются ресурсы у граждан и поддерживаются большие внутренние корпорации, которые в том числе экспортируют за границу.
Гонтарева уже не может обуздать процесс психологического фактора роста курса.  У нее абсолютно неадекватное поведение в представлении и объяснении причин роста для граждан. Когда выходит Глава Нацбанка и делает заявления, которые, по сути, провоцируют рост, а  она считает, что выступает перед конкурсной комиссией на определение нобелевского лауреата, то это абсолютно недопустимо.

Глава Нацбанка - это человек, который открывает рот, и курс после этого либо растет, либо понижается
Глава Нацбанка - это человек, который открывает рот, и курс после этого либо растет, либо понижается. Это ей надо знать и четко понимать. Хочу преподать Гонтаревой  урок: в зависимости от того, как ты откроешь рот, уменьшатся или увеличатся государственные средства. Нужно сдерживать свое желание делать какие-то резкие заявления. Она не политик, она банкир. Я знаю три-четыре  прецедента, когда после выступления Гонтаревой, курс резко поднимался.

У Гонтаревой нет  четкого представления о будущем нашей национальной валюты. Почему его нет? Потому что она несамостоятельная. Она не может прийти и сказать премьер-министру: "Я понимаю, ребята, почему вы сейчас молчите". Вы слышали от премьер-министра Украины словосочетание "курс национальной валюты" в течение последних нескольких месяцев? Нет, не слышали. А от премьера также многое зависит и очень многое зависит от президента. Главная беда Нацбанка, беда, которой 20 лет, - это хроническая постоянная зависимость его главы и всего менеджмента  от украинской политики и от украинских политиков. Это самая большая опасность.

Была бы она независимой и как банкир понимала бы, какая слабая перспектива национального курса с такими трендами в торговом балансе в условиях войны, в условиях паники, она бы уже предприняла очень четкие шаги в в трех направлениях: первое - административное регулирование порядка продажи и других вещей, которые в совокупности в принципе объективно составляют объективную основу роста или стабилизации курса; второе - борьба с теневым рынком; третье - участие Нацбанка как регулятора и как участника через инструмент интервенций. Эти три синхронно работающих инструмента могли бы держать курс в определенном здоровом коридоре.

Нужно  четко понимать, что законы финансов выше законов политики
Сегодня вся страна в котле. Мы говорим об Иловайске, о Дебальцево, об аэропорте Донецка. Но сегодня вся страна, каждый простой обычный гражданин, малый и средний бизнес, большие корпорации, которые не экспортируют, попали в котел. Здесь не может быть невиноватых, потому что это не 3 000 солдат, а в этом котле вся страна.
Решением вопроса о замене Гонтаревой ситуация не изменится. Придет новый, и если этот новый будет бегать по кабинетам Администрации президента, по кабинетам Кабмина и по фракциям Верховной Рады, рано или поздно на него снова будут бросаться люди и политики. Нужно  четко понимать, что законы финансов выше законов политики. Это не игрушки. За один день может рухнуть целая экономика, целые отрасли только лишь из-за неосторожной, неудачной, заполитизированной деятельности того или иного Главы или его несамостоятельности.

Что происходит? Нам дают 17 миллиардов долларов, 11 из них - в марте.

Выделяют 247 000 000 на субсидии для ЖКХ. А я разделил их  минимум на 5 миллионов тех граждан, которым нужны субсидии и вышло  по 40 грн. в месяц. Что это?

Это фальш-панель субсидирования. Это абсолютно нереальная цифра для того, чтобы уменьшить нагрузку по оплате на семейный бюджет. Для  выполнения это нереально. Полмиллиона выдают на маммографы, гемодиализ, учитывая, что большинство и большинство из этого будет закупаться за границей.
Что такое 500 миллионов сегодня в этих условиях с возможным долларом 50?  А он будет 50, если не остановить сейчас эту машину, идущую под очень острым углом вниз.
Ее можно остановить, только если под нее ляжет Гонтарева. Благодаря ее увольнению мы можем психологически сдержать на месяц курс. Если мы ее не увольняем, мы теряем еще несколько десятков миллиардов гривен. Просто Гонтареву надо положить под этот каток и только тогда курс на время остановится.

С людьми надо честно разговаривать
Я не знаю, как наши переговорщики проводили переговоры, но я не понимаю, почему Украина должна до сих пор платить взносы во внешне-политические институты, в ООН, например? Международная общественность, по сути, не выполняет своих обязательств. Разве нельзя страну, пребывающую в войне, на какое-то время освободить от выплат?

Лучше мы купим танков, БТРов, лучше оденем солдат на эти деньги. В бюджете закладывается два с половиной миллиарда на новую фактическую границу, которая будет разграничивать зону АТО, Украину, Крым. Давайте людям честно говорить, что мы строим границу. Какая-то военная логика должна быть. С людьми надо честно разговаривать.

Слава Богу убрали спецпенсии и мы сэкономим около 4 миллиардов. Вузы сократят в три раза, с 800 до 300, в такой же пропорции сократят школы, ПТУ. Это даст экономию 300 000 000. Сэкономили же 4 миллиарда на спецпенсиях, давайте оставим в покое школы. Куда вы их убираете?!

Александр ПАСХАВЕР
Кандидат экономических наук, президент Центра экономического развития.
Единственное, что может улучшить ситуацию - это реформы в экспресс-режиме, как это было в Сингапуре. Нужна открытость экономики, предельная легкость предпринимательства. Может быть, это помогло бы. G

Я не знаю, насколько глубоко и как долго может падать гривна. Я могу сказать, какие факторы на это влияют. Конечно, влияет война, влияет ограничение на оборот валюты,  влияют ожидания людей, которые не верят государству, влияет отсутствие денег от Международного валютного фонда, влияет  падение экономики. Все это вместе дает неблагоприятную оценку тому, какая может быть валюта. У нас нет каких-то ограничений сверху на удешевление гривны. И нет пока факторов, которые могли бы остановить этот рост.  Возможно, если бы остановилась война… Хотя и это вряд ли повлияет, потому что если остановится война, то, я думаю, большинство было бы за то, чтобы деньги тратили на вооружение, чтобы обороняться в будущем. Таким образом, пока нет каких-то оснований говорить об улучшении. Единственное, что могло бы улучшить ситуацию - это реформы в экспресс-режиме, как это было в Сингапуре. Нужна  открытость экономики, предельная легкость предпринимательства. Может быть, это помогло бы.

Есть продукты питания и услуги, от которых нельзя отказаться. Но люди будут адаптироваться к ситуации
Вспомните, какую долю в любом семейном бюджете составляют импортные товары. Цены на них растут пропорционально соотношению гривна-доллар. Стоимость всех остальных товаров также растет из-за энергетики, но растет медленнее. Средние цены, конечно, растут значительно меньше, чем дешевеет гривна. Есть тесная корреляция, но она не линейная, то есть цены растут медленнее, чем падает гривна по отношению к доллару.

Есть продукты питания и услуги, от которых нельзя отказаться. Будут изменения структуры. Будут покупать отечественные лекарства, в еде будут заменять дорогие продукты дешевыми. Люди будут адаптироваться. Будут больше покупать товары длительного пользования, то есть начнут хуже жить.
Вопрос, как долго это продлится? Я не вижу оснований, по которым Россия перестанет воевать с нами. А это, на мой взгляд, важнейший фактор экономических проблем. Причем не просто фактор последствия, а фактор планирования Россией такой ситуации. Что может помочь? Золотой дождь кредитов. Но, по-видимому, те, кто их дают, не очень ожидают, что мы их отдадим. Такого дождя нет. Есть лишь постоянное обещание, а значит, страна должна справляться сама.

Никто бескорыстно, и тем более быстро, нам помогать не будет
Что такое ожидание помощи? Все страны - эгоисты. Если оказывают помощь, значит, ожидают какую-то выгоду с этого иметь. Нет бескорыстной помощи между странами. Только во времена империи, когда императору, неограниченному царю или королю могло взбрести в голову помочь своему брату бескорыстно. Сейчас такого процесса не существует.

Все делается исключительно из эгоистических соображений. Если помогают стране, значит, имеют в виду свои проблемы, свои риски, которые решаются этой помощью. Вот и все. Никто бескорыстно, и тем более быстро, нам помогать не будет. Проблема оружия очень показательна в этом смысле.

Например, сегодня британский политик заявляет: "Наша политика - не помогать в конфликтах оружием". Как будто это такой равный конфликт с равными шансами. Это приблизительно, как если бы милиционер, проходя по улице и видя, как здоровый мужик бьет старика или старушку, заявил, что "Моя политика - не вмешиваться. Пусть они сами решают эти вопросы".
Вот приблизительно так выглядит и ситуация с кредитами. Золотого дождя не будет, будет медленное просачивание кредитов.

Паника - один из важнейших факторов снижения стоимости отечественной валюты. Таким образом, я назвал уже два фактора: политика Национального банка и реформы, а также оживление бизнеса. Можно спросить, бывает ли оживление бизнеса во время войны. Но наша война ведь не тотальная. Большая часть страны живет вне войны, хотя экономически связана и с этим.

Вадим РАБИНОВИЧ
Председатель Всеукраинского еврейского конгресса, глава партии "Центр", народный депутат от Оппозиционного блока.
Экономика больна, и понятно, что применяемые нынешним правительством лекарства не работают. Но больного продолжают кормить этими лекарствами. Поэтому он будет болеть дальше и ему будет становиться еще хуже. G

Если больного не лечить, то чего от него ожидать?  Больного надо лечить. Экономика больна, и понятно, что применяемые нынешним правительством лекарства не работают. Но больного продолжают кормить этими лекарствами. Поэтому он будет болеть дальше и ему будет становиться еще хуже.

Когда доллар был 10, Яценюк сказал, что при курсе 12 экономика Украины рухнет. Потом  курс стал 20 и они все замолчали. Сейчас власти не контролируют ситуацию и тупо ждут кредитов, чтобы опять нажиться и снова  набрать кредитов.

Гривну никто не останавливает, она рушится. Создается такое впечатление, что  делается это специально.
Меня потрясло выступление нового министра Абромавичуса. Он сказал, что очень хорошо, что гривна рушится, потому что потом, когда она обрушится, сюда придут иностранные инвесторы, и им очень выгодно будет нанимать людей на малюсенькую зарплату.
Я считаю, что по этому высказыванию надо проверить психику министра. Они специально разрушают экономику. Они специально хотят сделать здесь туземный лагерь, где за 6 долларов будут работать все.

Виктор КРИВЕНКО
Народный депутат от объединения "Самопоміч", заместитель главы бюджетного комитета Верховной Рады Украины.
Если мы повысим населению цены на газ, когда нет курса, когда нет экономически обоснованных тарифов, то в апреле-мае возникнет очень серьезная опасность больших социальных волнений. G

Ограничений по вывозу валюты не поддерживаю. Я считаю, что всегда останется возможность их обойти, но это еще больше напугает как отечественных, так и зарубежных бизнесменов, чтобы завозить валюту в Украину. Они и дальше будут держать ее в офшорах. Я не поддерживаю ограничение 500 000 на контракт.

Ключевой вопрос - когда, наконец, начнется развитие собственного производства, собственной переработки, машиностроения? Когда эти средства, которые печатаются, пойдут не на проедание, а на поддержку нашей промышленности?

Всегда и все можно списывать на войну. Но Донецк и Луганск не были кормящими страну регионами
В  2012 году у нас был негативный баланс - на 24 миллиарда долларов купили больше, чем продали. Сейчас, благодаря в том числе курсу, баланс почти нулевой, но все равно промышленность наша падает намного более быстрыми темпами.

Всегда и все можно списывать на войну. Но дело в том, что Донецк и Луганск не были кормящими страну регионами. Они потребляли столько же, сколько и отдавали в бюджет. Потребляли даже больше.

Сегодня нет специалистов, которые могут  предвидеть, насколько упадет наша экономика и валюта. Но сегодняшняя ситуация - это фактически преддефолтное состояние. Если мы в такой форме повысим населению цены на газ, когда нет курса, когда нет экономически обоснованных тарифов, то в апреле-мае возникнет очень серьезная опасность больших социальных волнений.

С 1-го апреля цены на газ поднимутся, это очень ударит по простому гражданину
С 1-го апреля цены на газ поднимутся. Но у нас на 90% для населения хватает газа собственной добычи. И  повышения тарифов на 40% достаточно не только, чтобы обеспечить покрытие себестоимости Укргаздобычи, но и для обеспечения ее инвестиционной программы, которую мы так и не видели. И еще закупки недостающего импортного газа для нужд населения хватит, а это примерно 1 миллиард метров кубических.

Все это очень ударит по простому гражданину, потому что я не верю, что система субсидий справится с таким наплывом. По расчетам социологов, 77% домохозяйств в Украине будет нуждаться в субсидиях.

Неправильно делать общество иждивенцев, это во-первых, а во-вторых, все равно субсидии не будут догонять разрыв в доходах домохозяйств, и этим воспользуются популисты и различного рода политические аферисты, которые в угоду нашему северному соседу будут расшатывать ситуацию внутри. Если для населения поднять цену на газ на 40%, это сбалансирует добычу собственного газа.

А для теплокоммунэнерго нужно поднимать тарифы  до цены импортного газа уже с ноября месяца, когда людям придут первые платежки за тепло, и тогда  уже нужно наладить систему субсидирования и полностью решить социальную проблему. Все, что купили импортное, все должно продаваться по цене закупки плюс затраты "Нафтогазу". Газ собственной добычи должен быть по экономически обоснованным тарифам, а не по мифическим рыночным ценам. В Украине нет рынка газа, мы имеем монопольного поставщика  с частью европейских поставок, которые идут фактически по российским ценам.

Источник
http://gordonua.com/

НБУ, Валюта, Тарифы, ЖКХ, Мнения

Previous post Next post
Up