- Владимирская икона Божией Матери
Свято-Никольский храм при Государственной Третьяковской галерее. Москва. Считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
-
- Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи
Лувр, Париж Есть такая история, что Раневская услышала разговор одного мужчины, который недавно вернулся из Парижа и рассказывал своим друзьям: "Был в Лувре, видел "Джаконду". Не произвела на меня абсолютно никакого впечатления." Проходившая мимо Раневская, услышав разговор, обратилась к нему со словами: "Молодой человек! Эта женщина видела в своей жизни столько мужчин, что она сама может выбирать на кого производить впечатление, а на кого нет!"
- Девушка с жемчужной серёжкой. Ян Вермеер
Маурицхёйс, Гаага Её часто называют северной или голландской Моной Лизой.
- Неизвестная. Иван Крамской
Государственная Третьяковская галерея, Москва На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
- Даная. Рембрандт
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
- Купание красного коня. Петров-Водкин
Государственная Третьяковская галерея, Москва Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев
- Ночной дозор. Рембрандт
Рейксмузеум, Амстердам Картина много лет видела в ратуше над камином, после чего, несомненно потеряла первоначальные краски. Взялся ее реставрировать художник ванн Дейк, который к своему удивлению обнаружил, что на полотне изображен процессия не в ночи, а днем. Дозор оказался дневным!
- На севере диком. Шишкин.
Киев. Киевский государственный музей русского искусства "На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет» (М.Ю.Лермонтов)
- Рожь. Шишкин
Государственная Третьяковская галерея, Москва На эскизе одной своей работы он сделал такую надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство».
- Лунная ночь на Днепре. Куинджи
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
- Березовая роща. Куинджи
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В первую очередь - мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. В картине сохранен от этюда прием среза верхнего края изображения, как в фотокадре, придавшего виду некий частный характер. В картине Березовая роща Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы, в связи с чем меняется интерпретация пейзажа, устремленная к передаче светлого и радостного состояния природы.