Предисловие.
Я -- кабацкий музыкант. Играю на гитаре (ритм) и вокалирую. Также в группе обычно решаю организационные вопросы -- найти репточку, договориться о концертах, собрать музыкантов ко времени итп. Как и почему я этим занимаюсь -- тема отдельного разговора, когда-нибудь напишу.
Сейчас как-то пошло легко про музыку. Это по трем причинам.
Во-первых, я не планирую всю жизнь играть в клубах. Есть и авторский материал, и кое-какое понимание ситуации.
Во-вторых, мне это интересно -- писать. А писать про любимое дело -- еще интересней.
Во-третьих, хочу разобраться в вопросе глубже. Я понимаю что тут про Путина и Навального ничего нет, кулинарию и сиськи тоже не трогаю.
Поэтому на мега-популярность не расчитываю, но паре конструктивных слов в комментах всегда рад.
Итак...
Любимое дело должно кормить.
К этому идеалу стремятся, сознательно или подсознательно, все. У кого-то этот идеал остается в разряде "ах, как бы было хорошо, но это нереально". Кто-то скромничает в духе "ну у меня состояние не 20млн долл, поменьше" (это Маликов Дмитрий, если что). Кто-то к этому целенаправленно идет, трахая мозги себе и всем, кто оказывается в радиусе поражения.
Но вот если на словах все понятно и очевидно, то на практике мы сталкиваемся с невообразимым потоком домыслов и измыслов. Так вытащим же засилье домыслов из тени подсознания на яркий свет пристрастного анализа.
Домысел 1. Самый распространенный -- "попса за&%ала, я такое играть не буду".
Девочки в одежде "вот какие сиси" (или попа, если есть), крутятся вокруг мальчиков "я не гей, я метросексуал" и поют про любовь, обязательно несчастную. Возможны вариации -- когда мальчики крутятся вокруг них. Или когда мальчики в стиле "я, мать твою, супер гангста" сурово смотрят на тебя, а девочки стоят поодаль в количестве от 5.
Либо из радио льется "я тебя любил(а), а ты меня нет, о, как мне быть".
Это все сделано массово, одинаково. Поэтому когда говорят "коммерция", сразу всплывает именно ЭТО.
Основной закон рекламы "не просто а примитивно". Уж так мы (и я в том числе) устроены: чем проще, тем выше вероятность запомниться. Поэтому несмотря на то что мне в целом Jason Mratz и Jon Cleary нравятся больше, чем Катя Лель, "муси-пуси" уже известны всем, а матерые мущщины до такой известности, подозреваю, не дошли пока.
Поэтому -- хочешь быть массовым, будь простым. И местами примитивным.
Когда собираешь очередную группу (я собрал 3), обязательно будет период когда нужно преодолевать сопротивление из разряда "ну не хочу я эту хероту играть", или, поизящней, "мы должны отличаться репертуаром".
Если разобраться как эта попса сделана -- то все там очень и очень непросто, при внешней примитивности. И сделано все очень профессионально, с кучей вкусных нюансов и всяческих наворотов (ну а за что ЕЩЕ-то платить ТАКОЕ бабло?).
То что все вокруг одинаковое -- это ж шоу-БИЗНЕС. А бизнес делается на конвейере. Поэтому когда очередная звезда типа "Руки вверх" говорит продюсеру "я без тебя проживу", у продюсера должно оставаться в загашнике пара-тройка запасных вариантов. Желательно -- похожих. Допустимо -- что до боли похожих.
Проживешь, значит, без меня? Ну пробуй. А на твоем месте уже другой. Такой же.
С другой стороны не все то попса, что приносит деньги. Мик Джаггер, Марун5, Гребенщиков, Макаревич -- нифига не попса. И далеко не бедные люди.
И самое главное -- а где граница между "фу, попса" и понятной музыкой? Уважаемый Гребенщиков стал слушабелен только с 2003-2006 годов. До этого -- невозможная, адская психоделия. Да и сейчас концерты 1994 года остаются где-то за гранью понимания и реальности. Спасибо Борис Борисычу что стал более понятным.
За&%ла попса? Покажи личным примером как НАДО. Выйди со своей авторской гениальной музыкой на большую сцену и трахни всех этих говнопродюсеров и его ранеток.
Домысел 2. Зарабатывание бабла ограничивает свободу творчества.
Чтобы те жалкие копеечки, что ты, брат-музыкант, получаешь за свои песенки превратились в нежалкие рубли, нужен кто-то, кто возьмет на себя оргвопросы и продажу того что ты бренчишь на своем Шектере. Либо ты это делаешь сам, и разрываешься между подготовкой к репе и очередной встречей. Либо не делаешь сам, имеешь бабла побольше, но играешь не то что "хочется", а то что "нада".
Вольная творческая душа музыкантская не терпит ограничений. Зажатый хищной лапой капитализма, он либо гонит всякое фуфло на потребу низменному (см. Домысел 1), либо вообще ничего не гонит, потому что музе надобно дышать широко и привольно. Поэтому всякие идеи насчет "а вот тут бы сыграть попротяжней" от кровопивца-продюсера он вполне справедливо воспринимает в штыки. Потому что "такой вот мой авторский замысел".
Кровопивец, помимо того что всяких разговоров мастак, еще и музыку понимать должен. Хотя бы на уровне "ЭТО продается, а ЭТО неформат". И если есть ПОНИМАНИЕ этого -- то требования кровопивца будут восприниматься как логичное продолжение заглавной мысли "любимое дело должно кормить".
Не всякий готов прибежать с мильеном и умолять тебя, такого гениального, весь этот мульен забрать ради твоих божественных (несомненно) звуков.
Самое обидное, что обычно требования касаются примитивного:
- на репу быть вовремя
- готовым
Уж сколько с музыкантами это обсуждалось... А все равно: если нет 30 лет, то полчаса опозданий -- лехко. И поди объясни что так НЕ НАДО. Если 30 есть -- то 15 минут. И "ну чо там готовиться дома, я все быстро сыграю ща".
И потом -- если у тебя муза не дрессирована, то и приходить будет как ей захочется. А чтобы отодрессировать ее, нужно просто въё... пахать. Играть, играть и еще раз играть. Лажаться, злиться, ругаться, искать и находить.
А без этого -- как ты был непризнанным гением, так и помрешь в своем гараже.
Хочешь чтобы любимое дело кормило? Будь готов сам себя продавать. Или играй по чужим правилам.
Там еще много чего осталось сказать, но уже поздно.
Я спать.