Рогир ван дер Вейден XV в., Нидерланды. Холст, масло
В 1939 или в 1400 году в Турне (Бургундия), в семье ножовщика по имени Анри родился мальчик, которого нарекли Роже, который впоследствии стал великим художником, известный нам, как Рогир ван дер Вейден. Предполагается, что он имел университетское образование и, не смотря на титул «Мастер» с 1427 по 1432 Рогир обучался в мастерской Робера Кампена. В 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне, а к 1435 году он вместе со своей семьёй переезжает в Брюссель, которым в те времена правит могущественный герцог Бургундский. Основным языком общения в герцогстве был нидерландский и своё имя бывший Мастер Роже де ля Пастюр стал писать, как Рогир ван дер Вейден. Этот переезд оказался счастливым. Художник был обласкан двором Бургундского герцога, имел много заказов и стал весьма состоятельным гражданином. Он мастерски овладел техникой масляной живописи и считается, что именно он ознакомил итальянских мастеров с этой техникой, когда в 1450 год совершил свою первую поездку в Италию.
Картину «Св. Лука, рисующий Мадонну» Рогир ван дер Вейден написал в 50-х годах XV в. по случаю переезда Брюссель. Известны четыре варианта этой картины. «…Один из них находится в Государственном Эрмитаже, три других - в Музее Изящных искусств (Бостон, США), в Старой Пинакотеке (Мюнхен, Германия), в Музее Гронинге (Брюгге, Бельгия). Картина поступила в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части. Правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая - с изображением Мадонны с Младенцем была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера, она происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции. За время нахождения в Эрмитаже картина прошла несколько реставраций… и была соединена в единое целое с первой частью…»
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/vanderweyden/?lng=ru В Средние века Святой Лука почитался, как покровитель художников. Композиция картины иллюстрирует предание, повествующие, что Мадонна явилась к евангелисту, чтоб тот смог достоверно запечатлеть её черты. Формальная фабула ясна. Мы видим коленопреклонённого мудрого художника, восхищённо созерцающего взаимоотношения матери и дитя. Именно созерцающего. И хотя в одной руке у него лист с нарисованным образом Мадонны, а в другой руке - серебряный карандаш, взгляд направлен на плод любви. Образу Святого Луки Рогир ван дер Вейден придал свои черты. Причём, видя себя больше, как естестводознавателя нежели чем просто художник. Об этом говорят книги, лежащие в каморке за его спиной. Там же в каморке виднеется голова тельца (символ Св. Луки, который часто использовался, как жертвенное животное. Возможно, что художник с сарказмом подчеркнул свою роль в обществе).
Но ещё интереснее скрытый замысел картины. И в этом повествовании он даёт волю своим чувствам, и своему отношению к окружающему его обществу. Своих современников он аллегорически изобразил в сценке искушения Адама и Евы, украшающей трон, на котором Мадонна кормит младенца. И по сравнению с живой кормилицей, это крошечные деревянные человечки, путь которых протекает вдалеке от настоящей жизни, и путь этот совсем короток. Там под лавкой есть резное, тёмное отверстие, обозначающее вход то ли в рай, то ли в ад, кому что предначертано, в которое упадут эти фигурки. Не на втором, даже на третьем плане художник изобразил тесный, замкнутый крепостными стенами средневековый городок, в котором большинству людей приходится коротать свои дни. А за стенами раскинулись зеленеющие холмы и бескрайние голубые дали, которые многие из них так и не увидят. Но это суждено познать и насладится этим ему, Рогиру ван дер Вейдену - учёному, философу и художнику.
Используемые материалы:
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/vanderweyden/?lng=ruhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Рогир_ван_дер_Вейден