Искусство рассматривания картин. Глава 4. О композиционных центрах в картине

Jun 27, 2019 09:28

Всякое изобразительное произведение, созданное художником, есть композиция, так как все эти произведения состоят из отношений между изображенным и полем на котором размещено это изображённое. Жанровые композиции бывают: одно фигурными, двух фигурными и многофигурными. Если в каждом труде, созданном писателем, существует высший драматургический момент - кульминация, то у художника, этот приём заменён композиционным центром. Писатели, стараясь донести до читателя идею своего замысла, вкладывают её в монологи или в диалог, или в реплики своих героев, или закладывают в так называемый приём «между строк»; а у художников эта идея выражается при помощи второго центра. Н. Н. Волков обозначил этот центр, как смысловой. Для удобства, сохраним эту терминологию. В картине эти два центра или находятся на расстоянии друг от друга или совпадают. Причём, композиционных центров может быть на изобразительном поле несколько, а смысловой центр - всегда, только один. Композиционные центры всегда можно, мысленно, убрать с поля. А смысловой, так как он является доминантой и выражает идею, - никогда.



Ф. Буше «Юный художник»

На примере картины Ф. Буше «Юный художник» рассмотрим, как используются эти центры в одно фигурной композиции
Для начала найдём композиционный и смысловой центры. Это потребует неких мысленных усилий. Кому эта работа покажется сложной, придётся поверить мне на слово. Когда мы мысленно, подвигаем расположенные на полотне фигуры, то определим, что в картине наличествует два композиционных центра. Первый - это сам юный художник, второй - мольберт, с установленным на нём этюдом. Ну а смысловым центром в этой картине явится окно, через стекло которого льется дневной свет, освещая юношу и все, находящиеся в помещении предметы. Картину можно представить себе без художника, и без мольберта с этюдом, но, ни как без окна.
Войдём в картину и пройдём по пути, который выстроил Буше. Начало пути или иначе, движения, является ящик с красками. Затем - стул и дальше, первый композиционный центр, - сидящий на стуле юный художник, который внимательно изучает книгу с напечатанным вероятно в ней пейзажем какого-то мэтра. Над книгой возвышается мольберт - второй композиционный центр. На мольберте установлен подрамник с натянутым на него холстом, на котором написана почти готовая копия пейзажа. Молодой человек с примерным усердием штудирует репродукцию. А за окном живёт не изображённая, а настоящая прекрасная природа. И мы начинаем понимать идею этого рассказа: «начинающие художники не должны увлекаться копированием с работ мастеров, а больше уделять времени рисованию с натуры



Жан Антуан Ватто «Савояр»

В картине французского художника Жана Антуана Ватто «Савояр» существует один смысловой и один композиционный центр. Эта картина об одном из странствующих музыкантов, жителей Савойи, которые бродили по свету, зарабатывая пропитание игрой на флейте. С ними, часто был учёный сурок, приученный вытаскивать из ящичка записки с предсказаниями.
Само собой разумеется, так как картина о савояре, то и композиционный центр есть сам странствующий музыкант. А смысловой центр - это размещённая на заднем плане и заставленная домами церковь. Она является доминантой в картине. Юноша уже был в том районе, и теперь он стоит на пустыре между группой домов, расположенных у левого края картины и церковью. Его тело развёрнуто в сторону людских построек, а церковь находится за его спиной. В руке он держит флейту так, как верующие держат свечку. И мы осознаём, что в данный момент бродяжничество и есть его вера. Художник поставил юношу на склон холма, подчеркивая, что данный образ жизни молодого человека не верен. Впереди у него долгая жизнь. Сейчас он, конечно, пойдет туда, где за деревьями расположен жилой квартал. Но найдёт ли он там еду и кров? Дома холодные, как и небо над ними, да и людей около домов не видно. Он пройдет мимо них и конечно вернется туда, где стоит храм и мимо чего он ранее прошёл не задерживаясь.



Тулуза Лотрек « Девушка поправляющая трико»

В картине французского художника Тулуза Лотрека «Девушка поправляющая трико» весь небольшой рассказ о юной танцовщице поместился в её же хрупкую фигурку. В подобных композициях смысловой и композиционный центры совпадают. Мы видим, что в картине отсутствуют какие-то дополнительные атрибуты. Только несколько цветовых пятен, обозначающих пол и стену с зеркалом. Второе название картины «Новое трико» и мне кажется, что эта версия названия более подходит для данного сюжета. Первое с чем сталкивается наш взгляд, начиная движение по полотну это угловатые ноги танцовщицы, облачённые в розовое трико. Трико, конечно, новое. Так как девушка им любуется. Над трико белая пачка, которую девушка подняла вверх и прихватила подбородком, чтоб не мешала любоваться обновкой. Забавность ситуации в том, что пачка воздушная, прекрасная и напоминает нам о возвышенном. Но танцовщица к ней привыкла. А трико хоть и такое земное и тесно облегает её не божественную фигуру, но необычное и доставляет приятные ощущения.



С. Боттичелли «Благовещение»

В двух фигурных композициях к смысловому и композиционным центрам добавляется ещё один художественный приём - пауза. Пауза помогает художнику показать глубину отношений между присутствующими в картине персонажами. Пауза обозначает наличие диалога или конфликта между композиционными центрами.
В картине С. Боттичелли «Благовещение» пауза между пальцами ангела, посланным возвестить деве Марии о божественном известии и самой девой Марией, является, смысловым центром. Эта пауза воспринимается, как некая, невидимая нами субстанция. Характер действий, изображённых персонажей, подчиняются этой паузе. Так ангел, повинуясь ей левой, рукой держит цветущую ветвь. Это движение подхватывает, устремлённое к небесам прекрасное дерево. Рука с ветвью и деревом образуют связывающею цепочку между этой субстанцией и небом. Дева Мария стоит вполоборота. И дальнейшее её действие после восприятия известия - это молитва и изучение святого писания, находящегося на подставке.



Г. Курбе « Здравствуйте господин Курбе»

В картине Г. Курбе «Здравствуйте господин Курбе» изображён, сам художник, который, видимо, путешествует по стране. Его путь проходит через частные владения, где он встречается с гордым хозяином этих владений. Но замысел художника лежит в более глубокой плоскости, чем просто бытовая сценка. Участок, который принадлежит весьма довольному собой господину небольшой и ограничен дорогой, изображённой на втором плане картины. По дороге проезжает дилижанс, который привёз, а затем и увезёт этого господина. А там за дорогой простираются нескончаемые дали и огромное, прекрасное небо. И на этих просторах хозяином может чувствовать себя уже сам художник.
Для выполнения задачи, которую поставил перед собой Курбе, он закомпоновал свой фигурный портрет так, чтобы тот являлся смысловым и композиционным центром. Без этого портрета картину невозможно себе представить. Второй композиционный центр - фигура хозяина участка. Действие этого центра в картине, как и вспомогательных фигур, слуги и собаки - временен. Картину легко можно представить себе и без этих персонажей. Пауза между основными героями, и расстояние между ними именно таковы, чтобы состоялся соответствующий диалог: «Кому принадлежат все эти, ниспосланные нам красоты.»



Ф. Милле «Крестьянка с хворостом»

В картине Ф. Милле «Крестьянка с хворостом» пауза между двумя композиционными центрами призвана усилить психологическую драматургию, созданную в мизансцене
Художник с большим сочувствием относился к нелёгкой доле маленького человека. Драматические ноты звучат уже в первой фигуре крестьянки (первый композиционный центр), расположенной на переднем плане картины. Собранный в связку хворост перевернут верхушкой вниз, и мы понимаем, чтобы связать этот хворост и перевернуть его необходимо проделать определённую работу. И эта тяжёлая ноша пригибает женщину к земле. Вторая женская фигура (второй композиционный центр) дана через паузу. Повторяет действие основной фигуры и усиливает его. На третьем плане, опять же, через паузу - лес. Этот план наводят нас на некоторые размышления: деревья в отличие от перевёрнутых связок хвороста тянутся вверх и если хворостины тесно прижаты одна к другой и связаны крепкой верёвкой, то ещё не срубленные деревья растут относительно свободно. И, наконец, смысловой центр. Это узенькая полоска света, расположенная рядом с верхним левым углом картины. В отличие от импрессионистов, этот свет не заливает всю картину, создавая мажорную атмосферу. Конечно, и в этой картине он присутствует, но где-то бесконечно далеко.
Previous post Next post
Up