Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". 1495-1498 460 × 880 см Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
в 1495 году после пятнадцатидневной скорби по почившей супруге своей Беатриче д’Эсте в память о ней и по желанию её герцог Людовико Сфорца заказал Леонардо да Винчи расписать торцовую стену в монашеской трапезной Церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Размер плоскости для будущей фрески составлял 460 см × 880 см. Обычно фрески, в то время, выполнялись темперой по влажной штукатурке. Краска довольно-таки крепко впитывалась в грунт и изображение долго сохранялась. Леонардо в своих работах применял так называемую технику СФУМАТО (с итальянского sfumato - затушёванный). Эта техника требует многочисленных прописок. Поэтому исполнительным материалом, в основном, было выбрано масло по сухой штукатурке, а работы затянулись на три года. Из-за экспериментов с грунтом, с красителями через двадцать лет картина начала разрушаться и в дальнейшем фреску ждали тяжёлые испытания.
«…Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги… В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом…Затем трапезная использовалась как тюрьма… В 1796 году французские войска соорудили в трапезной оружейный склад… Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, здание подверглось бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация...»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайная_вечеря_(Леонардо_да_Винчи)
Первые попытки спасти живопись предпринимались ещё в 1726 году Микеланджело Белотти и в 1770 году Джузеппе Мацца. Затем в 1821 Стефано Барецци попробовал перенести фреску в другое место, но поняв, что это большая картина, а не фреска он попытался обратно приклеить поврежденные места.
Реставрационные работы проводились в1901 г. и в 1924 г. и в 1951, но к 1970-е картина выглядела сильно разрушенной. Последний комплекс принятых мер по защите остатков были предприняты с 1978 по 1999 коллективом реставраторов под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона.
«…20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.…»
( Евангелие от Матвея)
Сюжет картины, написанной Леонардо повествует о моменте, когда Христос объявил о предательстве одного из учеников. И в ответ на эти слова мы наблюдаем последующею реакцию присутствующих.
Помещение трапезной, на торцовой стене которой написана картина не большое и Леонардо для того, чтобы зрительно увеличить пространство использовал метод линейной перспективы открытый скульптором и архитектором Брунеллески. Этот метод состоит в том, что параллельные прямые пропорционально сокращаясь сходятся в одной точке на линии горизонта. В картине все лучи от сокращений попадают на приспущенный глаз Христа. Уже этим художник определил главную персону композиции. И хотя богочеловек сидит за столом в окружении апостолов он кажется нам совсем одиноким и отрешённым от бушующих вокруг него страстей. Это состояние да Винчи достиг тем, что остальных 12 персонажей он чётко разбил на четыре группы по три человека в каждой. Если смотреть слева направо, то первую группу составляет:
Варфоломей (сын Талмая , уроженец Каны Галилейской;
Иаков Алфеев (сын Алфея), брат Фаддея;
Андрей, брат Апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя.
Вторая группа:
Иуда Искариот, из поселения Карийот, предавший Иисуса Христа
Пётр, он же Симон Ионин (Каменная скала), брат Апостола Андрея.
Иоанн (сын Зеведея), также прозванный Богословом, брат Апостола Иакова.
Третья группа:
Фома, Тома Йехуда.
Иаков Зеведеев (сын Зеведея), брат Апостола Иоанна.
Филипп из Вифсаиды ,
Четвёртая группа:
Матфей, мытарь, он же Левий Алфеев, евангелист.
Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев или Леввей, брат Апостола Иакова Алфеева.
Симон Кананит, он же Симон Зилот
Все участники тайной вечери, каждый по-своему, обсуждают страшную весть. Все, кроме Иуды Искариота. Тот, отклонившись от Христа, опрокинув солонку, одной рукой удерживая мешочек с деньгами, другой рукой пытается ухватить блюдо. Это сюжет официальной иконографии. Но в картине наблюдаются и несоответствия с текстом. Так одна рука Христа указывает на, разложенные перед ним хлеба, по идее вторая рука должна так же указывать и на стакан с вином, но она отталкивает его от себя. По официальной версии, не понятны лишние хлеба у наружной кромки стола, какую роль играет рассыпанная соль, варёная рыба в тарелках и что по этой версии делает сам Леонардо да Винчи, изображённый в одном из апостолов.
Все эти вопросы разъясняются если представить, что в образе Христа изображён посланник природы, явившийся к людям поведать о чудесах, творимых за пределами их узкой кельи. Теперь же реакция присутствующих на неожиданные новости приобретают иное значение.
В этой версии одним из основных действующих персонажей стал апостол Симон. В картине Симон прочно сидит в правой торцовой части стола. Леонардо придал ему черты особы, которую невозможно в чём-то убедить.
И теперь становится понятна задача Леонардо, который изображён рядом с ним в образе Иуды Фаддея. Как учёный, Леонардо пытается разъяснить, невоспринимающему новое человеку, премудрости мироздания. Левее, Матвей, протянув руки в сторону посланника, принимает участие в убеждении.
В следующей группе расположены внявшие. Филип, поднеся руки к груди показывает, что высказанная речь, отложилась в его душе. Иаков Заведеев, разведя широко руки, убедился в необъятности этого Света, а Фома, подняв к небу указательный палец, как бы говорит, что всё что есть - создано Свыше.
Сразу, по правую руку от Христа художник поместил Иоанна. И в этой версии ему предоставлена роль любимого ученика. Своим очарованием он призван смирить Петра, в одной руке которого находится нож. В образе Петра показан воин, привыкший не постигать, а отнимать силой и напрочь сомкнутые пальцы Иоанна символизируют, что от таких людей таинства хранятся под замком. А под Иудой Искариотом выведен ещё один антипод, своим видом пытающийся утвердить, что во главе всего стоит злато, что всё покупается и продаётся.
Последняя группа - это группа призывающих. Картина Леонардо да Винчи была написана на стене трапезной, где под картиной стояли длинные столы, за которыми монахи поглощали хлеб свой насущный. Вот к ним, через созданных персонажей, обращается художник. Сначала через Андрея, который развёрнутыми в сторону монахов раскрытыми ладонями утверждает: «Слова, сказанные, Христом направлены к вам, ниже сидящим. Не пытайтесь разбойничать. Ибо пролитая кровь противна Небесам (вспомним руку, отвергающею стакан с вином, символизирующий кровь). Не предавайте и не продавайте. Не занимайтесь лихоимством. Деньги хоть и имеют свой острый вкус, но как рассыпанная соль быстро рассеиваются по ветру. Затем, художник предлагает уподобиться Иакову Алфееву и внимательно слушать мудрые речи. И наконец, призывает как Варфоломей, оторваться от насиженной скамьи, не быть вареными рыбами, варёная рыба тождественна мёртвому человеку, встать, и попытаться постигнуть окружающий мир, тем более, что другой рукой Христос указывает на многочисленные хлеба, как символ природных богатств расставленные перед ним не только для монахов, но и для всех нас, жаждущих.
Используемые материалы:
https://ukrburshtyn.com/blog/-tajnaya-vecherya--genialnaya-rabota-leonardo-da-vinchi.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Тайная_вечеря_(Леонардо_да_Винчи)
http://www.kulturologia.ru/blogs/180514/20537/https://ru.wikipedia.org/ Двенадцать_апостолов