На рассмотрение Государственной думы поступил законопроект № 722163-7 о внесении поправок в Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Автором законопроекта является Правительство РФ, а разрабатывали его совместно Минтруд, Минфин и Центробанк России. Изменения направлены на улучшение положения граждан, имеющих пенсионные накопления. Именно тем, у кого есть право на получение негосударственной пенсии из НПФ, чиновники хотят вернуть старые условия выхода на пенсию и отменить повышение пенсионного возраста.
В настоящее время пенсионная реформа не предусматривает исключений для получателей негосударственной накопительной пенсии. Они имеют право на получение выплат из своих накоплений только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а в 2019 году это:
60,5 лет -для мужчин;
55,5 лет - для женщин.
Далее, в соответствии с установленным графиком, пенсионный возраст будет повышаться, пока не достигнет:
60 лет - для женщин;
65 лет - для мужчин.
По мнению чиновников, такие условия делают институт негосударственной пенсии менее привлекательным. Поскольку потенциальные вкладчики не хотят так долго ждать и начинают задумываться о других источниках доходов в старости, объем поступлений в негосударственные пенсионные фонды уже начал сокращаться. Их владельцам, а также государству, которое контролирует эту сферу, невыгодно такое положение дел.
Поэтому было принято решение вернуть возраст выхода на негосударственную пенсию:
для женщин - 55 лет;
для мужчин - 60 лет.
Законопроект кабмина направлен не только на корректировку возраста назначения негосударственной накопительной пенсии, но и на упрощение порядка обращения за ней. Для назначения выплат из пенсионных накоплений больше не будут действовать никакие условия о наличии страхового стажа. А негосударственную пенсию льготникам будут начинать выплачивать раньше - в том возрасте, в котором у них возникает право на более раннее получение страховой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению (например, для инвалидов, лиц, работающих в районах Крайнего Севера, врачей, учителей и т.д.) вне зависимости от наступления дополнительных оснований.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предлагаемые поправки в первую очередь направлены на улучшение финансового положения граждан предпенсионного возраста. Однако из этой же пояснительной записки следует, что чиновники ожидают привлечения к накоплению будущих пенсий в НПФ таких категорий лиц, как:
военнослужащие;
бюджетники;
самозанятые граждане;
иностранные граждане;
граждане, имеющие иждивенцев и наемных работников.
То есть чиновники ожидают притока денег в НПФ.
Кроме того, по договоренности между НПФ и второй стороной возможно будет установление дополнительных пенсионных оснований, например - требования к продолжительности стажа работы у данного работодателя. Таким образом останутся защищены права вкладчиков-работодателей, которые смогут проводить гибкую кадровую политику. Документом предусмотрена возможность установления в пенсионных договорах повышенного возраста выхода на пенсию, по согласованию сторон.
На возраст выхода на страховую или социальную пенсию по старости предлагаемые поправки никак не повлияют. То есть негосударственную пенсию мужчина с пенсионными накоплениями начнет получать в 60 лет, а страховую - в 65 лет.