Авторское право на шахматную композицию.

Sep 18, 2018 07:52



Шахматная партия не является объектом авторских прав и не признаётся произведением в смысле части 4-й ГК РФ.
При этом произведением можно считать шахматные этюды (композиции).

Определение шахматной композиции содержится в ст. 36 Правил вида спорта "шахматы", утверждённых приказом Минспорта России от 17.07.2017 № 654 (далее - "Правила"):

Шахматная композиция - вид творчества, исторически сложившийся из практической шахматной игры. Цель шахматной композиции - выражение художественных идей в шахматной форме.

В шахматной композиции имеются следующие направления творческой деятельности: составление и решение композиций (задачи, этюды).

Задачи и этюды представляют собой искусственно составленные позиции фигур на шахматной доске с определенным заданием для одной из сторон, подразумевающие способ выполнения этого задания (решение).

Согласно двум обязательным признакам объектов авторских прав: (1) произведение должно быть создано творческим трудом (ст. 1257 ГК РФ); и (2) оно должно быть выражено в объективной форме (п. 3 ст. 1259).

Но шахматный этюд практически ничем бы не отличался от шахматной партии, если бы всё сводилось к изображению конкретной позиции. В шахматной композиции есть другие элементы, которые и позволяют отнести её к объектам авторских прав.

Так, согласно той же ст. 36 Правил: композиции должны отвечать ряду обязательных и художественных требований. При нарушении обязательных требований композиция дефектна и теряет право на существование. Нарушение художественных требований влияет на оценку композиции.

Обязательные требования к шахматному этюду: комплектность и легальность начальной позиции, решаемость, единственность решения (ст. 41 Правил). Искусственно составленная позиция на шахматной доске, не отвечающая этим обязательным требованиям, является чем угодно, но не шахматной композицией.

Что касается художественных требований, то они перечислены в ст. 42 Правил:

Основные художественные требования к композиции определяются принципами единства формы и содержания, гармонического соответствия идейного замысла и средств, использованных для его воплощения. Важнейшими требованиями являются: выразительность замысла, экономичность формы, красота решения. Арбитр учитывает художественные требования при оценке композиций.

Наша цель выяснить, создаются ли композиции творческим трудом, - лучше всего "подходит" такой признак, как красота решения. Вот как он определён в ст. 47.3 Правил:

Красота решения в этюде или задаче достигается скрытыми, трудными для нахождения ходами (маневрами) обеих сторон.

В этюде красивым считается решение, достигаемое динамичной, жертвенной и тонкой игрой, сопровождаемое сильными ложными следами. Желательно добиваться органического единства вступительной игры и финала.

Для лучшего понимания и в качестве примера приведу мнение арбитра чемпионата мира 2013-2015 года по составлению шахматной композиции об этюде, занявшем первое место (надо сказать, что мне эти тонкости ещё не понятны):

Brilliant sacrificial anti-stalemate play on an open board, with the heavy cannons absolutely free. The battery Rook-pawn is created already in the first move to trap the black queen by checking her king should he move to the sixth rank. Following an amazing journey highlighted by 6.qf5!! the very same rook eventually lands on the other side of the very same battery line to complete the initial job by role exchanges with the pawn in regards to the enemy royal couple. A highly original concept presented in an exemplary setting. A remarkable achievement!

http://www.wfcc.ch/wp-content/uploads/wcci6-winners-D.pdf (последняя страница).

И мнение арбитра мемориального конкурса "Георгий Жуков 120" на кооперативные маты:

Игра черных батарей (тема 10 WCCT) с предварительным перекрытием, самосвязыванием, развязыванием и эффектом Умнова. При этом брать черных коней нельзя именно из-за того, что белую фигуру будет нечем развязать - тонкая мотивация! Игра завершается симпатичными правильными матами. На первый взгляд, кажется, что подобное должно было встречаться, но я ничего в базах не откопал. Поэтому от души поздравляю автора с этой красивой находкой!

http://www.efrosinin.ru/aa/jurnal/TP-15-2017.pdf (стр. 11).

Всё это позволяет говорить о том, что шахматная композиция создаётся творческим трудом.

Определения творчества (творческого труда), которые дали Ионас и Серебровский, наши классики в области авторского права. Они, эти определения, может быть, не слишком хорошо подходят для практической судебной работы, но отвечают требованиям к красоте определения J:

Вот что написал Серебровский (Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 33):

"для признания данного объекта произведением литературы, науки или искусства недостаточно его "новизны", требуется еще, чтобы произведение явилось результатом творческой деятельности данного лица, иначе говоря, чтобы данный объект был создан не механически, не путем применения чистой техники"

Ионас (Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. С. 20) определял творческую деятельность как:

"аналитико-синтетический характер умственной деятельности, имеющий своим результатом создание новых идей, образов, понятий, суждений, силлогизмов или новой комбинации известных идей, образов, понятий"

Шахматная композиция если и не создаёт новые идеи и понятия, то как минимум создаёт новые комбинации известных идей и понятий.

P. S. Хорошо применимо определение И.А. Зенина - "творческой признается любая умственная деятельность человека, результат которой охраняется авторским правом, при отсутствии признаков прямого копирования и плагиата" (Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006. Т. 2. С. 280, 281). Такой подход строится на презумпции создания произведения творческим трудом и означает, что все объекты, прямо поименованные в ст. 1259 ГК РФ, охраняются по определению.

Но это определение не помогает решить вопрос о том, охраняются ли произведения, непоименованные в ст. 1259 ГК РФ.

Есть один очень важный момент - человеческий фактор, без которого игра превращается в решение математической задачи. Имея в распоряжении достаточные компьютерные мощности, можно методом перебора проанализировать любую позицию и вычислить все варианты выигрыша, проигрыша или пата. Можно даже создать справочник всех возможных вариантов партий, от первого хода до последнего. Но это будет уже математика, а не игра. Человек не в состоянии так глубоко продумать партию, он непременно совершает ошибки. В этом и заключается интерес к игре. Игра в полностью просчитанную партию теряет смысл. Она перестает быть игрой.

Поэтому шахматная игра - это безусловно творчество шахматиста. Но поскольку нет такой партии, которую нельзы было бы заранее рассчитать математически, то каждый ход, по сути заключается в выборе маршрута на уже существующем бинарном дереве.
Объективно существуют правильные и неправильные ходы в любой позиции, но шахматист не может этого знать заранее. С точки зрения математики, шахматная нотация это последовательность правильных и неправильных (оптимальных и неоптимальных) выборов направления на бинарном дереве.

Если взять тетрадный листок в клеточку и строго по клеточкам проводить кривые линии с одной стороны листка до другого, то вполне может случиться так, что одна из линий будет уникальной (никто ранее так клеточки не обводил). Будет ли такая линия объектом автоских прав? С одной стороны - да, поскольку это результат творческой деятельности, зафиксированный на материальном носителе. Но с другой стороны, клеточки-то уже существовали до того как их стали обводить.

Примерно такая-же ситуация с шахматной нотацией. Однозначно ответить на вопрос о том, является ли она объектом авторских прав сложно. Скорее нет, чем да.

По материалам Закон.ру

шахматы, интеллектуальная собственность, право, практика

Previous post Next post
Up