Я не знаю какими словами описать эту поездку. Оглядываясь назад я понимаю что мой язык слишком беден, а впечатлении слишком много. Потому я заранее прошу извинений у моих неосторожных читателей, за возможные перебивки стиля и рваное повествование.
Ниже я постараюсь не столько описать саму поездку сколько передать те ощущения которые нам довелось испытать.
Вевельсбург. Вечер.
Изначальная идея поехать посмотреть Германию казалась мне слишком мелкой. Потому посидев с месяцок над Google Earth, и Booking.com я составил довольно амбициозный план. Маршрут пролегал по доброму десятку стран: Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Бельгия, Франция, Швейцария, Австрия, Чехия, Польша, Белорусия.
1. День. (Финляндия - Турку)
Итак в первый день мы отправились в Турку, откуда вечером должен был выходить наш паром. В Турку мы прибыли с некоторым запасом и решили побродить по городу. Видимо незадолго до нашего прибытия фины отмечали день города или чего-то на него похожего. На площади перед выставочными центром громоздилась титаническая скульптура ромашки. На ножку видимо пошло немаленькое деревцо, а сам цветочек был размером с лопасти небольшого вертолета. Кроме того на каждом углу высились скульптурные композиции с близи оказавшиеся причудливыми тюленями. Фины странный народ. К примеру в трехстах метрах от пешеходного моста они пустили через реку бесплатный маленький паромчик, как мы решили для особо ленивых. Паромчик пользовался среди местных жителей оглушительным успехом. Возвращаясь обратно к нашему парому, мы обнаружили странные числа светящиеся на дымовой трубе близлежащей ТЭЦ. Причем каждое следующее число в ряду, было суммой двух предыдущих.
2. День (Швеция, Дания, Германия - Гамбург)
За ночь паром без особых происшествий доставил нас в Стокгольм. Наученные горьким опытом самой первой нашей поездки мы брали каюту первого класса. Это и вид на море и высокий этаж и отсутствие шума... двигателей. Правда этот уровень пользовался успехом и у любителей позажигать, поэтому ночью сквозь тонкие стены было четко слышно кто и чем занимается в каюте по соседству. Лично мне это немного мешало выспаться, поэтому на следующее утро я был немного ошалевший и не очень помню как выехал из Стокгольма, а заодно и первые километров триста дороги.
Дороги в Швеции не так хороши как в Финляндии, но все равно не идут ни в какое сравнение с русскими. Кроме того местные дороги часто используются для внутренних перевозок. Т.е. в отличие от той же Финляндии здесь сплошь и рядом случаются дальнобои. По обочинам дорог в изобилии встречаются тушки неуберегшихся пушных зверей. При желании мы могли бы насобирать на пару шубок.
Наш путь лежал через всю страну на ее южную оконечность в городок Гельсинкфорс. Место где Швеция в толерантном экстазе сливается с Данией). Проскочив без проблем всю страну, мы тем не менее заплутали в доках Гельсинкфорса, потому что GPS не знал, что из двух паромных линии сейчас работает только одна.
Переправившися в Данию, мы как-то дружно решили что уже достаточно утомились, и запланированную прогулку по Христиании - это такой город хиппи в центре датской столицы, решили отменить. В конце концов любоваться на гашиш продающийся на уличном лотке и не курить гашиш, это все равно что водить в бордель импотента. Поэтому за час проскочив всю строну насквозь (и это с учетом стояния в датской пробке) мы прибыли на ее южную оконечность в городок Редебю.
Тут надо отметить что датские дороги, несмотря на формальное отношение к скандинавии больше всего похожи на центрально европейские. Во первых они узкие, все страна благодаря им также кажется очень маленькой уютненькой и крайне перенаселенной. Т.е. возникает ощущение что датчане очень экономят место. Во вторых на них вместо скандинавской вязи достопримечательность (то что все наверняка видели в Финляндии) , стоят огромные коричневые решительно нечитаемые плакаты, на которых картинкой указана о какой именно достопримечательности речь. Обычно рассмотреть картинку ты просто не успеваешь, но каюсь что когда я углядел картинку с насорогом посреди бесконечных полей ржи, я сознательно удерживал себя чтобы не свернуть посмотреть где тут они спрятали сафари парк. К слову к картинке достопримечательности обычно совершенно не привязан какой-то поворот, или указатель со стрелкой. И либо ты заранее ехал к этой достопримечательности, либо с трассы ты ее не найдешь никогда. Ну да ладно про это я еще напишу ниже.
На огромном пустом пароме мы перправились из Редебю в Путгарден, что в Германии. Германию можно узнать издалека. По кромке моря отливая белым тянутся бесконечные поля гигантских ветряных мельниц. Для особо интересующихся на пароме кроме магазинов Duty Free и кофеен были специальные плакаты с разрисовкой устройства ветряков. У плакатов тупили китайские девочки и я. Согласно плакату даже ежу понятно что ветряные мельницы технология дорогая и сложная, именно поэтому Германия как один из столпов евросоюза может себе позволить штамповать ветряки в промышленных масштабах, а всякие скандинавские страны обходятся парой дюжин на всю скандинавию. Пока мы тупили с Балтики накатила лавина дождя прогнав меня и китайских девочек, которые уже собирались со мной знакомиться под крышу.
Паром через балтику.
Пришвартовавшись в федеральной земле Шлезевик-Гольдштейн мы направились в сторону Гамбурга. Как оказалось в Германии и прочих европейских странах вовсе не принято ездить с ближним светом, что по первости меня изрядно смутило. Кстати соблюдать правила там тоже особенно не принято. Ездят немцы как русские - т.е. все превышают километров на двадцать. Любят обгонять потом резко оттормаживаться и уходить в право. Самое забавное что обгоняют с превышеними и нарушениями даже в виду радаров. Видимо штрафы за такие нарушения не слишком велики. Самое забавное что при ближайшем рассмотрении выясняется что большинство водителей (процентов 70) это старые бабки, у нас такие тесняться в очередях в Народный на распрадажу какой-нибудь свеклы. А если в машине едет пара то водитель обезательно женщина. Эмансипация...
Уже в полутьме мы прибыли в город Гамбург. Гамбург встретил нас дождем и невероятными ценами на общественный транспорт. Автобус до центра стоил примерно 3евро. В центре как и полагается в Европе все было уже закрыто. Мы побродили у Ратуши. Промокшие заглянули на вокзал, попялились на подсвеченные и запертые громады католических соборов. Погрызли немецких булок и отправились отсыпаться.
Однако меня несколько смутили немецкие бомжи. Во первых немецкий бомж это такой чоткий пацан, что-то среднее между канадским лесорубом и дворовым культуристом, подходить и стрелять сигартеку у такого дяди довольно ссыкотно. Они вполне неплохо одеты, пьют недешевый алкоголь, рядом с одним стояла недопитая бутылочка с джони уокером ред лейбл. Во вторых они устраиваются спать в спальниках, видимо по причине дождя раскладываясь под козырьками понтовых магазинов. Признаться эта картина в центре передовой европы меня немного потрясла, правда больше такого я нигде не видел.
Ратуша Гамбурга.
3. День (Германия - Гамбург, Гослар)
Наутро мы отправились в зоопарк. Посмотрев этот зоопарк я с содроганием вспоминал замученных мишек и лисичек запертых в вонючие клетки на Петроградской стороне Санкт-Петербурга. Нет друзья это не зоопарк, это страшная и безрадостная тюрьма - зверинец вот что это такое. В гамбургском зоопарке звери хозяева, а люди гости. По лужайкам, дорожкам и газонам бродят странные непуганные существа, больше всего напоминавшие мне кроликов, пока я не углядел у них копытец. Возможно это были оленята, но утверждать не берусь. Про себя я окрестил их кроликовыми-оленями. Встречаются и обычные крольчата, по газонам скачут кенгурята. Серьезные звери например львы, всем прайдом выселены в исскуственном скальном масиве, окруженном рвом, в котором плавают огромные, с руку длиной, красные рыбы. Всякие птицы, например розовые фламинго спокойно бродят в пруду, усиленно высиживают яйца, причем этот пруд даже формально никак не отделен от тропинок. Особое местное развлечение кормежка слонов, для них даже специально продают корм на входе. Слоны наглые толстые и наверняка очень хорошо питаются, но все равно потакая вниманию людей, жрут с рук все что не попадя. Как особо хитрые русские мы отыскали в кустах надкушенноя яблоко и скормили его слону. Слон сожрал и даже не поморщился.
Зажравшийся слон
Дальнейший наш путь лежал прочь от крупного Гамбурга в местечко известное как Гослар. Но прежде нам предстояло посетить
Хайде Парк это местный аналог Диснейлэнда. Еще дома колдуя над картой я подивился, что огромный парк атракционнов скрыт в сельской местности среди полей и перелесков, довольно далеко от любого сколь бы то ни было приличного города. Так и оказалось едва ли не лесный дорожки привели нас к этой вожделенной для любого ребенка стране. Это кстати очень здорово что такой огромный парк стоит особняком от прочих людских поселений. Возникает ощущение что ты действительно попал в чудесный город. Здесь своя сосбтвенная сказочныя архитектура, тут свои замки, озера, дворцы. Ну и атраккционы конечно. Судя по всему некоторые самые крупные в мире, к примеру тут были самые большие в мире деревянные американские горки, признаться прокатится на этой ссыкотной махине мы так и не решились. Было тут и самое большое в мире свободное падение, или скажи "прощай прости" своему вестибулярному аппарату. Многие атракционы проложены прямо над пешеходными дорожками, что усиливает ощущение, вот несет тебя по мертвым петлям, а в двух метрах под головой ходят люди, мороженное едят...
В целом при всем моем неприятии к подобного рода развлечениям я был поражен масштабностью и изяществом этого милого парка.
Под этими мертвыми петлями проложены пешеходные дорожки.
Дальше мы проехали еще около двухсот километров до городка Гослар, где у нас был забронирован отель. К слову сам городок внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. Он практически целиком (едва ли не со всеми окраинами) состоит из узких улочек где порой тесно и велосипедисту. Дома здесь тесняться один к другому как бабушки перед кабинетом терапевта. Одни нависают узкими балконами, другие выпяченными фасадами вывешиваются над узенькой улочкой. На некоторых стоят клейма годов постройки 1406, 1533 anno domini. А еще этот город пуст, нет безусловно, в домах кипит жизнь, кто-то моет посуду, где-то играет музыка (причем блэк метал), но улицы пусты. Изредка тебе встречается немка прогуливающаяся с собакой, или на дорогу выглядывает переевшая с ужина пушистая и ухоженная кошка, которая сонным взором смотрит на тебя зелеными буркалами. Очень редко можно наблюдать как по улице на котрой тесно и вдвоем медленно ползет одинокая бэха.
Улицы Гослара
Ближе к центру, где над городом как телебашня над Петроградкой, высятся звонницы епископской резиденции, начинают попадаться люди и открытые кафе. Особым шоком оказывается когда ты входишь в здание построенное еще когда на руси не слышали про опричнину, и оказываешься в атмосфере кабака середины двадцатого века. Низкие потолочные балки, украшенные полуголыми детями и ехидными девицами. Завешенная красными шторами сцена, с изображениями полуголых прим. Нависшие над столами лампы, стены украшенные симпатичными немками с не менее привлекательными подносами ломящимися от пивных кружек и блюд. В таком кабаке можно легко представить и офицерскую оргию времен Рейха, и празднующих славных парней Фридриха, и напивающееся бюргерство конца 19ого века.
Одним словом Гослар это именно тот город который стоит посетить чтобы увидеть старинную, уютную и привлекательную германию. Оглядываясь назад я понимаю что это едва ли не самое приятное из всех посещенных мной в германии мест.
В кабаке
4. День (Германия - Гослар, Вевельсбург)
На самом деле мы приезжали в Гослар вовсе не смотреть на сам город. Дело в том что всего в двух километрах южнее находятся старинные рудники Раммельсберга, где добывали медь еще при царе Горохе. Вот в эти самые рудники и лежал наш путь. Наутро мы были в рудниках перед самым открытием, так что на первой экскурсии оказались едва ли не единственными посетителями. Мы взяли два тура современные рудники, и рудники средневековья.
Забавным оказался зал ожидания экскурсии, это огромный зал, живо напомнивший нам мир Сайлент Хилла. В центре зала находятся скамьи с металлическими тросиками, а под потолком висит шахтерская аммуниция. Предполагается что приходя на работу, ты дерагешь за свой тросик и спускаешь свою каску, бахилы, и робу.
Раммельсберг. Зал ожидания
Забавно, но несмотря на очевидность во время войны Раммельсберг не бомбили. Вроде бы по тому что в местных шахтах работали пленные русские, французы и прочие бедолаги. Современная шахта не впечатлила, уже знакомый нам по Норвегии шахтерский поезд отвез нас в недра земли, где милый дедушка показал нам какими варварскими способами добывали немцы руду в начале двадцатого века.
Раммельсберг. Таблица звуковых сигналов
В средневековой шахте сперва нас провели коридором, которым во времена оны текла вода крутяшая огромные водяные колеса. Система блоков и полиспастов тянущаяся от этих подземных водяных колес поднимала вверх грузы из нижних горизонтов к солнцу. Самое примечательное колеса по прежнему работоспособны, хотя в шахте давно уже нет воды.
Раммельсберг. Водяной корридор.
Раммельсберг. Крутяшееся колесо, глубина 200м.
Полюбовавшись подземными чудесами. Мы направились на юг, где нас ждал старинный замок Вартбург. По пути к нему наш верный GPS дал серьезный сбой, потому как он не мог и предположить что за год немцы построят новую федеральную трассу в совершенно другом месте. Однако покрутившись немного вокруг тех самых коричневых указателей, про которые я писал выше, мы с помощью GPS господа бога и такой-то матери, все же нашли верный путь. Как и большинство курфюршеских замков Вартбург торчал на вершине небольшой горушки. Брать такой замок на мой взгляд решительно невозможно. Да в целом никому и не нужно, до Суворова европейцы такие замки штурмом не брали, разве что по очень большой нужде. Предпочитали окружить и ждать, покуда измочаленные осадой сидельцы не вылезут сами. Вартбург страшное смешение стилей, Башня из двенадцатого века, двор и стены от пятнадцатого, внутренности дворца из двенадцатого, а сами здания а шут их знает эти здания.
Посреди замка выложен гигантский чан для воды. А рядышком во дворце прекрасная купель для господ с колоннами и фресками на стенах. Внутри стен все утопает в цветах, а под стенами башни выложен небольшой и очень изящный садик. Чтобы господа могли коротать время за беседой прогуливаясь между клумб. В целом приятное место, к несчастью такие замки в Германии да и везде привлекают толпы туристов. И посему посидеть и в тишине проникнуться гармонией и крастой этого места у нас не было никакой возможности, кроме того нам предстояло еще отмотать почти две сотни километров чтобы заночевать в Вевельсбурге.
Вартбург. Купель.
Признаюсь что именно мое увлечение оккультными направлениями нацистской истории стало главным движителем на первых этапах поездки. Поэтому не посетить Вевельсбург я просто не мог. Кто не знает, Вевельсбург это замок который Гиммлер избрал главной резиденцией для основанного им ордена СС. Известно что Гиммлер писал устав своего ордена с сочинений Игнасия Лойолы. Много легенд связано с замком Вевельсбург, например про кольца. Мол одной из наград СС было кольцо с черепом и перекрещенными костями. Все кольца были именными, т.е. на каждом была гравировка владельца, кольца гиммлер дарил лично за особые заслуги. После гибели владельца кольцо надлежало вернуть в Вевельсбург, где кольца помещались в специальный склеп. Когда советские войска приближались к замку было решено захоронить кольца. Эту могилу колец так и не нашли. В самом замке Гиммлер сделал особые залы, в одном из них зале Грааля, предполагалось проводить групповые медитации офицеров СС. Во втором, на полу начертан особый символ "черное солнце", в этом зале наподобие рыцарей короля Артура за круглым столом, надлежало собираться высшим чинам СС, для обсуждения стратегии ордена. Каюсь эти залы мы так и не посетили. Кроме того Вевельсбург стал протитопом того самого замка Вольфенштейн. И естественно, что когда я узнал, что в замке функционирует молодежный отель, я сразу решил бронировать именно его.
Мы прибыли вечером, музей был закрыт. Замок был пустым, мы были его почти единственными посетителями. Наша комната была с видом на внутренний двор. Замок давил, в отличие от всех прочих замков которые нам еще только предстояло посетить, Вевельсбург был мрачным темным и очень суровым местом. Даже превращенный в молодежный отель, с фривольными цветочками на стенах, и яркими клубами, он казался страшным и чужеродным. Здесь мы ощущали себя чужими и нежеланными гостями. Да именно таким я и ожидал увидеть замок СС.
Вевельсбург. Вечер.
Мы немного погулял по окрестностям. Само селение крошечное, и стоит в стороне от оживленных автотрасс, даже ведущие к Вевельсбургу дороги носят страшные числовые номера 2706, 2750, S270 и т.п. Гостей здесь немного. В окрестностях мы обнаружили древнее аббатство, теперь превращенное в ферму, и кладбище с капеллой Святой девы.
Тут я хотел бы сделать логическое отступление и рассказать о том какие чудеса творит купюра в 500евро. Не секрет что европейцы пользуются в основном кредитками. Многие из них при изрядно высоких зарплатах в глаза не видели купюры в 500евро. Потому когда мы сказали что можем заплатить только такой купюрой, нам предложили заплатить на тридцать евро меньше, но более ... ходовыми деньгами. Естественно мы с радостью согласились. Правда потом оказалось что 500евровые купюры не принимают и на заправках, и в кафешках и вообще нигде не принимают, и не потому что их можно подделать, их не много и все на пересчет. А потому что легче ограбить... Эту логику я так до конца и не понял...
Вевельсбург. Днем.
Продолжение следует...