Задумался давеча над созданием объемных композиций, а подвела меня к этому покупка ресивера и более близкое знакомство с форматами записи AC-3, и Dolby Pro logic II в частности. А теперь по-порядку.
Раньше.
Раньше я уже пробовал писать музыку в формате 5.1. Эффект от прослушивания получился достойный, но сохранять музыку на тот момент додумался только в два контейнера: многоканальный WAV файл и
MP3 Surround.
Первый вариант контейнера, как и полагается, занимал солидный объем памяти и проигрываться мог только на компьютерах с многоканальной звуковой картой, при отсутствии которой вопроизводил только два канала (левый и правый). О совместимости с домашними аудио системами речи нет.
Второй вариант был поинтереснее - при стандартных условиях проигрывался как обычный стерео MP3, а для объемного звучания требовал дополнительной библиотеки (к примеру для Winampa), а так же присловутой многоканальной карты (не попадались мне проигрыватели с поддержкой этого формата). Совместимости в этом варианте чуть больше, чем в предыдущем, но не то. Да к тому же качество такого формата заметно страдает.
Сегодня.
С появлением ресивера я вернулся к давно волновавшему меня вопросу: каким образом в стерео аудио дорожку кодируется сигнал 5.1? Ответ я нашел немного погуглив (тут место для ссылки). Следующей ступенькой для изучения был поиск метода преобразования звука в этот чудесный вид, и тут выяснилось! Что это умеет делать не только дорогостоящее оборудование Dolby, но и вполне программное решение, к примеру SureCode for Dolby Pro Logic 2, которое существует в двух вариантах: stand alone приложение и VST плагин для обработки звука в реальном времени.
Minnetonka audio - SurCode for dolby pro logic 2
Программка умеет работать и как кодер, и как декодер (т.е. раскладывать стерео дорожку в формате Pro Logic II на 6 каналов и наоборот). Огонь!! :)
В секвенсорах, не поддерживающих многоканальный звук по умолчанию (к примеру FL Studio, коим я пользуюсь для написания музыки) завести 6 каналов на вход плагина не получится, по этому для удобства рил таймового кодирования я использовал утилиту Plogue Bidule, где все роутинги удобно представлены в виде проводной коммутации. Стерео пару с выхода звуковой карты подключил к ресиверу, на котором предварительно выбрал режим "Pro Logic II" и вуаля! Даздравствует объемный звук! Тут конечно не без нареканий, имеет место быть небольшое взаимное проникновение каналов, но все рачно, все звучит там, где должно звучать :)
В ближайших планах у меня запись полноценных объемных треков, а после их анализа на качество - запись альбома в этом формате. Кому интересно - могу поделиться демками :)