Российская профессура XVIII - начала ХХ вв.

Sep 23, 2014 15:19


В одной из глав будущей книги (написание которой откладывается уже много лет) был затронут и такой сюжет, как состав профессуры РИ. Изменения его в зависимости от времени рождения и общая картина за весь период, показаны ниже на графике и диаграмме. Речь идет о профессуре естественных наук (химики, физики, математики, биологи и медико-биологи). ( Read more... )

Leave a comment

Comments 107

landgrafff September 23 2014, 11:25:47 UTC
Сергей Владимирович, а здесь учитывалась военная профессура: металлурги (оружейные стали и сплавы), химики (порох, взрывчатые вещества)которая преподавала в военных академиях? Или она шла по другому списку?

Reply

salery September 23 2014, 17:25:52 UTC
Да, учитывалась (кроме чисто военных специальностей), но она оч. немногочисленна, и обычно преподавала там по совместительству.

Reply

paladin_sveta September 23 2014, 19:18:30 UTC
Небезызвестный Ипатьев наоборот - служил, а в университете преподавал "по совместительству".
И ещё (Аксель) Гадолин вспоминается из "служилых".

Reply


a_kashtanov September 23 2014, 11:25:52 UTC
интересно, какой сейчас состав профессуры в РФ? прежде всего национальный.

Reply

xaxam September 23 2014, 14:28:20 UTC
Все правильней и правильней.

Гнули-гнули, да и нагнули шведов...

Reply

salery September 23 2014, 17:40:06 UTC
Шведов нет, да. Но в целом боюсь, что русские националисты с Вами бы не согласились.

Reply

salery September 23 2014, 17:38:34 UTC
Общих справочников сейчас не издается. Но на сайтах многих вузов она представлена персонально, так что представление получить можно.

Reply


budan September 23 2014, 11:30:06 UTC
Вечер добрый. А если переложить это на наши реалии - кто бы, например, текущих профессоров посчитал? Или, например, в эпоху СССР? И, позвольте, а где же выводы?

Reply

salery September 23 2014, 17:45:28 UTC
Ну их на два порядка больше, и они нигде не систематизированы, однако по ряду специальностей издавались биословари с указанием соц.происхождения, и я такие подсчеты делал. А выводы, по-моему, очевидны, раз фактическая картина налицо.

Reply


paladin_sveta September 23 2014, 11:30:48 UTC
Было бы интересно видеть подобный анализ по вероисповеданию.

Reply

salery September 23 2014, 17:52:46 UTC
Да тут сюрпризов не будет: это та же зеленая линия, только более резко падающая начиная с годов рождения первой трети Х1Х в., т.к. это в основном не сами иностр. выходцы, а их дети, во многом перешедшие в православие. А внутри нее - примерно четверть католиков, а остальные протестанты. Два десятка евреев - все крещеные.

Reply

paladin_sveta September 23 2014, 18:27:08 UTC
Остзейские немцы - не "выходцы". Вот и интересно, стабилизировалась ли "зелёная линия" - или так и стремилась к нулю.

Reply

salery September 23 2014, 19:06:50 UTC
В данном случае я считал не "иностранцев", а "инонационалов", куда входят всякие вообще немцы, в т.ч. и остзейские (поляки и финские шведы тоже не "выходцы"). Зеленая линия, как видно на графике, к нулю отнюдь не стремилась, хотя исповедание постепенно расходилось с национальностью (в т.ч. и для отсзейцев). Всего же в гражд. "генеральском слое"- тем более. На 1840 г. - 40%, на 1858 - 45, на 1916 - 33. До нуля далековато.

Reply


az118 September 23 2014, 12:02:35 UTC
группа офицеры/чиновники представляется из ряда гос.служащих (в основном из дворян до середины 19 века, что и видно на первой диаграмме), а остальные - сословия

Reply

salery September 23 2014, 17:34:17 UTC
Нет, "офицеры и чин-ки" - это самостоятельная социальная группа (а не все вообще офицеры и чиновники в профессиональном смысле, среди которых есть и дворяне), которая по статусу идет вслед за потомственными дворянами: имеются в виду т.н. личные дворяне и классные чиновники, не дослужившиеся до потомственного дворянства. "Из дворян" - в анкетном смысле это только те, чьи родители имели права потомственного дворянства.

Reply

az118 September 23 2014, 17:47:30 UTC
ясно.

Reply

mykhaylol September 24 2014, 07:59:48 UTC
Скажите, "офицеры и чиновники" -- это все классные чиновники и личные дворяне, независимо от происхождения (т.е. все равно, из крестьян, духовенства, мешан и т.д.?

Reply


Leave a comment

Up