(no subject)

Apr 23, 2023 20:39

Приходится известить, что в обозримом будущем я намерен избегать участия в каких-либо мероприятиях, требующих «физического» присутствия, выступлений и т.д. и прошу не обращаться ко мне с просьбами о написании каких-то текстов, требующих затрат времени. Во избежании обид, считаю нужным подробно объяснить ситуацию, в которой оказался.

Как многим известно, большую часть времени я всегда тратил на сбор материала по изучаемому контингенту (служилый и вообще образованный слой Империи) с прояснением судеб его представителей, доживших до 1917. Он сгруппирован в двух «базах». Одна (т.н. «белая», так как касается участников БД, эмигрантов и репрессированных в 20-х гг.) которая в сыром виде выложена на сайте и затрагивает примерно 350 тыс. чел., составлена по архивным документам 1918-1920-х гг. и эмигрантским источникам и содержит в основном только те сведения, которые встречаются непосредственно в этих материалах. Другая (т.н. «общая») - это реестр (в Экселе) всех лиц, служивших в офиц. и классных чинах или окончивших высшие уч.заведения в России за более 200 лет с самыми основными о них сведениями (по дорев. материалам). Здесь более 2 млн. записей, до трети коих относятся к одним и тем же лицам.

Пару лет назад я начал сверку и взаимодополнение этих баз, отождествляя лиц, встречающихся в 1917-1931 с фигурантами «общей» базы: для последних отмечая их судьбу после 1917, а в справки о первых добавляя по возможности «начальные» сведения (время рождения, окончание уч.заведения или обстоятельства производства в первый чин, место службы).

Т.е. по каждому файлу «общей» базы на определенную букву сначала по возможности сводятся в одну запись сведения из разных источников, касающиеся одного человека. Это уже весьма проблематично, т.к. лица, известные лишь по «Высоч.приказам» - не только без отчеств, но и без имен (представьте задачу подобрать сведения из др.источников к многим тысячам безымянных Ивановых-Петровых), а сведения о мобилизованных большевиками и оставшихся в СССР, встречающиеся обычно в нескольких разных архивных делах, часто дают для одного и того же лица разные г.р., чин и даже порой отчество.

Затем каждый буквенный файл «белой» базы (предварительно дополненный сведениями из нескольких больших источников, которые не были доступны к моменту ее составления) в части упомянутых там офицеров и чиновников (коих в базе более половины) проверяется по «общей» базе (а в ней присутствует порядка 800 тыс. чел. живших в 1913-1917) на предмет отождествления. Это тоже очень непросто, т.к. в материалах 1917-1931 многие лица тоже безымянны, а фамилии (помимо обычных вариаций типа «Казаков-Козаков» и т.д.) бывают искажены самым причудливым образом вплоть до полной невозможности опознания, ну и конечно, сведения в разных источниках могут противоречить друг другу.

Так что завяз я с этим занятием очень сильно, и дело с внесением сотен тысяч дополнений и изменений движется чрезвычайно медленно (сейчас на букве «Л»). А есть ведь еще намеченная деятельность по изучению элит более поздних времен, и надо написать пару давно обещанных статей, и в ту же «общую» базу внести еще примерно 600-700 тыс. записей по XVIII-XIX вв. (а потом снова пройтись по ней, соединяя записи об одних и тех же лицах). А тут еще сверстники стали вдруг помирать... Ну и впал от всего этого в некоторую панику и в чаянии закончить хотя бы сверку баз в течение двух лет решил на это время максимально органичить общение с окружающим миром. Надеюсь, те, кто способны представить объем работы, меня извинят.
Previous post Next post
Up