(no subject)

Jul 03, 2020 11:04

Всегда полагал, что объективная реальность рано или поздно заставит с собой считаться. В частности, не раз писал о бессмысленности «образовательного бума». И вот, кажется (впервые с конца 90-х), стало очевидным, что высшее образование перестало быть конкурентным преимуществом при устройстве на работу - прежде всего для самих его получателей. По исследованиям последних лет выяснилось, что лишь треть считает качественное высшее образование важнейшим фактором при устройстве на работу, а доля в принципе согласных с тем, что «высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей» в прошлом году опустилась до 58% против 76% в 2008. Для осознания простой истины, что диплом у всех - все равно что ни у кого, и что привлекательных рабочих мест все равно хватит только на очень небольшую часть дипломоносителей потребовалось почти два десятилетия, но и то далеко не всем.

В более богатых в целом обществах эта истина осознается труднее, тем любопытнее встречать публикации, скептические по отношению к образовательным мифам. Видел, например, статью какого-то американского профессора с 40-летним стажем, описывающего ситуацию, хорошо знакомую по отечественным реалиям. Студенты приобретают и накапливает множество знаний? Но при тестировании на общую грамотность по разным вопросам менее трети выпускников университетов получили оценку «выше среднего» и около одной пятой оказались на «базовом» уровне и уровне «ниже базового». Они должны не просто впитывать факты, а учиться, как думать в реальной жизни? Но по исследованию в Гарварде преимущество высшего образования в этом плане оказалось нулевое: студенты четвертого курса не показали лучших результатов, чем первокурсники; при тестировании студентов Университета Аризоны на способность «применять статистические и методологические концепции в рассуждениях о повседневных событиях» никто не продемонстрировал даже видимости приемлемого методологического мышления и т.д.

Причем даже в условиях профанации высшего образования и постоянного снижения планки требований (при том, что учебная нагрузка с начала 80-х сократилась с 40 до 27 часов в неделю) около 60% студентов не могут закончить университет за четыре года. Видимо, факт прихода в университеты слишком многих лиц, которые не в состоянии успешно их закончить там тоже не считается проблемой, а идея «колледж для всех» задвинула на задний план реалистичную альтернативу в виде профессионального образования.

Не слышал, наблюдается ли в других странах разочарование в ценности высшего образования, но профанация и инфляция его есть фактор совершенно объективный и прокладывающий себе путь совершенно независимо от чьих-то представлений.
Previous post Next post
Up