Традиции и обряды уходят своей историей в глубины тысячелетий. Со временем древнее прирастает новыми символическими смыслами. Существует множество миров-пузырей, отличающихся по уровням вибраций, по мерностям. Разноцветные яйца - прекрасный и емкий символ многоОБРАЗия миров Творца. ЕДИНО для всех мерностей ОДНО - ЛЮБОВЬ. Это первосущая основа. Это не чувство, это творящая сила, проходящая через любые фильтры, превозмогающая смерть и время, переносящая нас в Вечность. С Праздником! Весть Любви и принес Христос! Напомнил о ней тем, кто уснул и забыл. Чтобы души воскресли с вестью Любви!
Оригинал взят у
marena99 в
А теперь вспомните, есть хоть слово про крашенные яйца в Библии? Автор -
Vedma_ELENA. Это цитата
этого сообщения Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов.
Пожалуй, нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки.
Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки:
- Всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круги с прямыми и волнистыми линиями.
- Растительные мотивы. Все цветы похожи на настоящие, но сказочные по расцветке.
- Цветы, похожие на маленькие солнышки. Если такие цветы располагаются на "полюсах", это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, безконечность жизни.
- Прямые, волнистые, зигзагообразные линии символизируют движение.
Символы рисунков:
- ласточки - приход весны,
- спираль - знак долгой жизни (дарили пожилым людям),
- зеленые сердечки - любовь (девушки дарили парням),
- рушничок - для дочери (чтобы удачно вышла замуж),
- яблочко, цветы - на рождение девочки...
Символика цвета:
- красный - цвет огня, радости,
- желтый - цвет солнца,
- черный - цвет земли,
- коричневый - плодородие земли.
Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки, т.к. юная душа должна была сначала окрепнуть, получить Силу.
Краски применялись природные. Сырьем получения красок были цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, ягоды.
Яйцо-писанка.
Красить яйца - древний обряд, уходящий вглубь веков. Писанку не рисовали, а раписывали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки - это звезды, рожденные Ладой-Богородицей. Раз в году славянской женщине выпадала честь представлять Богородицу на земле.
В предрассветный час выносила она на порог волшебное пряльце и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для этих красок брала накануне вечером из 7 родников. Домой несла молча, в тайне. Этой живой водой заливала сушеные травы , лепетки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Настоящая писанка сохраняла жизненную силу целую неделю (не протухала). Сперва яйцо окуналось в желтую краску "яблоньку" и держалось в ней пока читались гимны-обращения к Богам. Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца были больше похожи на темные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка.
Первую писанку делали для Богов и Предков (можно было делать из деревянного яйца).
Вторую - для родителей.
Третья - для закликания весны.
Четвертая - с узором на богатство и достаток в Роду.
Продавать писанки было нельзя, а вот даровать - означало честь оказывать. Неряшливо расписанное яйцо силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни. А так же тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Разбитая писанка грозила засухой. Если такое происходило, то немедля скорлупу надо было измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.
Писанки ложили венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков. А на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей. Для родителей принято было выкладывать на пророщенный овес.
Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, а дарится уже пустое. Чтобы яйцо было дивной красоты, нужен сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки.
Для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, когда как писанка непременно сырое. Крашенки бывают и однотонными, и расписными. Делать их намного проще.
Еще на заре человечества, когда первобытные мыслители пытались найти объяснение тем или иным явлениям природы, яйцо привлекло к себе их пристальное внимание. В силу своей необычной формы и уникальных свойств, оно напоминало скорее нечто безжизненное, чем живое. Ведь постепенное развитие зародыша внутри замкнутой скорлупы и его преобразование в конкретное живое существо было скрыто от глаз человека. Но появление этого существа на свет в момент разбивания своей оболочки открывалось человеку как чудо, само себя сотворившее. В столь необычной способности к превращению из якобы мертвой материи в материю живую, растущую первобытные мудрецы находили объяснение, как своего собственного происхождения, так и Мироздания в целом. Позднее эти представления запечатлелись в мифопоэтических традициях многих народов мира.
К примеру, в ведической традиции сохранилось представление о космическом золотом яйце, плавающем в водах Хаоса: " Разум (Махат), включая не проявленные грубые элементы, образовал Яйцо, и Владыка Вселенной сам пребывал в нем в качестве Брамы. В этом яйце заключались материки, моря и горы, планеты и подразделения, планеты, боги, демоны и человеческий род".
Согласно ассиро-вавилонской легенде, Мир был высижен голубем из гигантского яйца, некогда кем-то положенного в Евфрат.
Геродотом было записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса.
У некоторых семитских народов, например у финикийцев, космическое яйцо оказывается змеиным. А символом творения мира является изображение змеи, держащей во рту яйцо. С подобными представлениями перекликается и кельтская легенда о создании волшебного яйца группой змей, сплетающихся в клубок.
Персы верили, что "вначале не было ничего, кроме Божества; потом родилось яйцо, и когда оно созрело - из него явилась Вселенная с ясным Солнцем и Луною".
В знаменитом мифе древнефинской "Калевалы": дева неба, она же и мать воды, Илматар - Каве, приютила "бога всевышнего" Унко, слетевшего к ней в облике утки. Утка снесла семь яиц, из которых впоследствии создавалась Вселенная:
"Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный".
Интересно, что подобные представления были широко распространенным верованием древности. Так, согласно древнекитайским источникам, Вселенная первоначально представляла собой некое подобие куриного яйца. А иранские космогонические мифы представляли мир созданным в форме яйца, где земля подобна желтку, а небо - скорлупе.
Впоследствии эти представления были перенесены в Византию человеком, принадлежащим к христианской арабской знати, Иоанном Дамаскином. Так, в одной из рукописей мы читаем следующее:"Небо и земля по всему подобны яйцу, скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля".
Действительно, если расколоть сырое яйцо и заглянуть внутрь, можно найти сходство желтка с землей, белка с водой. Неудивительно, что этот фактор породил целый ряд мифов, в которых идет речь не только о рождении Вселенной, но и об отдельных ее составляющих. Вселенная, мир, человек, божества рождаются из яйца. К примеру, в австралийском мифе журавль Бронта бросает яйцо в небо. Оно разбивается и его желток становится ярким солнцем.
На Украине сохранилось предание, в котором также прослеживаются очень древние мотивы: " Старые люди рассказывают, что когда-то в воздухе колыхалось что-то такое, вроде мяча - шара. Кто-то его толкнул, и он разорвался; полетели куски этого шара в разные стороны и образовались Земля, Солнце, месяц, звезды. Из одного куска образовалась Земля, что мы на ней живем. Благодаря киту, который подставил свой хвост, задержалась наша Земля, а то бы полетела в бездну" " Голубиная книга. Славянская космогония ".
Интересно, что народный гений заключает в яйцо не только целые Вселенные или отдельные светила, но и царства - государства. Так, в славянской сказке " О трех царствах", ее герой, младший из трех братьев, вместе с солнцем добывает в нижнем или верхнем мире три яйца, заключающие в себе три царства - Медное, Серебряное и Золотое, а также трех царевен этих царств. Он женится на царевне Золотого царства, а его братья - на двух остальных.
Примечательно, что в символике этой сказки исследователь славянской культуры Д. Дудко усматривает параллели с индийским обрядом "ашвамедха", в котором эти три металла и три царицы символизировали три сословия.
Но связь царских особ с яйцом иногда носит вполне определенный характер. Ведь обожествление власти было неотъемлемой частью большинства древних культур. Многие царские семьи возводили свои родословные к божественным предкам. К примеру, о царице, рожденной из яйца, рассказывают и многие древнегреческие мифы. По наиболее распространенному варианту этого мифа, дочь этолийского царя Леду cоблазнил в образе лебедя Зевс - Громовержец. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.
Однако есть и другой ряд мифов, в которых идет речь не о царях и сословиях, но о рождении из яйца Первочеловека или Первопредка всего рода человеческого. Так, согласно одному тибетскому мифу, из небытия, т.е. Хаоса, возникает белый свет, породивший совершенное яйцо. "Оно было сияющим, оно было хорошим. У него не было ни рук, ни ног, ни головы, но было движение; не было крыльев, но оно могло летать, не было рта, но голос исходил из него, оно могло разговаривать". После пяти месяцев яйцо раскололось, и появился человек.
Приведем еще один миф, древнекитайского происхождения: " Родившись внутри великого яйца содержавшего природный хаос, Пань-Гу рос и рос, пока наконец ему не стало тяжело дышать. Тогда он заснул, чтобы внезапно пробудиться через 18 тысяч лет. Протер глаза, но ничего не увидел. Вокруг был только непроницаемый мрак. Тогда сердце его наполнилось печалью. Желая выбраться из того огромного яйца, схватил он топор и ударил им в темноту. Раздался оглушительный треск, и яйцо лопнуло. Небо начало отделяться от земли".
Действительно, в подобных мифах, преданиях, сказках, начало творения или рождения того или иного элемента происходит путем раскалывания или разбивания космического яйца. Отметим, что этот момент просматривается во многих обрядах и ритуалах, где оно используется. Возьмем, к примеру, хорошо нам известные обряды с разбиванием крашенок. Смысл этого древнего действия для современного человека остается непонятным, чего не скажешь о традиционных обществах, где до настоящего времени сохранилось его первоначальное значение. В этом отношении характерен ритуал, которых до сих пор распространен в северо-западной Африке. Там во время свадебной церемонии принято разбивать яйцо. Причем момент разбивания воспринимается как символ взрыва, в результате которого родилась Вселенная.
Конечно, каждый из приведенных мифов является произведением своего времени и своего народа. Но в то же время во всем этом разнообразии устных традиций яйцо наделяется одними и теми же смыслами. То есть яйцо осмысливается как символ зарождения и, собственно, рождения жизни во всех ее проявлениях. От бесконечной Вселенной до маленького человека, как Микрокосм и Макрокосм - разные формы одной жизни, которая рождалась путем раскалывания или разбивания яйца.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru