КРАСА МЕРОВИИ. ИЛИ - ТЫ ЧЕЙ? МӒРӸН!
Андрей Мерянин
На фото - дизайнер Маша из нижегородской Шахуньи. Знакомая моего ивановского друга. По его замечанию: «Маша мечта любого мерянского национал-краеведа». Да, действительно, классическая заволжско-мерянская антропология у девушки. Её прекрасный образ сподвигнул меня написать эту небольшую заметку про историю Ветлужского региона.
- Ветля-Шангонское кугызство
Шахунья это древний ареал вӹтлӓ мари, ветлужских или костромских марийцев.
На этих территориях в средневековье существовало Ветля-Шангонское кугызство - марийское Ветлужское княжество. Со столицей в
Шанзе (Шанга. Современный город Шарья в Костромской области). Слово «шанза» происходит от марийского шэнцэ (шэнзэ) и означает глаз.
Крепость Шанза была поставлена ветлужскими мари на границе своих земель как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за продвижением дружин Ростово-Суздальских князей. Место было удобно для защиты, так как с трех сторон имеет естественные крепостные «стены»: реку Ветлугу с высоким берегом и глубокие овраги с крутыми скатами.
Выставить такую сторожевую крепость под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные рода и фратрии марийского народа.
- Меровия
У этих земель было еще одно название в средние века - Меровия - историческое название территории в современной северной части Нижегородской области, ограниченной реками Волгой, Унжей и Ветлугой.
Меровия / Merowia(m) впервые упоминается в «письме брата Юлиана о монгольской войне» автором которого является Юлиан Венгерский / Iulianus Hungarus - венгерский монах-доминиканец, совершивший в 1230-е годы два путешествия на восток в поисках Великой Венгрии (Magna Hungaria), прародины венгров.
В нем Меровия упоминается, наряду с несколькими языческими царствами завоёваными татарами.
- Меря
Известно, что в ходе формирования Древнерусского государства в пределах Ростово-Суздальской земли, финно-угорский этнос Меря стал основой формирования великорусского этноса в этом регионе. В результате этих этно-культурных и политических процессов часть мерян ушли с территорий современной Владимирской, и Ярославской областей. Они ушли за Волгу, в Унженско-Ветлужское междуречье, в Меровию, что вероятно и послужило причиной появления этого названия.
В.Ключевский в своей работе «О финских чертах великороссов» упоминает предание, записанное в XVII в., согласно которому часть языческого, очевидно, мерянского населения Ростовской земли, выселилась в пределы Болгарского царства на Волгу к родственным мери черемисам.
Позднее, с 16 века, по мере расширения Московского государства, началась русификация (крещение) мери уже на этих территориях, в результате чего появляется русский субэтнос ветлугаев. А часть мерян отходит дальше на восток, в Заветлужье, и сливается там с близкородственным этносом мари. Меря становятся участниками формирования северо-западной этнографической группы марийского народа в современных Воскресенском, Тонкинском, Тоншаевском и Шарангском районах Нижегородской области.
В Меровии есть топонимы, напоминающие о мере - Маура, Мериново, встречаются типично мерянские форманты-бал/бол и другие мерянские топонимические этно маркеры.
- Ты чей? Мӓрӹн!
Ветлужские марийцы или вӹтлӓ мари - северо-западные марийцы, проживающие на северо-востоке Нижегородской области в Тоншаевском, Тонкинском, Шахунском, Воскресенском и Шарангском районах. В настоящее время носят название ветлужские или нижегородские марийцы, устаревшее наименование - костромские марийцы.
Самоназвание марийцев на северо-западном диалекте марийского - «мӓрӹ», в отличие от литературного варианта «мари». На вопрос «ты чей?» нижегородские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в русской транскрипции записывается как «мерен».
Это является одним из доводов сторонников тождественности мерян и мари - М. Фасмера, Т. С. Семёнова, С. К. Кузнецова, Д. А. Корсакова.
- Северо-западное наречие западной ветви марийского языка
Нижегородские марийцы говорят на северо-западном наречии западной ветви марийского языка, но для большинства из них литература, которая издаётся в Марий Эл, непонятна. При этом, в марийских семьях все говорят по-марийски, а писать не умеют. Хотя учебник их диалекта, на котором также говорят марийцы в соседней Кировской области, издан в Йошкар-Оле, изучение родного языка до сих пор не налажено, не только из-за труднодоступности этих учебников, но из-за того, что население раскинуто по отдельным сёлам, а, также, из-за удаленности их ареала проживания от крупных городов и дорог, и, увы, нежелания специалистов-преподавателей туда переезжать.
Подробнее о северо-западном наречии западной ветви марийского языка вы можете прочесть здесь -
https://vk.com/wall-64389613_2187 Источники:
1 - Нижегородский топонимический словарь (сост. Н.В. Морохин) Нижний Новгород 1997 г. "КиТиздат". с. 132.
2 - Леонтьев А. Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. 1996.
3 - Нижегородские марийцы. Сборник материалов для изучения этнической культуры марийцев - Составитель: Николай Владимирович Морохин, Издательство: Центр народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл, 1994 год.
Андрей Мерянин.
цинк
Эти замечательные места, где живут замечательные люди, подчас с заметно угро-финскими корнями -
моя родина, где мы жили, пока мне не исполнилось 9 лет (сейчас мне пока 69). .
Там были оживленные населенные сёла, школы, колхоз, леспромхоз...
Вполне процветающие...
И другое, приезжее население, в основном из завербованных и спецпоселенцев.
Нормально жили. Без конфликтов. Даже наоборот: дружили и породнялись.
Родители работали на леспоповале, а то и ещё где-нибудь на таких же работах.
А потом Хрущев объявил амнистию и паспортизацию села.
И места опустели.
Люди разъехались, как правило, ближе к тем местам, откуда выселили.
Да и лес к тому времени вырубили и сплавили вниз по Унже...
Вот такая вот операция Ӹ.
https://music.youtube.com/library