Выбранные места из переписки с друзьями

Jun 26, 2018 21:53


Мне один товарищ из далёка, в частности, сообщает:

"Мне не инетерсно всё то, перед чем начинает капитулировать сознание. Капитулировать в смысле становления подвластным а значит опускания его обладателя до уровня безсознательного акта. Несмотря на то, что тема денег является особой, я склонен к утверждению, что деньги подменяют само сознание. Ну и, естественно, всё, что манипулируемо деньгами - не скажу, что мне безразлично, но в высшей степени не интересно. С одной стороны известно, что деньги можно печатать столько сколько заблагорассудится, чем сейчас, не обращая особого внимания ни на какие якобы законы рыночной экономики, так глубоко увлечён весь мозговой экономический потенциал, а с другой - запасы золота ограничены, что сразу наводит на вполне здравый вопрос - «И что из того?»
Вывод из всего этого, по крайней мере для меня лично, следует такой - всем управляют не те, кому по праву полагалось бы".

А я ему, в частности, отвечаю:

"Что касается сознания, то без питательной поддержки по грязным горло-кишечно-желудочным каналам из внешней среды оно помирает и издыхает. Чтобы были живы телеса и чтобы дух мыслил в этих телесах, нужно питание, и лучше хорошее, ну, в целом комфорт. С одной стороны, бытие субъекта вообще есть расширение комфорта за счёт расширения контроля над универсумом (=витальным, жизненным пространством) с находящимися в его пределах актуальными и потенциальными ценностями. Никакое "сознание" не работает, если не видит перспективы обеспечить себя продовольствием. А если есть иные понятия - то это несерьёзно. Мой опыт изучения философии и бытия только подтверждает сии вульгарные выводы.
Комфорт обеспечивается за счёт привлечения средств. Средства можно отнять или купить то есть обменять на другой товар. Для удобства обмена люди придумали локальные ликвидные средства - деньги. Деньги - всё ещё не универсальны, а локальны. Иногда деньги не нужны, нужны по прежнему товары в обмен на товары. Власть - тоже товар, то есть немножко деньги. Вообще всё есть товар, что производят люди по ходу "в общественном производстве своей жизни" (Маркс). Ибо, с другой стороны, бытие субъекта (человека) в универсуме есть процесс обмена деятельностями, процесс обмена продуктами деятельностей между человеком (субъектом, обществом) и природой, относительно автономными фрагментами которой человек, общество и любая нужная нам часть природы могут быть рассматриваемы.
Процесс этот - с весьма непредсказуемым результатом. Управляют всем те, кто этот товар хотел заполучить, приобрёл его на рынке и стережёт его более-менее бдительно".

А что тут ещё сказать?!!
Vi@

К. Маркс: Достигли ли бы замки́ их теперешнего совершенства, если бы не было воров?

Преступник производит не только преступления, но и уголовное право, а потому и профессора, читающего курс уголовного права и, вместе с этим, также и то неизбежное руководство, в форме которого этот самый профессор выбрасывает свои лекции, в качестве «товара», на всеобщий рынок товаров.

Этим достигается-де увеличение национального богатства, не говоря уж о том личном наслаждении, которое рукопись такого руководства, - по заверению компетентного свидетеля, господина профессора Рошеля, - доставляет самому автору.

Преступник производит, далее, всю полицию и всю уголовную юстицию, сыщиков, судей, палачей, присяжных и т.д., и все эти различные профессии, каждая из которых представляет собой определенную категорию общественного труда, развивают различные способности человеческого духа, создают новые потребности и новые способы ихх удовлетворения.

Уже одни только пытки дали толчок к остроумнейшим механическим изобретениям и обеспечили работой множество почтенных ремесленников, обратившихся к производству орудий пыток.

Преступник производит впечатление - то морально-назидательное, то трагическое, смотря по обстоятельствам, и тем самым оказывает определенную «услугу» в смысле возбуждения моральных и эстетических чувств публики.

Он производит не только руководства по уголовному праву, не только уголовные кодексы, а сало быть и законодателей в этой области, но также и искусство, художественную литературу - романы и даже трагедии; доказательством этого служат не только «Вина» Мюльнера и «Разбойники» Шиллера, но даже «Эдип» и «Ричард Ш».

Преступник нарушает однообразие буржуазной жизни, ее спокойное повседневное течение.

Тем самым он предохраняет ее от застоя и порождает ту беспокойную напряженность и подвижность, без которой притупилось бы даже жало конкуренции.

Этим он дает толчок производительным силам.

В то время как преступления освобождают рынок труда от некоторой части избыточного населения и, ослабляя тем самым конкуренцию между рабочими, до известной степени препятствуют падению заработной платы ниже определенного минимума, - в это самое время борьба против преступлений поглощает некоторую другую часть избыточного населения.

Выходит, таким образом, что преступник осуществляет одно из тех естественных «уравновешиваний», которые устанавливают надлежащий уровень и открывают поприще для целой вереницы «полезных» профессий.

Влияние преступника на развитие производительных сил можно было бы проследить до мелочей.

Достигли ли бы замки́ их теперешнего совершенства, если бы не было воров?

Получило ли бы изготовление банкнот такое усовершенствование, если бы не существовало подделывателей денег.

Проник ли бы микроскоп в обыкновенные торговые сферы (смотри Баббеджа), не будь в торговле обмана?

Не обязана ли практическая химия своими успехами в такой же мере фальсификации товаров и стремлению ее обнаружить, в какой она ими обязана рвению честных производителей?

Изобретая всё новые средства покушения на собственность, преступление вызывает к жизни всё новые средства защиты собственности и этим самым в такой же мере стимулирует производство, в какой забастовки стимулируют изобретение машин.

И, - если покинуть сферу преступлений частных лиц, - мог ли бы без национальных преступлений возникнуть мировой рынок? Могли ли бы без них возникнуть сами нации? И разве древо греха не является со времен Адама вместе с тем и древом познания?

Уже Мандевиль в своей «Басне о пчелах» (1705) доказывал производительность всех возможных профессий и т.д., и у него уже видна общая тенденция всего этого рассуждения:

«То, что мы называем в мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, - является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в это самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем».

Только Мандевиль был, разумеется, бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества.
Это так называемый 4-й том "Капитала" еслешо - "Теории прибавочной стоимости" - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч. 1, стр. 394-396


Яндес кошелек 41001126579592

мандевиль, marx, труд, обществознание

Previous post Next post
Up