«В моей первой, пожалуй, слишком смелой, но не очень зрелой постмаркситской работе «Жизнь против смерти» (1959) я полагал, что найду у Фрейда то, что недоставало у Маркса. Во фрейдовском анализе патологических влечений я усматривал тогда основу для постмарксистской критики капитализма. В 15-й главе «Презренный металл» речь шла об удивительном открытии Фрейда, объявившего любовь к деньгам анальной регрессией. Из моего марксистского прошлого я вынес здоровое предубеждение против накопительства. Представьте же себе мой восторг, когда я натолкнулся на статью Шандора Ференци «Онтогенез любви к деньгам», которая заканчивалась фразой: «Суммируя всё сказанное выше, можно сказать, что деньги - это всего лишь лишенное запаха, высушенное, доведенное до блеска Дерьмо». «Всего лишь» - это преувеличение меня совершенно подкупило. Позднее у Теодора Адорно мне попалась эпиграмма: «В психоанализе истинны только его преувеличения». Теперь эта фраза представляется мне краеугольным камнем дионисийской эпистемологии».
Норман О. Браун
(Norman Oliver Brown - September 25, 1913, El Oro, Mexico - October 2, 2002, Santa Cruz, California) - американский философ, публицист и поэт. Автор книг о судьбах цивилизации «Жизнь против смерти» (1959), «Тело любви» (1966), «Апокалипсис и/или метаморфозы» (1991), откуда и взята публикуемая в ИЛ,. 1995, № 1, с. 231-239 статья «Дионис в 1990 году» (в основу текста положена лекция, прочитанная в калифорнийском университете Санта-Крус 3 октября 1990 г.)
Возьмём широко известную простейшую задачу.
Из пункта А в находящийся от него на расстоянии 300 км пункт В движется поезд со скоростью 60 км в час. Спрашивается вопрос: через сколько время (именно так!) поезд прибывает в пункт назначения? Казалось бы, ответ прост:
300 км : 60 км/час = 5 час
Из таких примитивных расчётов и исходит большинство политиков, предпринимателей, вообще деловых людей в своих коварных планах. И очень потом удивляется, когда поезда приходят не туда, не тогда и не так. Потому что не учитывается фактор динамического хаоса , который вмешивается постоянно, особенно у нас в России, и который может быть обозначен символом С. Тогда адекватная формула прибытия поезда будет выглядеть так:
300 км : 60 км/час = 5 час + С (произносится: плюс Цэ).
Что можно подразумевать под фактором Цэ ? Да всё что угодно:
- размытость пути в результате тектонического перемещения почв;
- нехватку топлива в результате хищения или внезапного ухудшения качества, допустим, угля: вместо антрацита оказалась очень похожая на него кремниевая порода;
-усталость металла (вещества материала) хоть рельс, хоть вагонов, хоть других деталей состава;
- человеческий фактор - от хулиганства до терроризма или просто забывчивости;
- стихийные явления природы - ливень, мороз, сушь;
- политический фактор - например, задержка состава в результате политических решений по необходимости транспортировки в первую очередь воинских перевозок по данному пути;
- социальный фактор - например, внезапные изменения в поведении людей , эпидемии, забастовки, нехватка рабочей силы;
- и т.п.
И, соответственно, воздействие динамического хаоса на ход изменений действительности применительно к любому случаю можно обозначить термином плюсцец, а закон воздействия факторов динамического хаоса на стационарную в восприятии человека действительность выразить в виде скорректированной народной приметы:
Плюсцец крадётся незаметно.
Можно ли противодействовать негативному воздействию плюсцца? Да, если хотя бы учитывать его самого на всех этапах планирования человеческой деятельности, чтобы потом никто не проклинал ни родную партию, ни правительство, обвиняя их в своих неудачах. Особенно важно иметь это в виду в одной из важнейших сфер человеческой жизнедеятельности, каковой является сельскохозяйственное производство, за счёт потребления продукции которого всё общество только и может функционировать вообще в своих многообразных социальных нишах, а значительная часть того же общества может быть здесь же обеспечена занятостью, полным соцпакетом, хлебом с маслом, носом в табаке и другими сносными и полезными условиями бытия в этом мире, если всё заведомо продумать. То есть учесть и всегда учитывать не русский авось (главное, мол, ввязаться в бой, а там будет видно), а предусмотреть, кажется, всё , т.е. рассчитать и учесть полный плюсцец.
Планируя создание предприятия по производству сельскохозяйственной продукции надо учесть, кажется, всё, а именно, факторы-адапторы от: неожиданных и неявных помех, ожидаемых от природы, в том числе планетарных и внепланетарных явлений, социальных (а здесь уже несть им числа, ни счёта, хотя попытаться надо), в том числе спрос, коммуникации, рабочая сила в ее качественных характеристиках, досуг, образование, обычаи, нравы, религии, торговля, бюрократия, право, реки, озёра, мосты, дороги… И, соответственно, предусмотреть, точку отсчёта в оптимальном планировании, после прохождения которой в процессе изменений действительности всё уже становится бесполезным для данной сферы активности.
Такая задача может показаться утопичной, но нет ничего практичнее хорошей утопии. Скажите, кто из моих сверстников в своем пионерском детстве мог предполагать победу капитализма в нашей стране ещё за 20 лет до 90-летия Великой Октябрьской социалистической революции?
Не говоря уж о компьютерах и мобильниках, до которых даже знаменитые фантасты братья А. и Б. Стругацкие не дотумкали в своих суперзанимательных футурологических эпопеях.
А нам это надо: предусмотреть, кажется, всё.
Источники:
- Богомолов В.О. Момент истины (В августе сорок четвёртого) // Богомолов В.О. Роман. Повести. Рассказы. М.: Русская книга, 1994;
- Браун Н. Дионис в 1990 году // Ин. лит-ра, 1995, №1.
- Победря Б.Е. Лекции по тензорному анализу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986;
- Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994;
- Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса М.: Прогресс, 1986;
- Садовничий В.А. Теория операторов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986;
- Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке. М.: Текст, 1992.
Пруф Отак...
Подробнее - по тегам записи.
Ну а
СЮДЫ́, особенно недовольным совецкой властю и прочим нихарошым людя́м, можно и не заглядувать.
Ну а
СЮДЫ- тем более.