Мария Николаева: «Попасть в Вену». Репортаж философа

Mar 17, 2016 23:28





Любой город - это прежде всего, ощущения. С этим, наверное, согласится любой человек, мало-мальски путешествовавший по миру.

А впечатления философа, писателя, преподавателя Марии Николаевой от столицы Австрии только подтверждают вышеприведенный тезис. Впрочем, «только ли»?

Репортаж Марии для beinenson.news о поездке в Вену явно глубже обычных путевых заметок. С другой стороны, прочтите. И проверьте сами.


Все мы помним, как герой Достоевского собирался съездить в Европу как на «дорогое наше кладбище», где лежат «дорогие покойники»… Да, собираясь в Вену я не планировала там встреч с живыми людьми, но у меня многое связано с умершими - и, наверное, самое сильное впечатление - от посещения домов тех личностей, книги и музыка которых оказали влияние на мое становление в молодости.

Прежде всего, это Фрейд и Моцарт, и хотя их квартиры превращены в музеи с экспозициями, а жилая обстановка почти не сохранилась, сама возможность «переступить порог дома» невероятно затапливала чувствами.

В меньшей степени меня волновал Штраус, а вот знакомство с личностью последней императрицы Елизаветы при посещении дворца Хофбург и вовсе было новым, зато многое «расставило» в моей исторической памяти, прояснив ситуацию перед 1-й мировой войной, которая привела к революции в России, и там во дворце удалось прочувствовать, как нагнеталась обстановка в Европе.

Не менее сильное чувство нереальности происходящего возникало, когда я понимала, что стою в картинной галерее перед оригиналами картин ван Эйка, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и др.

Здесь в Вене материализовалось столь многое из того, что десятилетиями составляло мой культурный бэкграунд как образованного человека в виде информации, витающей в ментальном поле. И когда все это превращается в концентрат материальных носителей, осязаемых мостовых, стен, полотен - ты понимаешь, что находишься в культурной «аномальной зоне», где все счетчики памяти зашкаливают!

Поначалу я даже не собиралась в Венскую оперу, считая, что туда трудно попасть, но по пути заглянула в кассы - и вдруг оказалось, что есть один доступный билет. Это был маленький фатум, так я попала на назидательную постановку «Манон», которую играют с успехом уже вторую сотню лет. Сюжет и впрямь на все века - как молодая девушка на пути в монастырь встречает семинариста, возвращающегося принять священнический сан, они влюбляются и сбегают вместе в Париж, а потом оказывается, что их чувств вовсе не хватает на преодоление всех социальных препятствий, начинаются компромиссы с совестью и обществом, которые и приводят к гибели героини…

История настолько банальна, что ничего более гениального придумать невозможно. Конечно, наша публика в первых рядах - поднимается по широкой лестнице дама в бордовом вечернем платье и каких-то «соболях», все взоры исподтишка устремляются на незнакомку, а она вдруг поворачивается к сопровождающему ее господину и молвит по-русски: «Серж, а сними меня еще вот в таком ракурсе…»

Кажется, что проваливаешься в 19-й век, когда вся наша знать блистала в европейских театрах не столько ради музыки, а чтобы себя показать. Именно так я представляла себе светскую жизнь в Европе по произведениям русских классиков

И, конечно, древние католические соборы довершают облик Вены как европейской столицы, ибо протестантов мало, по статистике не более 5%, все-таки Австрия не Германия. Однако в них так же пусто, как и в немецких кирхах, лишь один раз я застала богослужение с реальной толпой народа.

Возможно, дело было в том, что это монастырь над усыпальницей Капуцинов, где покоятся все царственные особы… Одно точно - религия в Вене не довлела настолько, как в Афинах и Риме, скорее атмосфера казалась такой же светской как в Хельсинки или Осло, либо Бонне и Ницце - из того, с чем я могу сравнивать на собственном опыте.

Впечатляющая архитектура соборов восполняет недостаток веры как содержания, призванного заполнять пустые формы, но сейчас они заполнены любованием.


Внезапно - спускаюсь в метро и остолбеневаю, уставившись на застекленную рекламную витрину с огромным портретом Меркель, где у мадам глубокие иссиня-черные круги вокруг глаз и пластырем крест-накрест сбоку залеплен подбородок…

Рядом двое молодых людей все это с удовольствием снимают на камеру и охотно отвечают на мои недоуменные вопросы. Оказывается, передо мною сам художник, раздающий листовки с приглашением на свою авангардистскую выставку ‘Relax’.

На мой наивный вопрос, а законна ли эта инсталяция, он радостно отвечает «Нет, конечно!» Остается только догадываться, как долго провисела столь неадекватная авантюра, мы скоро попрощались.

Еду дальше - заходят два араба и начинают на своем непонятном языке ругаться на весь вагон, выясняя отношения, - для австрийцев, никогда не повышающих голоса, зрелище малоприятное. Как будто ворвалось что-то из подсознания в кошмарном сновидении, и очень хочется вытеснить куда-нибудь, хотя бы в экстравагантный портрет Меркель, которая допустила этот страх в реальность… Впрочем, они не агрессивны, а глубоко погружены в свои проблемы и даже не замечают взглядов!

Люди из иного мира, пытающиеся вписаться в социум, сами легко путают коренных жителей и приезжих - на другой день в католическом соборе ко мне подошли две смущенные девушки арабской внешности и что-то спросили по-немецки. На мой ответ на английском сразу поменяли язык и повторили, что хотели бы помыть полы у меня дома. На мгновение я даже потерялась, а потом поспешно объяснила, что я сама приезжая и снимаю жилье, поэтому устроиться ко мне прислугой не выйдет, за чистотой следит хозяин, все уже оплачено. Они извинились и почти сразу направились к более пожилой и домовито выглядящей особе - разговор я не подслушивала, не знаю, чем кончилось.


Если вы направились из центра Вены в знаменитый Бельведер, на вашем пути прежде всего окажется фонтан «Высокие струи» за которым высится стелла с колонадой, на которой на чисто русском языке написано: «Вечная память воинам советской армии…» Возле памятника нашим солдатам, павшим здесь в последние дни войны, встречаю пару москвичей, тоже не ожидавших увидеть столь величественный мемориал.

Правда, ниже есть табличка с переводом на немецкий, но первое впечатление - каждый должен знать русский язык, ибо надпись наверху видно издалека! Позже я встретилась в музее с другой москвичкой, постоянно живущей в Вене, которая сразу спросила, а была ли я уже в военном музее. Мне не удалось вместить его в свою перенасыщенную программу, но по ее словам, там очень впечатляющая экспозиция по 2-й мировой войне. Правда, нечто подобное я видела ранее в Бонне, гостя у друзей.


Другая неожиданность ждала меня на подъезде к Леопольдсбергу, куда многие приезжают ради прекрасного вида со смотровой площадки на всю Вену и австрийскую местность по другую сторону возвышенности. У самого основания тропинки от автобусной остановки на гору стоит скульптура трех молодцеватых усачей с табличкой «Слава украинским казакам - защитникам Вены в 1683 году!» Поначалу мне никто не смог объяснить происхождение памятника, но потом я прочитала, что он был установлен не далее как летом 2013 года, причем основание для памятника в честь победы над Османской империей возводили… турки. Правда, в исторических описаниях речь идет о «союзных войсках» и отмечается, что спасла Вену конкретно именно «польская кавалерия». Вот почему в некоторых других источниках этот новый монумент называют скорее «памятник союзным войскам».

Сами турки ныне неплохо устроились в современной Вене - и чаще всего я общалась с ними, питаясь фалафелями как самой доступной вегетарианской едой, благо турецкие ресторанчики есть повсюду, и альтернативой служила только самоса от настоящих индийцев, но их лавочки встречались редко.

Впрочем, политика мультикультуризма выглядит в Вене довольно органично и ненавязчиво, и если говорить про Восток, то китайский ресторан «Сычуань» по пути к Дунайской башне выглядит как настоящий китайский оазис, и вы легко можете погрузиться в другую культуру, просто пойдя поесть. А рекламки йоги, тайцзы, встречи с бирманским буддистом и пр. попадались на улицах нередко. При этом эффекта «засилья иностранцев» не наблюдается - исторический центр сугубо австрийский.

Более того, австрийская молодежь живет в каком-то своем замкнутом мире - и здесь мне было интересно понаблюдать за хозяином своей съемной квартиры. Молодой австриец с работой электриком на пятидневке все свободное время страстно отдает футболу как «болельщик» - не только просиживает все вечера перед широкоэкранным телевизором, но и отводит выходные на поездки на матчи в другие города, а краткие отпуска - и на матчи в других странах. Так, с командой футбольных фанатов он побывал даже в Москве и Доминикане.

Конечно, это целый «образ жизни», как с посещением фитнеса пару раз в неделю, так и распитием пива и вина с друзьями-фанатами. При этом он естественно вежлив, во многом «культурно образован», несмотря на обычную работу, и вообще абсолютно цивилизованный человек, нашедший отдушину страстям в законной форме - истошно орет только на стадионе как специально отведенном для такого поведения месте.

И другие сюжеты - многолюдный каток перед старинной городской ратушей, где играет музыка, все заставлено ларьками с фастфудом, а молодежь весело катается на коньках, собираясь стайками… Или вдруг девушка забралась на клумбу прямо на центральной площади у собора Св Стефана, а ее осаждает толпа поклонников с просьбами об автографе, в основном школьники и студенты по виду. Оказалось, популярная блогерша, выкладывающая вилео на YouTube, и не более того - но ведь слава! Много молодежи в Венском лесу усердно бегает по дорожкам в спортивных костюмах, а порой и по тихим улицам в пригородах Вены. В день открытых дверей музея естествознания туда валили толпы учащихся с преподавателями или просто своими компаниями. Жизнь кипит - молодежь развивается!

Вообще, Вена очень удобный город в плане инфраструктуры, где легко освоиться за пару часов, - и тебе уже все понятно, как здесь жить и перемещаться. Наверное, самая комфортная из виданных мною европейских столиц, не говоря уже об азиатских

Cink

австрия

Previous post Next post
Up