Если бы не социальные сети, как много старых друзей мы потеряли бы навсегда. Особенно уехавших за лучшей жизнью в другие страны.
Мой друг Александр Терминасян в Армении был физиком-ядерщиком, защитил кандидатскую, подавал большие надежды. Однако в 90-е молодой ученый, столкнувшись с постсоветским кризисом, покинул родной Ереван и оказался в Лос-Анджелесе, где неожиданно для всех переквалифицировался в вооруженного охранника. Живет в США больше двадцати лет и очень обрадовался возможности пообщаться по скайпу. Говорит, с большим интересом следит за событиями в России, на Украине, в Сирии, Турции.
- Есть страны как бы мягкие внутри и жесткие снаружи, и наоборот, - оценивает мировую политическую систему собеседник. - Америка, конечно, эксплуатирует людей внутри страны, но всё же относительно мягко. А вот снаружи американские политики абсолютные звери, внешняя политика у них крайне жестокая. У России же, видимо, наоборот. Порой возникает ощущение, что к своим людям обычного достатка Российская Федерация, являясь при этом демократической страной, относится, на мой взгляд, довольно пренебрежительно, зато внешнюю политику ведет довольно мягкую. А что касается уважаемого мной Лаврова, то это действительно политик высшего эшелона, который вызывает почтение даже у врагов России.
Александр никогда не проявлял склонности к идеализации, до всего докапывался самостоятельно, пытаясь быть максимально объективным в суждениях.
- Нам в Америке ясно, что Путин - это не «кровавый тиран с руками по локоть в крови», как о нем отзываются украинские СМИ, - говорит американец армянского происхождения. - Хотя, с другой стороны, и к нему можно предъявить массу претензий.
Некоторые привозят украденные деньги
А как себя в эмиграции чувствуют выходцы из бывшего СССР? Многим ли удалось ассимилироваться и стать полноценными американцами?
- Очень по-разному, - вздыхает Александр. - Всё зависит от личности приехавшего и от его кошелька. Вы же наверняка в курсе, что есть люди, приехавшие из Армении, России, других стран бывшего Союза, которые в Америке сразу приобретают особняки стоимостью в миллионы долларов. Чаще всего на ворованные деньги. Конечно, наши службы здесь в какой-то степени отслеживают этих граждан. Я даже слышал, что были неприятности у эмигрантов, которые въезжали в США с явно преступно нажитым капиталом.
Да и деньги ввозят не всегда напрямую. Так что кто-то здесь начинает с нуля, а кто-то сразу попадает в когорту хорошо обеспеченных людей.
Чуть не получил пожизненное
По поводу абсолютной правовой защищенности обычных граждан Америки собеседник отзывается с большим скепсисом.
- Мне вначале говорили, мол, как только что-то противозаконное с вами произойдет, вы сможете тут же обратиться к адвокату, который всё сделает, и вы получите бешеную компенсацию, - рассказывает Александр. - И что вы думаете? Десять лет назад я попал в ситуацию, когда просто вынужден был подстрелить преступника. Полиция, не разобравшись, меня арестовала, посадила в СИЗО, где я пробыл десять месяцев. Поначалу мне грозило пожизненное, но потом, наконец, прошло следствие, всё прояснилось, меня оправдали и выпустили.
Кстати, вышел я совершенно чистым, то есть с правом покупать и носить оружие, работать в фирме, связанной с вооруженной охраной объектов, чем до сих пор и занимаюсь. Так вот, когда я попытался получить компенсацию за вынужденное пребывание в заключении, за это дело не взялся ни один адвокат. А ведь, по идее, я мог получить от государства неплохие деньги за каждый день пребывания в СИЗО, где меня содержали, по сути говоря, незаконно. Адвокаты отказались из-за того, что, по их мнению, дело это провальное. Где же хваленая защита прав американских граждан? Так что идеализировать эту страну я совсем не склонен, прочувствовав на своей шкуре все стороны жизни в Штатах.
Мой друг относит себя к космополитам, поскольку никогда не делил людей по национальному признаку. Он искренне старается понять мотивацию обеих сторон конфликта между Украиной и Россией.
- Скажу сразу, что ни одна политическая система в мире, включая мою родную Армению, не вызывает у меня больших восторгов, - объясняет Александр. - Теперь, что касается России и Украины. Я много читаю, много анализирую и понимаю, что и те, и другие лукавят. Считаю, что Россия традиционно скрывает примерно тридцать процентов важной информации: например, нечестность некоторых руководителей. Там есть и коррупция, и прочие негативные явления. Но если посмотреть на Украину, то видно, что там врут на все сто процентов.
Так говорят их доморощенные историки
Теперь про голодомор. У меня в те годы дедушку расстреляли, то есть я-то понимаю, что это было за время. Но если говорить про голод, то он был везде, по всему СССР, а особенно в Поволжье. Когда ты видишь, что в их стране вообще нет правды и здравого смысла, начинаешь понимать, что цели, которые преследуют нынешние украинские политики, служат далеко не благу людей.
Бандеру и Шухевича ведь не советские или российские источники клеймят. Их клеймит и Польша по Волынской резне, и Словакия, и другие. Все знают, что они были убийцы. И что я должен думать о стране, которая, будучи одержима злобой, называет их героями и славит? Тут я понимаю, что должен становиться на противоположную сторону баррикад. Потому что я против зла. Имейте в виду, что в Америке большинство нормальных людей вовсе не на стороне Украины.
Что делает Сорос
Эмигрант рассказал, что в Лос-Анджелесе была у него знакомая украинского происхождения, сын которой работал в одной из неправительственных организаций Сороса.
- Когда он уезжал в какую-нибудь страну, через пару месяцев там обязательно случался госпереворот или его попытка, - вспоминает Александр. - По заказу определенных политических структур такие деятели, как он, пытаются всколыхнуть волну недовольства и организовать беспорядки. Профессионально. Когда я открыто выразил свой взгляд на подобную деятельность, эта женщина перестала со мной общаться. Это ее проблема, зато мы в курсе, кто на самом деле организовал майдан. Да и электромайдан в Армении тоже дело их рук.
Ядерной войны не будет
Что касается сирийского вопроса, то у собеседника на сей счет тоже свое мнение.
- Я в меру возможности следил за Асадом и за событиями, связанными с ним, - признается он. - Больших симпатий он никогда не вызывал в связи с тем, например, что не давал автономию курдам. Но если сравнивать его с ИГИЛ (запрещенной в целом ряде стран, включая Россию), то он просто ангел. И даже по сравнению с американскими политическими кланами и турецким Эрдоганом он чуть ли не святой.
Единственное, что вселяет надежду, это наличие у той и другой державы ядерного оружия, что делает войну между нашими государствами абсолютно бессмысленной, потому что неизбежно погибнут обе стороны конфликта. Ну а куда дальше пойдут наши отношения, будет видно. Думаю, скорее всего, на сближение. Всем надоело противостояние.
Лариса Багумян, «Красный север» Cink МОЙ КОММЕНТАРИЙ Многие люди знают об интересных событиях всю правду, но никому не скажут.