Сотворение людей. Как это было (по Платону)

Jan 09, 2016 08:52


Адам в переводе с родного иврита означает всего лишь 'глиновик'. Сделанный сбежашим от Зевса Цебаотом (Саваофом) по своему образу и подобию и переделанный, по аналогии с переделкой Зевса и его помощничка Аполлона.

Имеется введу рассказанный в диалоге Платона "Пир" сюжет о первых людях, которые были - общее название - андрогинами. А на самом деле не все были андрогинами, часть была андроандрами, часть гиногинами, и только часть была андрогинами, к которой, судя по всему относился и избежавший раделения Саваоф. Натворив тверди, суши, всякой твари по паре и пр., Саваоф своею собственной рукой сотворил челоека по образу своему по подобию своему, и вдунул в него дыхание жизни. А потом разрезал, по аналогии с тем, что сделали с людями Зевс и его помощничек Аполлон:
"Тогда у каждого человека, - с чюжых слов излагает Платон свои сведения о первочеловеках, - тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голо­ва же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо пря­мо, во весь рост, - так же как мы теперь, по любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечно­стях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается их шаровидности
и соответствующего способа передвижения, то и тут ска­зывалось сходство их с прародителями. Страшные своей
силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит об Эфи-
альте и Оте, относится к ним: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как по­ступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и ми­риться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
- Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, пото­му что число их увеличится. И ходить они будут прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, - сказал он,- рассеку их попо­лам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.
Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону раз­реза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное велено было залечить. И Аполлон поворачивал лица и, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал полу­чавшееся посреди живота отверстие - оно и носит ныне название пупка. Разгладив складки и придав груди четкие очертания,- для этого ему служило ору­дие вроде того, каким сапожники сглаживают на ко­лодке складки кожи,- возле пупка и на животе Апол­лон оставлял немного морщин, на память о прежнем состоянии. И вот когда тела были таким образом рассе­чены пополам, каждая половина с вожделением устрем­лялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от го­лода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. И если одна половина умирала, то оставшаяся в живых выискивала себе любую другую половину и сплеталась с ней, независимо от того, попадалась ли ей половина прежней женщины, то есть то, что мы теперь называем женщиной, или прежнего мужчины. Так они и погибали. Тут Зевс, пожалев их,
придумывает другое устройство: он переставляет впе­ред срамные их части, которые до того были у них об­
ращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как цикады. Перемостил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдется с мужчиной - достигалось все же удовлетво­рение от соития, после чего они могли бы передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах,
Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние по­ловины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
Итак, каждый из нас - это половинка человека, рас­сеченного на две камбалоподобные части, и поэтому
каждый ищет всегда соответствующую ему половинку...." (Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1993, стр. 98 - 100).

андрогины, поатон

Previous post Next post
Up