Оригинал взят у
kungurov в
Вымирает ли русский народ? С полгода назад у меня
asardarov взял обширное интервью (было опубликовано
тут). Предлагаю его в более полной редакции.
Амиран Сардаров: К вопросу о больших потрясениях. Сколько народу сможет прокормить планета? Уже сейчас голод наблюдается в большинстве регионов. Вон на Ближнем Востоке воды всё больше и больше не хватает, скважины пустеют, при этом население растёт. Не наступит ли в какой-то момент аналог кризиса верхнего палеолита, когда исчерпались возможности собирательства и охоты и померло 80-90% процентов населения? Ведь друг друга жрать начнут скоро. Какое решение этой проблемы вы могли бы предложить?
Алексей Кунгуров: Возможности собирательства и охоты не могли быть исчерпаны столь резко, причем повсеместно. В живой природе это просто невозможно. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству происходил в разных частях планеты в разное время.
Мне один охотовед рассказывал, зачем в заповеднике ведется отстрел хищников. Схематично это выглядит примерно так: в определенные годы случается «урожай» на зайцев, пищевая база для волков увеличивается, и вместо двух волчат до половозрелого возраста доживает из приплода пять. Возникает перенаселение, волки быстро выедают зайцев, и начинают голодать. В результате из приплода выживает лишь один волчонок. После демографического провала у волков наступает раздолье для зайцев, и они снова по-стахановски плодятся. Цикл повторяется. Но эти колебания, во-первых, носят локальный характер, во-вторых, демографические приливы-отливы гасятся миграциями, эпизоотиями и т.д. Если же в нужное время отстрелять определенное количество хищников, то баланс зайцев и волков стабилизируется и колебания численности этих видов будут иметь небольшую амплитуду.
Так вот, что касается демографической ситуации на планете, то население растет далеко не везде. В Северном полушарии оно в целом стабилизировалось, в Южном происходит демографический взрыв. За ним неизбежно последует спад. Так что устраивать панику не вижу смысла. Другое дело, что с точки зрения здравого смысла не надо ждать, пока природа сама «спишет» лишние миллиарды. Желательно регулировать рождаемость на уровне каждой конкретной страны, соотнося возможности «кормовой базы» с демографической активностью. Этим кстати, в значительной степени будет решена проблема массовой миграционной атаки Юга в направлении Севера.
Переход от аграрного уклада жизни к урбанистическому резко сокращает рождаемость, причем вне зависимости от господствующих в регионе культурных традиций. В Иране, исламской стране, однако довольно высоко урбанизированной, коэффициент рождаемости за последние полвека упал с 7 рождений на одну женщину до 1,8. Для сохранения численности популяции этот показатель должен быть примерно на уровне 2,2. Сегодня население Ирана медленно увеличивается исключительно за счет роста продолжительности жизни, но скоро поползет вниз. Сейчас демографическая политика Ирана нацелена на то, чтобы не допустить слишком резкого сокращения трудоспособного населения в будущем. Однако в течение прошлого века население выросло с 10 миллионов до 75 миллионов в 2011 г. Катастрофы ведь не произошло от семикратного роста?
Сейчас стремительная урбанизация происходит в Азии, коэффициент рождаемости падает в Турции (2,06), Австралии (1,87), Китае (1,18), Японии (1,39) Индонезии (2,09), США (1,89), Бразилии (1,81) - везде он ниже уровня воспроизводства. Приближается к точке стабилизации рождаемость в Индии, Мексике, Саудовской Аравии и других странах Ближнего Востока. Высокая, неконтролируемая рождаемость - это однозначно признак отсталых стран, в основном африканских.
Амиран Сардаров: А как вы оцениваете демографическую ситуацию в России?
Алексей Кунгуров: При всей моей неприязни к правящему режиму я никоим образом не согласен с тем, что Ельцин и мировая закулиса, будто бы, решили извести добрый русский народ и стали поощрять аборты и бездетность. Точно так же глупостью я считаю потуги телепропаганды представить дело так, будто увеличение рождаемости в начале 2000-ных ― это заслуга Путина и «Единой России». Нет, демографические процессы в России носят совершенно естественный характер, а колебания рождаемости ― результат демографического «маятника», вызванного Великой Отечественной войной.
Коэффициент рождаемости в России 1,7 не является поводом для паники. Если так считать, то Южная Корея или Белоруссия с 1,2 рождениями на одну женщину вообще на грани вымирания. Проблемой является не малая или избыточная численность населения, а именно колебания рождаемости: в итоге имеем то резкий рост пенсионеров при сокращении трудоспособного населения, то школы, работающие в три смены. Согласитесь, очень нерационально сначала готовить миллион школьных учителей и заставлять их работать на две ставки, потому что их все равно не хватает, а через 20 лет массово их увольнять, потому что количество учащихся падает в 2,5 раза. В 90-е годы многие детские сады закрыли и продали здания под офисы, а в середине 2000-ных вдруг выяснилось, что детских садов резко не хватает. Это только малая часть проблем, вызванная демографическим «маятником». Но сейчас у нас начинается провал в рождаемости, потому что в репродуктивный возраст входит малодетное поколение 90-х.
Так вот, у РФ в принципе не существует никакой демографической политики. Никто не может сказать, какое количество населения для страны оптимально. Ко всему прочему нормальное правительство, озабоченное будущим страны, а не распилом бюджета, обязано планировать не только количество населения, но и количество налогоплательщиков. Проще говоря, нужно представлять, сколько нам нужно будет строителей, инженеров и врачей через 20-30 лет и работать с таким дальним прицелом. Сегодня власть даже на пару лет вперед не заглядывает. Временщики, что с них взять... В итоге сегодня мы видим взрывной рост поголовья юристов, экономистов, социологов, программистов и «менеджеров», в то время, как экономика задыхается от нехватки рабочих профессий.
Поэтому мы наблюдаем совершенно естественный процесс - наплыв гастарбайтеров, которые готовы вязать арматуру, мести улицы и класть асфальт, то есть берутся за ту работу, от которой коренное население РФ готово отказаться. В итоге имеем весь букет проблем, связанный с массовой миграцией. Идиоты-националисты свято уверены, что достаточно ужесточить миграционное законодательство, выгнать всех чурок, и проблема будет решена. Эти убогие пытаются изменить направление ветра, повернув руками флюгер в нужную сторону. Нет, проблема мигрантов находится на стыке экономических и демографических процессов. Кстати, большинство известных мне националистов вообще бездетны (ога, мировая закулиса им рожать не дает), но речь не о них.
Русская молодежь, выбрав для себя путь «белого воротничка», не находит в большинстве своем себе достойного места под солнцем. Поэтому с рождением детей молодые люди начинают «годить». Поскольку между гастарбайтерами и местным наслением существуют почти непроницаемые культурные и социальные перегородки, «понаехавшие» не ассимилируются, не создают смешанных браков, а «понавозят» супругов с собой. И начинают плодиться, ведь здесь, в РФ они чувствуют себя более комфортно, чем на родине. Им, кстати, всегда есть, куда валить в случае чего. У многих ли россиян есть запасной аэродром, где можно переждать бурю?
Когда я зашел в детский сад записывать своего ребенка, был весьма неприятно поражен: абсолютное большинство детей - смуглые и не говорящие по-русски. Девочек всего трое на группу в 30 человек. В общем, фтопку такой детсад! Жена этому совсем не удивлялась. Еще посещая женскую консультацию, она убедилась, что 80% беременных - таджики и цыгане. Еще раз повторюсь, экономике нужны рабочие руки в прямом смысле слова, а не рабочие пальцы офисных хомячков, смазоленные о клавиатуру. Если государство не управляет рынком труда, не регулирует его с прицелом на 20-30-летнюю перспективу, то все будет именно так, как есть. Экономика влияет на демографическую активность в сторону пассивности, а демографическая пассивность местного населения усугубляет экономические проблемы и вызывает наплыв экономически и демографически активных гостей с юга.
Амиран Сардаров: Так что, русским надо больше рожать, чтобы сохраниться?
Алексей Кунгуров: Прежде всего надо устранить перекосы на рынке труда, надо добиться того, чтобы русские не чувствовали себя лишними в собственной стране. Но это при нынешнем правящем режиме абсолютно невозможно. Пока все идет самотеком. Что касается конкретно коэффициента рождаемости, то, полагаю, в настоящее время целесообразно стабилизировать рождаемость на отметке нулевого роста. Уж лучше иметь резерв для роста численности населения, нежели проблемы, связанные с перенаселением и безработицей.
Амиран Сардаров: Что для этого надо? Поднять уровень жизни, запретить аборты, повысить социальные выплаты матерям?
Алексей Кунгуров: Я сейчас скажу странную на первый взгляд, но совершенно очевидную вещь: материальный достаток с репродуктивной активностью напрямую никак не связан. Для повышения рождаемости важен в первую очередь такой субъективный фактор, как уверенность в завтрашнем дне. Наиболее схожая с Россией страна по структуре экономики (экспортно-сырьевая) и культурно (основной язык общения ― русский) ― Казахстан. Как и в России, население там сокращалось с начала 90-х до 2001 г., а потом начало расти. В РФ население сокращалось до 2005 г, а потом всего лишь стабилизировалось, коэффициент естественного прироста населения (КЕПН) по результатам 2012 г. - 0,0.
Уровень жизни в Казахстане заметно ниже, тем не менее, прирост населения начался в 2001 г. и с тех пор динамика стабильно положительная. КЕПН в 2012 г. - 13,8. Коэффициент рождаемости там 2,59 на одну женщину ― существенно выше, чем в РФ. У титульного населения уровень рождаемости еще выше, однако если рассматривать этот показатель в только в русских регионах Казахстана, он будет все равно не в пользу РФ.
Причину следует искать в политической системе Казахстана, которую не могу оценить, ни как лучшую, нежели в РФ, ни как более прогрессивную. Нет, она всего лишь более стабильна. Стабильность в экономике означает пусть небольшой, но непрерывный рост. Стабильность в межэтнических отношениях, практически абсолютное отсутствие политических потрясений ― все это рождает у людей то, что называется уверенностью в завтрашнем дне ― уверенность, что хотя бы хуже не будет. Следовательно, и в быту люди ведут себя более стабильно ― раньше вступают в брак, меньше разводятся, меньше делают абортов. И как следствие ― больше рожают. В России в 2012 г. на два заключенных брака пришелся один развод, у нас коэффициент разводимости (число разводов на 1000 населения в год) самый высокий в мире ― 4,7. В Казахстане этот показатель порядка 3,0, что соотносится и с коэффициентом рождаемости.
Демография - это управляемый процесс, но управляется он отнюдь не уровнем зарплат и социальных пособий, есть куда более весомые факторы.
Амиран Сардаров: Вы говорите что политическая и экономическая ситуация в Казахстане не блестящая, но стабильная, и потому молодые семьи без страха заводят 2-3 ребенка. В Белоруссии же рождаемость более чем вдвое ниже, хотя со стабильностью там тоже все хорошо.
Алексей Кунгуров: Не согласен. Стабильность там разве что в вопросе верховной власти. Все уже поняли и смрирились, что батька будет править пожизненно. В экономике стабильностью даже не пахнет, вспомним хотя бы инфляционный скачек в 110% за 2011 г., разом сделавший все население беднее. Да и на следующий год, хоть инфляция и стала в пять раз медленнее, уверенности в завтрашнем дне это нисколько не прибавляет.
Экономика Белоруссии менее самодостаточна, чем казахская и в очень значительной степени зависит от отношений с Кремлем. Ну, и, наконец, 0,8-1,2 миллиона граждан РБ (все население - 9,5 млн. чел.) батрачат за границей, а это в основном люди в наиболее активном репродуктивном возрасте 25-35 лет. Так что тут не до детей. (в продолжении интервью будет про Навального и социализм).