Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред и сост. А.А.Грицанов (1958 - 2011). - М.: АСТ, Мн.: Харвест Современный литератор, 2ОО1. - 1312 с. Формат: 60*90/8 Размеры в мм (ДхШхВ): 296x220x60
ISBN 5-17-001948-3.
Правда в этом словаре написано, шо Блаватская родилась в Екатеринбурге (а в сам деле она родилась в Екатеринославе), а, может, есть ещё что-то подобное, но... С кем не бывает. Зато этот новейший философский словарь включает в себя с тысячу аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более [Spoiler (click to open)]200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
Для ориентировки в том, что такое философия, лучше всего взять составленный консилиумом профессионалов государственный образовательный госстандарт России по философии. Госстандарт, а не вольное ля-ля-ля досужих грамотеев. Напаменаю, шо Госстандарт по философии во времена когда я еще работал, например, Госстандарт 2000 года таков:
ГСЭ. Ф. 10 Философия
[Цели и задачи]
В области философии бакалавр (дипломированный специалист) должен:
[01] - иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; [02] - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; [03] - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; [04] - понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; [05] - иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; [06] - понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, [07] - иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, [08] - понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, [09] - знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
[Структура]
[01] Предмет философии. Место и роль философии в культуре. [02] Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. [03] Структура философского знания. [04] Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. [05] Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. [06] Научные, философские и религиозные картины мира. [07] Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. [08] Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. [09] Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. [10] Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. [11] Представления о совершенном человеке в различных культурах. [12] Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. [13] Религиозные ценности и свобода совести. [14] Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. [15] Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность и мышление, логика и язык. [16] Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. [17] Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Ну и [ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ ПО ЦИКЛУ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН]
Требования к гуманитарной подготовке студентов обусловлены новой системой высшего образования РФ, которая ориентирована на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание уделяется становлению гражданских и профессиональных качеств студента, развитию его интеллекта и творческого мышления, культуры и нравственности.
Изучив весь цикл гуманитарных дисциплин, студент должен:
1. Знать содержание разделов дисциплин, указанных в настоящих требованиях (в пределах примерных учебных программ). 2. Уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления, используя всю совокупность знаний, приобретенных в результате изучения гуманитарных дисциплин. 3. Владеть навыками использования системы гуманитарных знаний в различных видах социальной и профессиональной деятельности.Чем плох? Никакого диамата-истмата. Нормальное ознакомление с актуальной проблематикой. И нинада прыгать выше всех выпячивая свое беспутное Я. Многие ли выпускники соответствуют требованиям этого госстандарта? А сами? КолИтесь, граждане!