Стрылляли Спрашували

May 03, 2024 04:28


Для ориентировки в том, что такое философия, возьмём составленный консилиумом профессионалов образовательный госстандарт по философии. Госстандарт, а не вольное ля-ля-ля досужих грамотеев.
Например,
Госстандарт 2000 года

[Spoiler (click to open)]

ГСЭ. Ф. 10 Философия

[Цели и задачи]

В области философии бакалавр (дипломированный специалист) должен:

[01] - иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
[02] - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
[03] - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
[04] - понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
[05] - иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
[06] - понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники,
[07] - иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах,
[08] - понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов,
[09] - знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

[Структура]

[01] Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
[02] Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
[03] Структура философского знания.
[04] Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
[05] Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
[06] Научные, философские и религиозные картины мира.
[07] Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей.
[08] Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
[09] Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.
[10] Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
[11] Представления о совершенном человеке в различных культурах.
[12] Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
[13] Религиозные ценности и свобода совести.
[14] Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.
[15] Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность и мышление, логика и язык.
[16] Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
[17] Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Ну и
[ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ ПО ЦИКЛУ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН]

Требования к гуманитарной подготовке студентов обусловлены новой системой высшего образования РФ, которая ориентирована на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание уделяется становлению гражданских и профессиональных качеств студента, развитию его интеллекта и творческого мышления, культуры и нравственности.

Изучив весь цикл гуманитарных дисциплин, студент должен:

1. Знать содержание разделов дисциплин, указанных в настоящих требованиях (в пределах примерных учебных программ).
2. Уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления, используя всю совокупность знаний, приобретенных в результате изучения гуманитарных дисциплин.
3. Владеть навыками использования системы гуманитарных знаний в различных видах социальной и профессиональной деятельности.

Чем плох?
Никакого диамата-истмата. Нормальное ознакомление с актуальной проблематикой. И нинада прыгать выше всех выпячивая свое беспутное Я.
Многие ли выпускники соответствуют требованиям этого госстандарта? А сами?
КолИтесь, граждане!


знать понимать и уметь, образование, философия госстандарт

Previous post Next post
Up