Марк Борисыча Митина я ещё застал живым и несколько раз слышал его выступления на философских конференциях, на которые кого загонять, если не студентов первых курсов философского ф-та МГУ в качестве публики, под академическийй списочный контроль посещаемости, блюдомый незабвенным начальником учебной части М.Д.Редькиным. Марк Борисович русским языком владел с неустранимым еврейско-идышским акцентом, который считают у нас одесским, хотя фицеяльно он родом из Житомира, и это выглядело смешнее, чем скетчи Аркадия Райкина. Согласно факультетским преданиям, его карьера объясняется не его личным авторством, бо он явно на такое творчество неспособный по неграмотности, а тем, что, как и положено в определенных кругах, понаехавшие из Житомырей шустрые личности, впавшие в доверие к своим высокопоставленным собратьям, организовывают исполнение и описание своих креативных идей способным литературным рабам, не удостоенным высокого доверия, на что имеют хороший нюх и стойкую удачу, что и было совершено́ при создании диамата и истмата. Ну кое-кого при этом попутно немножко растрылляли. Все так называемые учебники по марксистско-ленинской философии (например, тот же учебник млф под ред. Константинова Ф.В.) тоже, как правило, создавали не сами титульные авторы-академики и пр., (не для того цвету́т, они свое отпахали в своей боевой чекистской юности; хорошо, если они их хотя бы трошки проглядывали материал), а ответственно, бо нафиг им нада на жопу приключения, составляли их студенты, аспиранты и прочие способные сотрудники референты; и все учявствующие в етом сто́роны, я щетаю, были довольны результатми друг друга. Справшуюется вопрос: а не был ли Ваш покорный слуга сам литературным рабом? Смело отвечаю: [Spoiler (click to open)]
приходилось. По мелочи. От многих крупных предложений (назову типа - литературная запись мемуаров одного интересного деятеля из страшно братской страны, подозревая в заказчике скупость и дурость, или глава в большой статье военно-исторической жнциклопедии - мои возможности заказчик явно переоценил с чьих-то коварных рекомендаций) уклонялся. Но я видел как ребята и девчата по страшному секрету то готовят перевод с немецкого для секретного пресс-бюллетнЯ, то после очередного съезда КПСС редактируют главу в фицыяльном учебнике.
Сам я, побыв рабом в одном справочном издании, на второе рабское участие не согласился и справочное издание вышло с моим участием в качестве поименованного рядом с другими перводчиками. Я официально переводил с E до J немецкого текста, ну и помогал, конечно, старшему товарищу с нюансами, а потом снова от заказаов и предложений отказывался, поскольку чижолая выделка, на мой взгляд, не искупала полученной в качестве вознагаждения овчинки. Например, отказался быть помощником депутата ГД РФ, поскольку не люблю быть на побегушках. И от участия в партийном списке на выборах в ГД РФ тоже отказался примерно по той же причине. И ещё много от чего... Да просто лень-матушка (ой, вырвалось)...
Ну вот так. Именно М.Б.Митин (девичче фамилие Гершкович) фактический создатель прекрасной главы «О диалектическом и историческом материализме» в "Истории ВКП(б): Краткий курс", приписанной Сталину. Почему прекрасной? Потому что как бы сам Сталин там позитивно цитирует как бы Маркса (а на самом деле, как потом раскопали умельцы, Томаса Гоббса, которого неявно излагает Маркс):
«Материя - субъект всех изменений».
Не философская категория для обозначения, а напрямую: субъект всех изменений!
Хто ни пОнил - застрыллись!
Отак: автором главы «О диалектическом и историческом материализме» в "Истории ВКП(б): Краткий курс" признан Сталин, проект текста главы от своего имени представил М.Б.Митин, а кто реально текст составил - тех немножко расстрелляли. И всегда есть за что, есле как следуит прикопаться...
Ну, Митин не оратор, ой не оратор он, не пламенный трибун, впрочем, как и многие другие талантливые организаторы идейных основ советского строя, не будем показувать пальцем и называть фамилии. Иъ послушать - уши свянут. А от нанятыхими пропагандонов - ещё больше. К тому и пришли. Никогда такого не бывало, и вот опять... Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий