А мы буркински ребята, Мы по-буркински поем.- Кого хочешь отоварим, Кого хочешь изобьем.
А кто пятницких заденет Тот не долго проживет. Через белы мои рученьки Во сыру землю пойдет.
из книги А.В.Грунтовского...
С кем бы, с кем бы нам подратце, с кем бы силу испытать? С кем бы силу испытать, на ножик кишки наболтать?
У товарища в кармане, у миня на ремешке, Бей, товарищ, прямо в серцо, а я буду по башке.
Скобари миня учили по-скобарски песни петь, Помогите-ко робята, на ногу валенец надеть.
Огороды затрещали - мой товарищ побежал, Ни надеюсь на товарища - надеюсь на кинжал.
Открывай, мамаша, двери, сын с гуляночки идёт: Грудь порезана кинжалом, по рубашки кровь течёт.
( с сохранением диалекта )
Из "Заиграла с переливом хвойнинская хромочка. Сборник частушек." Великий Новгород 2000.
Нам хотели запретить В гармонь играть и бубен бить Запретителей мы бьем В гаромнь играем, бубен бьем.
Мы ходили по деревне 99 раз Не ужели в сотый раз Нам в табло никто не даст.
Режьте режьте паразиты Мое тело на куски Мое мясо не капуста Не посыплются листки.
Нас побить побить хотели Резать собиралися а мы сами, а мы сами Того дожидалися.
Мы ребята ежики У нас в караманах ножики Кто обидит ежика Тот получит ножика.
Запрягай, отец, коня, Провожай, отец, меня. Еду я не к теще в гости, А на линию огня.
Хуторяне цепью машут, А крестьяне землю пашут. Васька с Федькой, не робейте, Хуторянам морды бейте.
Я срубил зелену елку, Покороче обтесал, А соседского Андрюху Острый ножик пописал
Не курю я анашу Я гуляю с Манею Ни за что не променяю Секс на наркоманию
С незнакомой Клаваю Вдоль по речке плаваю А причалить не могу С палкой муж на берегу
Меня били колотили Резали как борова За тебя моя матаня Получал я здорово
а у нас в деревне воры воровали помидоры оторвал им дед Петрусь то чего сказать боюсь
По деревне мы идем, Раскоря-корячемся. Кто навстречу попадется, В лоб дадим и спрячемся.
По деревне мы идем, Охаем да ахаем. А кто будет приставать, Всю морду расхуякаем.
Разнесу деревню буем До последнего венца. Ты не пой военных песен - Не расстраивай отца.
едет Прохор на Тойоте Бизнесмен на Форде Эх, догнать бы на трамвае надавать по морде
Килька плавает в томате Ей в томате хорошо А ведь я едрено мати Смысла в жизни не нашел
Теща моя Дай опохмелится Твоя дочка подо мной Плохо шевелится
Вы товарищи гуляйте чтоб летели косяки Неужели нас посадют за такие пустяки...
У меня братан здоровый да еще товарищ есть соберемся двое трое разнесем деревень шесть...
Вологодские приехали на лампочки глядят Очень скоро эти лампочки к нам под лавку полетят...
В довоенный период драки были одним из непременных атрибутов молодежных уличных гуляний в престольные и заветные весенне-летние праздники (в Устюцком приходе: Никола Вешний, Иванов, Петров и Ильин дни). Традиционными соперниками являлись парни из соседних деревень, относившихся к разным сельсоветам, границы которых в большинстве случаев совпадали с границами церковных приходов: для обследованной территории это - д. Устье (Устюцкого с/с, Пестовского р-на) с д. Погорелово (Погореловский с/с Мошанского р-на); д. Улома (ныне Устютский, ранее Уломский с/с) с деревнями Михайловского с/с Калининской обл., иногда д. Устье и Устюцкое с д. Уломой). Наибольшей активностью в драках отличались парни пограничных деревень. Группу парней, приходивших в дальнюю деревню подраться, называли часто по имени пограничной деревни их сельсовета. Хотя центром сельсовета и прихода являлась д. Устюцкое, парней из куста деревень Устье, Иваньково, Щукина гора, Щетино, Лаврово и т.д. в Погорелово в случае драки называли "устьяне" (от д. Устье, расположенной в 7 км от Погорелово), а в д. Улома - "устюцкие" (10 км от Устюцкого). Противники встречались в драке только на праздники, в будние дни за поражение не мстили, парни из враждующих деревень могли свободно бывать друг у друга.
Орудия для драк парни изготавливали заблаговременно: делали резиновые плетки, наполненные песком, выковывали большие ножи и трости с загнутыми ручками из железных прутов. Последними предметами не дрались, они служили для устрашения противника. Кованые блестящие ножи длинной с руку были очень тяжелыми, носить их при себе было неудобно, поэтому на входе в деревню парни прятали их на обочине дороги в плетеной изгороди, если в ходе драки противник вынуждал их отступить, они бежали за деревню, хватали ножи и разворачивались лицом к преследователям, те, испугавшись оружия, отступали. Трости прятали по другой причине. Если парни входили в деревню с тростями, все видели, что они пришли подраться, а для поддержания порядка во время праздника в деревню приходил милиционер, обычно он стоял на краю деревни и отбирал у парней оружие, поэтому драчуны заблаговременно избавлялись от тростей, а когда назревала драка доставали их. При ходьбе на них или опирались, или укрепляли на поясе, при этом конец трости волочился по земле, издавая скрежет и подымая пыль, что служило демонстрацией удали.
Парни сходились в празднующую деревню группами, каждая со своим гармонистом. Во время молодежного гуляния они шли по улице в одну линию, центром которой был гармонист, и пели задиристые частушки "под драку". Поводом для драки служило словесное или физическое оскорбление, нанесенное одному из группы. Иногда, чтобы завязать драку, парни посылали к противникам "заводилу". Свои вступались за обиженного. Парни начинали драться кулаками, затем вытаскивали колья, трости, плетки и т.п. Во главе каждой группы дерущихся стоял предводитель, который обычно и посылал "заводилу" или вступался за обиженного. Некоторые из деревенских парней не участвовали в общей драке, но их товарищи оценивали такое поведение как трусость и мстили бросившему своих. В молодежной группе таких парней не уважали, иногда такое поведение было предлогом, по которому девушка отказывалась гулять с парнем. Драка оканчивалась, если парни одной из деревень, признав себя побежденными, убегали с гуляния. Информантам известны случаи убийства во время драки, но убивали редко, чаще по случайности, виновных находили и осуждали. Предотвратить убийство могли девушки, если им удавалось до начала драки вывести из нее своего парня (родственника или кавалера) или закрыть его своим телом, если его опрокинули на землю, т.к. девушек парни не били. Начало драки не обязательно приводило к окончанию праздничного гуляния. В одно и тоже время в одном конце деревни могли драться парни, а в другом, молодежь из других деревень пела и плясала.
Наибольшее число драк и наибольший их размах приходился на конец 30-х гг. В начале войны парней из этого района прямо отправляли на передовую, большинство из них назад не вернулось. После войны подросшее поколение продолжало в праздники гулять по деревне с пением тех же частушек, демонстрировать свою удаль, но они уже серьезно не дрались. По словам одного информанта: "Дрались, когда народу в деревнях, молодежи, было много, а что делить после войны, когда братья убиты". В 70-х гг. парни также дрались стенка на стенку, но былого размаха, колорита, правил и структуры драки уже не имели.
В русской деревне участие в драках было для парня одним из способов продемонстрировать свою силу, удаль, молодцеватость, оно знаменовало его возрастную состоятельность. В драке парень отстаивал свою честь и достоинство, вступался за обиженного, проявлял взаимовыручку, следуя своеобразному кодексу чести. До недавнего времени вопрос этот был описан и изучен очень мало, в дореволюционной этнографии данная тема часто подвергалась цензуре. В последние годы в различных областях Северо-Запада России разными исследователями собран материал, помогающий восстановить эту сторону жизни мужской молодежи русской деревни. Уже накопленный материал и тот, который еще будет собран, должен помочь лучше понять статус парня в деревенском обществе и суть молодежной субкультуры.
Библиотека исторического факультета СПбГУ
В Бузе есть традиционные наигрыши под драку. Их можно скачать по этой ссылке: http://cnjkzh1.narod.ru
ЕЩЕ ТЕКСТЫ ЧАСТУШЕК ПОД ДРАКУ ЕСТЬ В КНИГЕ ГРУНТОВСКОГО РУССКИЙ КУЛАЧНЫЙ БОЙ ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЯ ТЕХНИКА САНКТ_ ПЕТЕРБУРГ 2001
Рамиз Канбаров ученик 10 класса, фольклорно-этнографическая студия "Матица", дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой г. Череповца Научный руководитель - педагог дополнительного образования Лариса Евгеньевна Розова Драки в традиционной культуре (анализ экспедиционнных материалов по Тотемскому району) Изучая традиционную культуру русского народа, мы нередко сталкиваемся с интересными, но очень неоднозначными явлениями. К такому явлению можно отнести и драки, которые традиционно устраивались по большим съезжим престольным праздникам на всей территории Вологодской области. Что это? Хулиганские выходки разгоряченной молодежи или отголоски древних обрядов? Целью нашей работы как раз и является поиск ответа на этот вопрос. Основным материалом исследования являются экспедиционные записи, сделанные нами в ходе совместной экспедиции в Тотемский район в июле 2000 года. В ней приняли участие Школа традиционной народной культуры города Вологды и фольклорно-этнографическая студия "Матица" города Череповца. Драка, как своего рода силовое противоборство среди мужского населения, была важной чертой традиционной культуры, придававшей специфическую окраску многим народным праздникам и гуляньям. Она была причиной возникновения многих своеобразных форм мужского поведения и являлась важным механизмом, регулирующим взаимоотношения молодежных групп. Драки обычно проходили по престольным праздникам и являлись кульминацией всего праздничного гулянья. Причем, как нам рассказывали, гулянье переходило в драку нередко естественным образом, как бы само собой. Чаще всего в драках участвовали молодые парни, которым могли помогать мужики или девки. Роль девок в драке заключалась в том, что они подносили в переднике камни, наблюдали за дракой и "вытаскивали" из нее своих кавалеров. Группу парней обычно возглавлял атаман, которого они сами выбирали. Атаман должен был быть рослым, красивым, задиристым и справедливым. Иногда роль заводилы выполнял гармонист. Сигналом к драке мог служить и жест одного из парней: он поворачивал козырек кепки назад. По информации респондентов, драка могла возникнуть по разным причинам: - "из-за девок"; - "на гулянье просили гармониста поиграть, а он отказывал"; - "пляшут, да рукавом друг дружку заденут"; - "один пляшет, а другому не дают"; - "шли рядами, гармонист в центре, ребята рядом. Кто-то пляшет впереди. Навстречу два таких же ряда, и если что-то не нравится, будет драка"; - "дрались для развлечения"; - "не из-за чего, а по пьяному делу". Рьяных задир и пьяных (что было редкостью) сажали в амбар. В драке могли использовать: - колья, которые выламывались из изгороди; - гири весом 200, 400, 500 и 800 граммов (гиря была привязана у локтя резинкой или супонью; в таком случае в драке не надо было искать камни, просто гирю выкидывали и били ею); - железные бляхи; - железные "тростки". Парни 1908-1910 годов рождения, когда шли на драку, брали с собой кованые железные "тростки", у которых один конец был загнут, а другой заточен (заострен). Ее втыкали в щель, находящуюся в полу, и вокруг нее плясали. Мотив драки находил отражение в текстах частушек, например: Атаман, играй под драку, веселее начинать. Не такие наши головы - с гулянок убегать. Дроля сделаешь измену, не отделаешься вдруг. Тросткой медною, витою исхлещу до самых рук. Также существовал целый блок приемов и способов защиты в драке. До убийства доходило редко. Хотя существовали приемы, с помощью которых можно было убить соперника. Драка заканчивалась в том случае, если в нее "встревала" девка. После драки все расходились, часа через два "затейники" мирились до следующего праздника. Процесс мирения проходил, когда пили "мировую", которую обычно выставляла слабая сторона. Анализируя собранные в экспедиции материалы, мы пришли к выводу, что традицию драк, зафиксированную нами в исследуемой местности, можно отнести к обрядовому элементу, так как: - довольно четко прослеживается структура драки (есть зачин, непосредственно само столкновение, бой, развязка - конец драки и "мировая"); - довольно четко определяется время драки (престольные праздники); - драки носят систематический характер (сопровождают каждый большой праздник); - явно прослеживается противостояние своих и чужих; - драки носят массовый, коллективный характер (сходятся "стенка на стенку", "деревня на деревню"); - наличие специальных гармонных наигрышей и специальных для такого случая текстов частушек, также подтверждающих версию о драках как о традиционной системе ритуальных боев. Приложение: Список респондентов Середский с/совет Деревня Антушева Гора: Опалихина Лидия Евлампьевна, 1927 г. р. (род. - д. Петрищева Гора). Деревня Концевская: Дегунов Владимир Николаевич. Деревня Пелевиха: Петергин Иван Иванович, 1923 г. р. (род. - д. Большая Великодворская); Петергина Нина Васильевна, 1925 г. р. (род. - д. Большая Великодворская). Деревня Середская: Пахнин Константин Евлампиевич, 1915 г. р. Мосеевский с/совет Деревня Великий Двор: Брагин Василий Васильевич, 1930 г. р.; Попов П.Н. 1926, г. р.; Попова Людмила Ефграфовна, 1928 г. р. (род. - Кировская обл.); Фейшина Нина Васильевна, 1927 г. р. Деревня Кожинская: Сабуров Николай Николаевич, 1932 г. р. Деревня Кондратьевская: Брагина Галина Петровна, 1933 г. р. (род. - д. Максимиха, Заборский с/с Тарногского р-на) Деревня Пустошь: Баландин Николай Платонович, 1929 г. р.; Баландина Надежда Михайловна, 1928 г. р. (род. - д. Гавшино). Деревня Филяково: Красавина Павла Ивановна, 1928 г. р.; Ярославцев Алексей Иванович, 1936 г. р. (род. - д. Мосеево). Заозерский с/совет Деревня Данилов Починок: Харинский Николай Клавдиевич, 1929 г. р. Деревня Никитин Починок: Дуров Борис Андреевич, 1933 г. р.; Дуров Иван Иванович, 1918 г. р.; Дуров Иван Федорович, 1925 г. р.; Дурова Еврания Алексеевна, 1938 г. р. (род. - Сибирский с/с Верховажского р-на); Дурова Мария Павловна, 1921 г. р.; Дурова Юлия Ильинична, 1927 г. р. (род. - с. Кичменский городок, Трофимовский с/с).
Частушки под драку (продолжение) У матани русы волосы По плечикам вились. Мы за эти русы волосы. С товарищем дрались.
Из-за вас, из-за вас, Серенькие глазки. Из-за вас, который раз, Хожу на перевязки.
Колонули раз пятнадцать Я не знаю за кого. За хорошую сударушку Убейте все -равно.
Эх, кони вороные, Передочки кованы. Наши головы побиты, Раны забинтованы.
Я иду по Барабе- Рубаха белая в крове, Посчитай моя маманя Сколько ран на голове.
С-под кинжала кровь бежала На рубашку капала... Повезли меня в больницу - Милочка заплакала.
Ой, Сашку бьют, Рубашку рвут. Я упала на него - Не троньте Сашку моего!*
(* Здесь отражен интереснейший обычай. Если парня начинали забивать, речь идет не о бое, а о драке, - но и в драке работают некоторые этические нормы), девка могла упасть на него, закрыть собой, что и останавливало нападающих. Спасенный был обязан жениться на спасительнице).
Так что парни деритесь меньше, а то так спасет вас какая- нибудь толстая и некрасивая девушка…
Ой, милка моя, Выйди на полянку. За тебя побьют меня, Подбери тальянку.
Путь меня побьют, порежут, На капусту иссекут. Иссекут и похоронят По могиле хрен пройдут.
Вы порезали, дак мало. Вы порежьте-ка еще. Мое тело молодое. Зарастает хорошо.
Меня били-колотили, У Семенова шинка* Мамка с тятькой говорили: Так и надо - дурака.
(*Шинок - кабак).
Меня били-колотили Против милкина крыльца. Милка вышла на крылечко - Так и надо подлеца.
Меня били-колотили, Под горой у меленки. Так и надо, так и надо, Говорили бабоньки.
Меня били кирпичом - Все побои нипочем. Как стягом ударили - Силушки убавили.
Ваньке стукнули свянчаткой, Да подбили левый глаз, А теперь ему - косому, Из девчат никто не даст.
Меня резали ножами, Я и то не убежал. Повалился, брат, на землю Да наган свой заряжал.
Ой, товарищи, где были? Когда резали меня? А теперя не жалейте, Чуть повздыхиваю я.
Кровь дымилася, лилася На белую мою грудь. Раскудрявая мотаня Ты на век меня забудь.
Эх, товарищ, дорогой Не страдай уж надо мной. Где ж ты раньше был, родной, Мы б отбилися с тобой.
На гуляночку явился, Полюбуйся, милочка. Как в моих беленьких ручках, Засверкает финочка.
В том краю залетку бьют В этом - отдается. Пуще, пуще дорогого - Пусть не зазнается.
Били меня, Поколачивали, С боку на бок дурака, Переворачивали.
По спине ходила гиря. По зубам ходил кулак. По затылку - кирпичина А по брюху - толстый стяг.
Меня били, колотили, В три кола, в четыре гири, Мне мальчишке нипочем -Не убить и кирпичем.
Пускай его колотят, Пускай его бьют, Пускай гордости убавят, Пускай разума дадут.
Кто, кто, за кого, А я за милашку. Готов драться, готов биться, Не жалеть рубашку.
Ничего мине не жалко, Только жалко милушку. Из-за ее-то красоты, Не миловать могилушку.
Меня, мальчика, побили, Ай, передайте Шурочке: "Пусть придет и перевяжет, В узеньком заулочке."