Я поеду в город Шую и куплю гармонь большую...

Jan 23, 2024 17:51


Русские мужские частушки

Вы сыграйте мне такого
"скобаря" потешного,
чтобы брюхо не болело
у меня, у грешного. (Псков).

Вы сыграйте нам такого,
чтобы ноги дрыгали,
чтобы всяки соплиносы
перед нам не прыгали. (Екатеринбург).

Вы порезали, дак мало,
вы порежьте-ко еще
-мое тело молодое
зарастает хорошо. (Урал).

У кинжала ручка ала,
ручка вьется, как змея
-заведу большую драку
-выручай, кинжал меня. (Урал).

Стыла, стыла - не застыла
Петроградская Нева...
Нож воткнули, повернули
-покатилась голова. (Петербург).

Ты наган мой вороненый,
всему городу гроза.
Из-за тебя ж, мой вороненый, [More...▶]
я не бегал ни раза! (Урал).

Выходи на середину,
атаман-головорез,
заведу такую драку
-зашумит зеленый лес! (Пермь).

Выхожу во чисто поле
-предо мною цельна рать.
Эх, землица, мать родная,
дай мне силы устоять! (Псков).

Атаман не думал к ряду -
уложил всех клиновых
и уж рвется в середину,
не дождавши остальных. (Урал).

Атаман серую шапку
на дорогу положил
вьшул ножик из кармана
и сказал: не побежим! (Тверь).

Атамана у нас нету
-атаманом буду я.
Атаманова девчоночка
во век будет моя. (Псков).

Ах, не ходите, не водите
атамана своего.
У нас был такой "товарищ"
мы зарезали его.

Ой, товарищ мой, орел,
ты до чего ж меня довел!
Довел до леса темного,
до домика казенного...

Кто-то едет, кто-то едет,
кто-то едет по горы...
Да на хромой, да на кобыле
это наши скобари.

Поломаться, поломаться,
поломаться хочется...
А по правде вам сказать
и подраться хочется.

Нас побить, побить хотели,
резать собиралися.
А мы сами, а мы сами
того дожидалися.

Атаманова могила,
где береза белая.
Атамана погубила
пуля закоптелая.

Атаман у нас молоденький,
не выдадим его!
Семерых в могилу вгоним
за него за одного.

С-под кинжала кровь бежала,
на рубашку капала.
повезли меня в больницу
-милочка заплакала.

Ах, товарищи, товарищи...
товарищи- бежать...
Меня оставили товарищи,
разбитого лежать.

А где ножики точат
-мы туда гулять идём.
Или нас кого зарежут
или мы кого убьем.

Эх, у меня наган хреновый,
а у братишки есть и новый.
Если мой наган не вдаст -
то мне брательник новый даст.

Изгорода затрещала
-мой товарищ побежал.
Не надейся на товарища
надейся на кинжал.

Меня били колотили,
как большого борова.
Всей деревней завалили
ох, досталось здорово!

Расколочена-разбита
моя буйна голова.
Перевязанные раны -
В лазарет везут меня.

Захотели меня вдарить,
а я не думал убегать.
Не такой вменя характер,
эх, чтоб поганых уважать.

Товарищи не бегали
и я не побегу
-У меня вырыта могила,
за рекой на берегу.

Выходи, ребята, драться,
что зажмурившись ходить.
Я один сюда пришедший,
и слабо меня побить.

Эх, утаман большого роста
закричал: "Ребята режь!"
А не успели развернуться
с руки вылетел обрез.

Скобари - ребята ловки,
новгородские - ловчей:
только вышли за ворота
-насовали кирпичей.

У атамана нашего
нож пошире вашего.
Нож пошире, подлинней
атаман побоевей.

Эх, вы товарищи, гуляйте,
чтоб летели косяки...
А неужели нас посадют
да за такие пустяки?

Скобари, вы, скобари,
чего вы скобаритеся!
Давно побить меня хотели
да начать боитеся.

Мы ломили с батей клином
во Кукуевцев чело.
Так на дулях их катили
-по-за самое село.

Строй-ка выростки левее,
старики пойдут в центра.
Справа живо-ка огреем,
подтяните вы бока.

Бей свиньей по середине,
а по флангам - не моги.
Атаман-то ваш разиня,
где оставил кулаки?

Проломили в нас середку:
ихний старший завопил.
Ноги дать уже хотели -
да "надежа" подкатил.

Ваш Ерема с леву краю
побежал в центровики.
У Еремы резвость пули,
да не держутся портки!

Атаман подал команду
-старики пошли в након.
Уходите, малолетки,
нынче вышел вам закон.

Это чей паренек
на кругу ломается?
Перед моей матанею
он не догадается.

Эй, братан, там мой товарищ
еще бьется на кругу.
Устает ужо поди-кось
-я чуток лишь помогу.

Атамана у нас нету,
но и я не атаман -
разбегайсь к ядрене фене,
эх, беседа, по домам.

Резко, резко пуля резко,
резко торопилася.
Атаману в грудь попала
-там остановилася.

Хулиганом я родился,
хулиганом и помру!
На тот свет пойду с кинжалом
там зарежу сатану!

Режьте тело, режьте бело
режьте грудь напополам!
Задушевного товарища
в обидушку не дам!

Задушевного товарища
зарезали во ржи.
Ала кровь его бежала
со разбитой головы.

вся артелечка сбежала
только я не побежал -
на земельке я полеживал,
наганчик заряжал.

Эх, играй, играй, гармошка,
покуда не разбитая!
Эх, гуляй, гуляй, головушка,
покуда не убитая!

Прикамье (Пермская область):

Деревенька близко к лесу
-комары зажалили.
Три недели не дралися -
кулаки заржавяли.

Мы ребята-ежики,
у нас в карманах ножики.
Кто заденет ежика,
тот получит ножика!

Мы ребята-ухачи,
у нас в карманах кирпичи.
Кто заденет ухача,
тот получит кирпича!

Финский нож советской стали
позолоченный носок.
Если, милочка, изменишь
-припасай на гроб досок!

Финский ножик и кинжал -
вот это оборонушка:
хулиганить научила
дальняя сторонушка!

Ох, Сашку бьют
и рубашку рвут!
Я упала на него¬
не троньте Сашку моего!

Заиграла хромка громко
двадцать пять на двадцать пять.
Наша маленькая шаечка
заухала опять.

Никого мы не боимся,
кто дорогу преградит:
ну-ка шаечка на шаечку
котора победит!

Вот она заиграла:.
двадцать пять на двадцать пять!
Начинай, ребята, драться -
наша вынесет опять!

У матани русы волосы
по плечикам вились.
Мы за эти русы волосы
с товарищем дрались.

Ты, товарищ, не повалишь,
и повалишь - не побьешь!
За меня за хулигана
во сыру землю пойдешь!

Из-за вас, из-за вас,
серенькие глазки,
из-за вас в который раз
хожу на перевязки.

Нам хотели запретить
по этой улице ходить.
Наши запретители,
по морде не хотите ли!

Из тюремного окошка
вижу город Вологду.
Принеси, сударка хлеба
умираю с голоду.

Оп-па сразу
врезали по глазу!
А угадали по плечу
-я стою и хохочу!

Если, милочка, изменишь -
не живать тебе и мне:
будешь ты лежать в могиле,
буду я сидеть в тюрьме.

Кому холодно в тужурочке
тулупчик надевай.
Кому хочется подраться,
тот наскакивай давай!

За товарища я встану,
никуда не побегу.
Все равно мне, хулигану,
умирать на берегу!

Эх, ты, юность моя юность,
юность молодость моя!
Прокатилась моя юность,
как по зеркалу вода!

Хулиганы, хулиганы,
хулиганы, да не мы:
есть такие хулиганы -
не выходят из тюрьмы.

частушки из книги А.В.Грунтовского

---

чечен молодой
наварил супу
а как начал наливать
обварил руку

базар большой
чеченов много
русский девушка идет
давай ей дорога

на горе стоял Шамиль
он Богу молился
за свободу за народ
низко поклонился

чечен молодой
в озере купался
руки ноги оторвало
без башки остался

на березе сидит Гитлер
а береза гнется
посмотри товарищ Сталин
как он больно упадет

Вы послушайте ребята,
Я спою вам мантру,
Как мы с нашим атаманом
Постигали Тантру.

За кушак заткну топор,
Финский ножик бате.
Будет все у нас сегодня
Как в махабхарате.

Не зови меня на сечь,
Не сули победы.
Лучше лягу я на печь,
Почитаю веды.

За окошком снег да вьюга,
Не пойду из хаты!
Чтоб бузиться в кали-югу
Надо быть архатом!

Шелепугой по башке,
Кистенём по роже…
Неужели мне опять
Кришна не поможет!

Вы сыграйте мне такого
Скобаря потешного,
Чтобы брюхо не болело
У меня, у грешного.

Вы сыграйте мне такого,
Чтобы ноги дрыгали,
Чтобы всяки сопленосы
Перед нам не прыгали.

Заиграйте мне «под драку»,
Пора драку начинать.
Неприятели собрамшись,
Хочут головы ломать.

Поломаться, поломаться
Поломаться хочется.
А сказать-то и по правде
И подраться хочется.

Ломаюся, сгибаюся
Скажу, что не здоров.
Принесите мне пол-литру
И не надо дохторов.

Сломаюся, сгибаюся
Баранчиком совьюсь,
Какой-нибудь девчоночке
Под юбочку забьюсь.

Это чей паренек
Выдает коленца
Не досталось бы ему
Осинова поленца.

Это чей паренек
На кругу ломается,
Пред моей матанею
Он не догадается.

Эх, играй, играй, гармошка
Покуда не разбитая.
Эх, гуляй, гуляй, головушка
Покуда не убитая.

Ты играй гармошка наша
Мы чужую разорвем.
Сами милости не просим
И другим не подаем.

Заиграла хромка громко:
Двадцать пять на двадцать пять,
Наша маленькая шаечка
Заухала опять.

Вот она и заиграла:
Двадцать пять на двадцать пять
Начинай ребята драться
- Наша вынесет опять.

Выходи, ребята, драться,
Чем зажмурившись ходить.
Я один сюда пришедши
И слабо меня побить.

С кем бы, с кем бы нам подраться
Кулаки заржавяли.
Ярославские ребята
Ножики оправили.

Восемь месяцев не дрался
- Кулаки заржавяли.
Только вышел за ворота
- Протокол составили.

Деревенька близко к лесу,
Комары зажалили.
Три недели не дралися -
Кулаки заржавяли.

Эй, товарищи, гуляйте,
Чтоб летели косяки.
Неужели нас посадят
За такие пустяки!

Эй, товарищ, бей по гаазу
Я вдарю по другому-то.
Заработаем статью
По новому закону-то.

Шире улица раздайся
- Шайка жуликов идет.
Атаман в гармонь играет,
Шайка песенки поет.

Дайте улочку пошире,
Шайка жуликов идет.
Шайка жуликов-мазуриков
Нигде не пропадет.

Раздайся улица по-шире
Шире, шире, поширей.
Наша маленькая шаечка
Гуляй повеселей.

А мы буркински ребята,
Мы по-буркински поем.-
Кого хочешь отоварим,
Кого хочешь изобьем.

А кто пятницких заденет
Тот не долго проживет.
Через белы мои рученьки
Во сыру землю пойдет.

из книги А.В.Грунтовского...

С кем бы, с кем бы нам подратце, с кем бы силу испытать?
С кем бы силу испытать, на ножик кишки наболтать?

У товарища в кармане, у миня на ремешке,
Бей, товарищ, прямо в серцо, а я буду по башке.

Скобари миня учили по-скобарски песни петь,
Помогите-ко робята, на ногу валенец надеть.

Огороды затрещали - мой товарищ побежал,
Ни надеюсь на товарища - надеюсь на кинжал.

Открывай, мамаша, двери, сын с гуляночки идёт:
Грудь порезана кинжалом, по рубашки кровь течёт.

( с сохранением диалекта )

Из "Заиграла с переливом хвойнинская хромочка. Сборник частушек." Великий Новгород 2000.

Нам хотели запретить
В гармонь играть и бубен бить
Запретителей мы бьем
В гаромнь играем, бубен бьем.

Мы ходили по деревне
99 раз
Не ужели в сотый раз
Нам в табло никто не даст.

Режьте режьте паразиты
Мое тело на куски
Мое мясо не капуста
Не посыплются листки.

Нас побить побить хотели
Резать собиралися
а мы сами, а мы сами
Того дожидалися.

Мы ребята ежики
У нас в караманах ножики
Кто обидит ежика
Тот получит ножика.

Запрягай, отец, коня,
Провожай, отец, меня.
Еду я не к теще в гости,
А на линию огня.

Хуторяне цепью машут,
А крестьяне землю пашут.
Васька с Федькой, не робейте,
Хуторянам морды бейте.

Я срубил зелену елку,
Покороче обтесал,
А соседского Андрюху
Острый ножик пописал

Не курю я анашу
Я гуляю с Манею
Ни за что не променяю
Секс на наркоманию

С незнакомой Клаваю
Вдоль по речке плаваю
А причалить не могу
С палкой муж на берегу

Меня били колотили
Резали как борова
За тебя моя матаня
Получал я здорово

а у нас в деревне воры
воровали помидоры
оторвал им дед Петрусь
то чего сказать боюсь

По деревне мы идем,
Раскоря-корячемся.
Кто навстречу попадется,
В лоб дадим и спрячемся.

По деревне мы идем,
Охаем да ахаем.
А кто будет приставать,
Всю морду расхуякаем.

Разнесу деревню буем
До последнего венца.
Ты не пой военных песен -
Не расстраивай отца.

едет Прохор на Тойоте
Бизнесмен на Форде
Эх, догнать бы на трамвае
надавать по морде

Килька плавает в томате
Ей в томате хорошо
А ведь я едрено мати
Смысла в жизни не нашел

Теща моя
Дай опохмелится
Твоя дочка подо мной
Плохо шевелится

Вы товарищи гуляйте чтоб летели косяки
Неужели нас посадют за такие пустяки...

У меня братан здоровый да еще товарищ есть
соберемся двое трое разнесем деревень шесть...

Вологодские приехали на лампочки глядят
Очень скоро эти лампочки к нам под лавку полетят...

В довоенный период драки были одним из непременных атрибутов молодежных уличных гуляний в престольные и заветные весенне-летние праздники (в Устюцком приходе: Никола Вешний, Иванов, Петров и Ильин дни). Традиционными соперниками являлись парни из соседних деревень, относившихся к разным сельсоветам, границы которых в большинстве случаев совпадали с границами церковных приходов: для обследованной территории это - д. Устье (Устюцкого с/с, Пестовского р-на) с д. Погорелово (Погореловский с/с Мошанского р-на); д. Улома (ныне Устютский, ранее Уломский с/с) с деревнями Михайловского с/с Калининской обл., иногда д. Устье и Устюцкое с д. Уломой). Наибольшей активностью в драках отличались парни пограничных деревень. Группу парней, приходивших в дальнюю деревню подраться, называли часто по имени пограничной деревни их сельсовета. Хотя центром сельсовета и прихода являлась д. Устюцкое, парней из куста деревень Устье, Иваньково, Щукина гора, Щетино, Лаврово и т.д. в Погорелово в случае драки называли "устьяне" (от д. Устье, расположенной в 7 км от Погорелово), а в д. Улома - "устюцкие" (10 км от Устюцкого). Противники встречались в драке только на праздники, в будние дни за поражение не мстили, парни из враждующих деревень могли свободно бывать друг у друга.

Орудия для драк парни изготавливали заблаговременно: делали резиновые плетки, наполненные песком, выковывали большие ножи и трости с загнутыми ручками из железных прутов. Последними предметами не дрались, они служили для устрашения противника. Кованые блестящие ножи длинной с руку были очень тяжелыми, носить их при себе было неудобно, поэтому на входе в деревню парни прятали их на обочине дороги в плетеной изгороди, если в ходе драки противник вынуждал их отступить, они бежали за деревню, хватали ножи и разворачивались лицом к преследователям, те, испугавшись оружия, отступали. Трости прятали по другой причине. Если парни входили в деревню с тростями, все видели, что они пришли подраться, а для поддержания порядка во время праздника в деревню приходил милиционер, обычно он стоял на краю деревни и отбирал у парней оружие, поэтому драчуны заблаговременно избавлялись от тростей, а когда назревала драка доставали их. При ходьбе на них или опирались, или укрепляли на поясе, при этом конец трости волочился по земле, издавая скрежет и подымая пыль, что служило демонстрацией удали.

Парни сходились в празднующую деревню группами, каждая со своим гармонистом. Во время молодежного гуляния они шли по улице в одну линию, центром которой был гармонист, и пели задиристые частушки "под драку". Поводом для драки служило словесное или физическое оскорбление, нанесенное одному из группы. Иногда, чтобы завязать драку, парни посылали к противникам "заводилу". Свои вступались за обиженного. Парни начинали драться кулаками, затем вытаскивали колья, трости, плетки и т.п. Во главе каждой группы дерущихся стоял предводитель, который обычно и посылал "заводилу" или вступался за обиженного. Некоторые из деревенских парней не участвовали в общей драке, но их товарищи оценивали такое поведение как трусость и мстили бросившему своих. В молодежной группе таких парней не уважали, иногда такое поведение было предлогом, по которому девушка отказывалась гулять с парнем. Драка оканчивалась, если парни одной из деревень, признав себя побежденными, убегали с гуляния. Информантам известны случаи убийства во время драки, но убивали редко, чаще по случайности, виновных находили и осуждали. Предотвратить убийство могли девушки, если им удавалось до начала драки вывести из нее своего парня (родственника или кавалера) или закрыть его своим телом, если его опрокинули на землю, т.к. девушек парни не били. Начало драки не обязательно приводило к окончанию праздничного гуляния. В одно и тоже время в одном конце деревни могли драться парни, а в другом, молодежь из других деревень пела и плясала.

Наибольшее число драк и наибольший их размах приходился на конец 30-х гг. В начале войны парней из этого района прямо отправляли на передовую, большинство из них назад не вернулось. После войны подросшее поколение продолжало в праздники гулять по деревне с пением тех же частушек, демонстрировать свою удаль, но они уже серьезно не дрались. По словам одного информанта: "Дрались, когда народу в деревнях, молодежи, было много, а что делить после войны, когда братья убиты". В 70-х гг. парни также дрались стенка на стенку, но былого размаха, колорита, правил и структуры драки уже не имели.

В русской деревне участие в драках было для парня одним из способов продемонстрировать свою силу, удаль, молодцеватость, оно знаменовало его возрастную состоятельность. В драке парень отстаивал свою честь и достоинство, вступался за обиженного, проявлял взаимовыручку, следуя своеобразному кодексу чести. До недавнего времени вопрос этот был описан и изучен очень мало, в дореволюционной этнографии данная тема часто подвергалась цензуре. В последние годы в различных областях Северо-Запада России разными исследователями собран материал, помогающий восстановить эту сторону жизни мужской молодежи русской деревни. Уже накопленный материал и тот, который еще будет собран, должен помочь лучше понять статус парня в деревенском обществе и суть молодежной субкультуры.

Библиотека исторического факультета СПбГУ

В Бузе есть традиционные наигрыши под драку. Их можно скачать по этой ссылке: http://cnjkzh1.narod.ru

ЕЩЕ ТЕКСТЫ ЧАСТУШЕК ПОД ДРАКУ ЕСТЬ В КНИГЕ ГРУНТОВСКОГО РУССКИЙ КУЛАЧНЫЙ БОЙ ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЯ ТЕХНИКА САНКТ_ ПЕТЕРБУРГ 2001

Рамиз Канбаров
ученик 10 класса, фольклорно-этнографическая студия "Матица", дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой г. Череповца
Научный руководитель - педагог дополнительного образования Лариса Евгеньевна Розова
Драки в традиционной культуре (анализ экспедиционнных материалов по Тотемскому району)
Изучая традиционную культуру русского народа, мы нередко сталкиваемся с интересными, но очень неоднозначными явлениями. К такому явлению можно отнести и драки, которые традиционно устраивались по большим съезжим престольным праздникам на всей территории Вологодской области. Что это? Хулиганские выходки разгоряченной молодежи или отголоски древних обрядов? Целью нашей работы как раз и является поиск ответа на этот вопрос.
Основным материалом исследования являются экспедиционные записи, сделанные нами в ходе совместной экспедиции в Тотемский район в июле 2000 года. В ней приняли участие Школа традиционной народной культуры города Вологды и фольклорно-этнографическая студия "Матица" города Череповца.
Драка, как своего рода силовое противоборство среди мужского населения, была важной чертой традиционной культуры, придававшей специфическую окраску многим народным праздникам и гуляньям. Она была причиной возникновения многих своеобразных форм мужского поведения и являлась важным механизмом, регулирующим взаимоотношения молодежных групп.
Драки обычно проходили по престольным праздникам и являлись кульминацией всего праздничного гулянья. Причем, как нам рассказывали, гулянье переходило в драку нередко естественным образом, как бы само собой.
Чаще всего в драках участвовали молодые парни, которым могли помогать мужики или девки. Роль девок в драке заключалась в том, что они подносили в переднике камни, наблюдали за дракой и "вытаскивали" из нее своих кавалеров.
Группу парней обычно возглавлял атаман, которого они сами выбирали. Атаман должен был быть рослым, красивым, задиристым и справедливым. Иногда роль заводилы выполнял гармонист. Сигналом к драке мог служить и жест одного из парней: он поворачивал козырек кепки назад.
По информации респондентов, драка могла возникнуть по разным причинам:
- "из-за девок";
- "на гулянье просили гармониста поиграть, а он отказывал";
- "пляшут, да рукавом друг дружку заденут";
- "один пляшет, а другому не дают";
- "шли рядами, гармонист в центре, ребята
рядом. Кто-то пляшет впереди. Навстречу два таких же ряда, и если что-то не нравится, будет драка";
- "дрались для развлечения";
- "не из-за чего, а по пьяному делу". Рьяных задир и пьяных (что было редкостью) сажали в амбар.
В драке могли использовать:
- колья, которые выламывались из изгороди;
- гири весом 200, 400, 500 и 800 граммов (гиря была привязана у локтя резинкой или супонью; в таком случае в драке не надо было искать камни, просто гирю выкидывали и били ею);
- железные бляхи;
- железные "тростки".
Парни 1908-1910 годов рождения, когда шли на драку, брали с собой кованые железные "тростки", у которых один конец был загнут, а другой заточен (заострен). Ее втыкали в щель, находящуюся в полу, и вокруг нее плясали.
Мотив драки находил отражение в текстах частушек, например:
Атаман, играй под драку, веселее начинать.
Не такие наши головы - с гулянок убегать.
Дроля сделаешь измену, не отделаешься вдруг.
Тросткой медною, витою исхлещу до самых рук.
Также существовал целый блок приемов и способов защиты в драке. До убийства доходило редко. Хотя существовали приемы, с помощью которых можно было убить соперника.
Драка заканчивалась в том случае, если в нее "встревала" девка. После драки все расходились, часа через два "затейники" мирились до следующего праздника. Процесс мирения проходил, когда пили "мировую", которую обычно выставляла слабая сторона.
Анализируя собранные в экспедиции материалы, мы пришли к выводу, что традицию драк, зафиксированную нами в исследуемой местности, можно отнести к обрядовому элементу, так как:
- довольно четко прослеживается структура драки (есть зачин, непосредственно само столкновение, бой, развязка - конец драки и "мировая");
- довольно четко определяется время драки (престольные праздники);
- драки носят систематический характер (сопровождают каждый большой праздник);
- явно прослеживается противостояние своих и чужих;
- драки носят массовый, коллективный характер (сходятся "стенка на стенку", "деревня на деревню");
- наличие специальных гармонных наигрышей и специальных для такого случая текстов частушек, также подтверждающих версию о драках как о традиционной системе ритуальных боев.
Приложение:
Список респондентов
Середский с/совет
Деревня Антушева Гора:
Опалихина Лидия Евлампьевна, 1927 г. р. (род. - д. Петрищева Гора).
Деревня Концевская:
Дегунов Владимир Николаевич.
Деревня Пелевиха:
Петергин Иван Иванович, 1923 г. р. (род. - д. Большая Великодворская);
Петергина Нина Васильевна, 1925 г. р. (род. - д. Большая Великодворская).
Деревня Середская:
Пахнин Константин Евлампиевич, 1915 г. р.
Мосеевский с/совет
Деревня Великий Двор:
Брагин Василий Васильевич, 1930 г. р.;
Попов П.Н. 1926, г. р.;
Попова Людмила Ефграфовна, 1928 г. р. (род. - Кировская обл.);
Фейшина Нина Васильевна, 1927 г. р.
Деревня Кожинская:
Сабуров Николай Николаевич, 1932 г. р.
Деревня Кондратьевская:
Брагина Галина Петровна, 1933 г. р. (род. - д. Максимиха, Заборский с/с Тарногского р-на)
Деревня Пустошь:
Баландин Николай Платонович, 1929 г. р.;
Баландина Надежда Михайловна, 1928 г. р. (род. - д. Гавшино).
Деревня Филяково:
Красавина Павла Ивановна, 1928 г. р.;
Ярославцев Алексей Иванович, 1936 г. р. (род. - д. Мосеево).
Заозерский с/совет
Деревня Данилов Починок:
Харинский Николай Клавдиевич, 1929 г. р.
Деревня Никитин Починок:
Дуров Борис Андреевич, 1933 г. р.;
Дуров Иван Иванович, 1918 г. р.;
Дуров Иван Федорович, 1925 г. р.;
Дурова Еврания Алексеевна, 1938 г. р. (род. - Сибирский с/с Верховажского р-на);
Дурова Мария Павловна, 1921 г. р.;
Дурова Юлия Ильинична, 1927 г. р. (род. - с. Кичменский городок, Трофимовский с/с).

Частушки под драку (продолжение)
У матани русы волосы
По плечикам вились.
Мы за эти русы волосы.
С товарищем дрались.

Из-за вас, из-за вас,
Серенькие глазки.
Из-за вас, который раз,
Хожу на перевязки.

Колонули раз пятнадцать
Я не знаю за кого.
За хорошую сударушку
Убейте все -равно.

Эх, кони вороные,
Передочки кованы.
Наши головы побиты,
Раны забинтованы.

Я иду по Барабе-
Рубаха белая в крове,
Посчитай моя маманя
Сколько ран на голове.

С-под кинжала кровь бежала
На рубашку капала...
Повезли меня в больницу -
Милочка заплакала.

Ой, Сашку бьют,
Рубашку рвут.
Я упала на него -
Не троньте Сашку моего!*

(* Здесь отражен интереснейший обычай. Если парня начинали забивать, речь идет не о бое, а о драке, - но и в драке работают некоторые этические нормы), девка могла упасть на него, закрыть собой, что и останавливало нападающих. Спасенный был обязан жениться на спасительнице).

Так что парни деритесь меньше, а то так спасет вас какая- нибудь толстая и некрасивая девушка…

Ой, милка моя,
Выйди на полянку.
За тебя побьют меня,
Подбери тальянку.

Путь меня побьют, порежут,
На капусту иссекут.
Иссекут и похоронят
По могиле хрен пройдут.

Вы порезали, дак мало.
Вы порежьте-ка еще.
Мое тело молодое.
Зарастает хорошо.

Меня били-колотили,
У Семенова шинка*
Мамка с тятькой говорили:
Так и надо - дурака.

(*Шинок - кабак).

Меня били-колотили
Против милкина крыльца.
Милка вышла на крылечко -
Так и надо подлеца.

Меня били-колотили,
Под горой у меленки.
Так и надо, так и надо,
Говорили бабоньки.

Меня били кирпичом -
Все побои нипочем.
Как стягом ударили -
Силушки убавили.

Ваньке стукнули свянчаткой,
Да подбили левый глаз,
А теперь ему - косому,
Из девчат никто не даст.

Меня резали ножами,
Я и то не убежал.
Повалился, брат, на землю
Да наган свой заряжал.

Ой, товарищи, где были?
Когда резали меня?
А теперя не жалейте,
Чуть повздыхиваю я.

Кровь дымилася, лилася
На белую мою грудь.
Раскудрявая мотаня
Ты на век меня забудь.

Эх, товарищ, дорогой
Не страдай уж надо мной.
Где ж ты раньше был, родной,
Мы б отбилися с тобой.

На гуляночку явился,
Полюбуйся, милочка.
Как в моих беленьких ручках,
Засверкает финочка.

В том краю залетку бьют
В этом - отдается.
Пуще, пуще дорогого -
Пусть не зазнается.

Били меня, Поколачивали,
С боку на бок дурака,
Переворачивали.

По спине ходила гиря.
По зубам ходил кулак.
По затылку - кирпичина
А по брюху - толстый стяг.

Меня били, колотили,
В три кола, в четыре гири,
Мне мальчишке нипочем
-Не убить и кирпичем.

Пускай его колотят,
Пускай его бьют,
Пускай гордости убавят,
Пускай разума дадут.

Кто, кто, за кого,
А я за милашку.
Готов драться, готов биться,
Не жалеть рубашку.

Ничего мине не жалко,
Только жалко милушку.
Из-за ее-то красоты,
Не миловать могилушку.

Меня, мальчика, побили,
Ай, передайте Шурочке:
"Пусть придет и перевяжет,
В узеньком заулочке."

Мою белую рубашку,
Ай, всю порезали ножом.
Хорошую, чернобровую,
Отбили грабежом.

Оп-па сразу,
Врезали по глазу!
А угадали по плечу-
Я стою и хохочу!

Как умру похороните,
В огороде во грядах.
Пускай милочка попляшет,
Во холодных во ногах.

Из тюремного окошка...

Из тюремного окошка,
Вижу город Вологду.
Принеси милашка хлеба,
Помираю с голоду.

Из тюремного окошка
Вижу брата и отца.
Рано, рано посадили
За решетку молодца.

Вологодская тюрьма,
Решетки полосатые.
Мы с товарищем сидели,
За ножи носатые.

Петроградская тюрьма
С поворотом лесенки.
Мы с товарищем сидели -
Распевали песенки.

В Новоржеве дом красивый,
Тополями саженый.
Мы с товарищем сидели,
За ножи посажены.

В Новоржеве дом красивый
Посидишь там - будешь сивый.
Туда попал я молодой
Оттуда вышел с бородой.

Как и питерску тюрьму,
Я всю по камню разберу.
Кирпичину вытащу-
Брата на волю выпущу.

Я на лодочке катался,
Любовался я тюрьмой,
А там сидит-то мой товарищ
И качает головой.

Не отец меня воспитывал,
Воспитывала мать.
Мне, молоденьку мальчишечке,
Тюрьмы не миновать.

Ветер веет со востока.
Ведут милого с острога.
Ветер веет на восток.
Ведуг миленочка в острог.

За листочки нас рестуют,
А за ножик - никогда.
Дальше солнца не угонят,
Сибирь - наша сторона.
С земного шара не столкнут,
Туром в землю не воткнут*.

Я Сибири не боюся,
Сибирь - наша сторона,
Кто милашечку полюбит,
Тот попробует ножа.*

(*3аписаны П.А.Флоренским в Костромской губ. "листочки" - прокламации).

Люди ножики справляют,
Я - леворвер заряжу.
Люди в каторге страдают,
Я - в остроге посижу.

Как по муромской дорожке,
Засверкали огоньки.
Задушевного товарища,
Погнали в Соловки.

Семьсот пропьем -
Не поморщимся.
В Сибирь-каторгу пойдем
Не покорчимся.

Ты играй, я буду петь
-Не так живот будет болеть.
Пускай люди про нас судят
-Веселей будет сидеть.

Девчаточки-красоточки,
Попал я за решеточку.
Девочки любезные -
Попал я за железные.

Из тюремного окошка,
Погляжу на облака
Не несет ли милка хлеба
И пол-литра молока.

Из тюремного окошка,
Погляжу на волю я.
Не идет ли по Советскому*,
Сударушка моя.

(* Проспект напротив тюрьмы в г.Череповце).

Все товарищи женились,
А я, мальчик, не поспел.
За хорошую девчонку,
В остроге посидел.

Поигралися, попалися
-Придется посидеть.
За железной, за решеточкой,
На волю поглядеть.

Охо-хо, гора высока,
Белокаменна стена.
Где решеточки почаще,
Там и камера моя.

Бей кулак по всем оградам,
Что над волюшкой стоят.
Дальше неба не угонят,
За решеткой лишь сгноят.

Что ты вьешься черный ворон,
Над моею головой.
Что полиция стращает ,
Белокаменной стеной.

Если, милочка, изменишь,
Не живать тебе и мне.
Будешь ты лежать в могиле,
Буду я сидеть в тюрьме.

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Стану резать и душить,
Все равно в Сибире жить.

Мы Сибири не боимся,
Сибирь наша сторона.
И в Сибири живут люди,
Только воля не своя.

Вот и гиря, вот и нож,
На разбойника похож.
Солнце светит на восток,
Меня-разбойника в острог.

Подраться, побороться,
-Эт моя профессия.
Меня мальчика судила
Выездная сессия.

Отсюда

Ну шо тут добаветь?

А нечива!

Я такие народные гулянья ещё сам застал.

Натуральные.

Как они собирались - не знаю.

Явно что не замполитом, или там комиссаром.

Смутно помню, но посмотрел, почитал, помечтал...

© salatau



первосваи, фольклор, русские, частушки

Previous post Next post
Up