Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура

Nov 16, 2023 09:11


В подкрепление предыдущего поста:

Вот уже не один десяток лет бьюсь как рыба об лёд над ранним Марксом по поводу 100 талеров

Под катом - чижолая цытата из работы Карла Маркса "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура", "которую в начале апреля 1841 Маркс направил на философский факультет Иенского университета в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора философии. Ученая степень была ему присуждена 15 апреля" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.40. М.: Политиздат, 1975. С.671-672). Видимо, заочно. Вот так у них развивалась наукуа! Заочно! Интересно, во что эта защита ему встала и за чей щот? Все марксологи от Ф.Меринга и О.Корню до Н.И.Лапина и Т.И.Ойзермана загадочно обходят процедуру защиты диссертации Марксом...

[ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ...▶]Итак, цитата:

... «Но слабый ум есть не тот ум, который не познает объективного бога, а тот, который хочет его познать». Шеллинг, «Философские письма о догматизме и критицизме», - в «Философских произведениях», т. I, Ландсхут, 1809, стр. 127, письмо П.

Г-ну Шеллингу можно было бы вообще посоветовать вспом­нить свои первые произведения. Так, например, в работе «О «я» как принципе философии», сказано:

«Допустим, например, что бог, определяемый как объект, есть ре­альное основание нашего знания, но в таком случае бог, поскольку он есть объект, сам попадает в сферу нашего знания и не может, следовательно, быть для нас последней точкой, па которой держится вся эта сфера». Там же, стр. 5.

Мы, наконец, напоминаем г-ну Шеллингу заключительные слова его указанного выше письма:

«Пора возвестить лучшему человечеству свободу духа и не терпеть более, чтобы оно оплакивало потерю своих оков». Там же, стр. 129.

Если уже в 1795 г. было «пора», то что сказать относительно 1841 года? ва

Упоминая здесь, при случае, о теме, пользующейся довольно худой славой, - о доказательствах бытия бога, - надо заметить, что Гегель перевернул все эти теологические доказатель­ства, т. е. отверг их, чтобы их оправдать. Что же это за клиенты, которых адвокат не может избавить от осуждения иначе, как убивая их собственной рукой? Гегель, например, таким обра­зом толкует умозаключение от бытия мира к бытию бога: «Так как случайного нет, - то существует бог, или абсолютное» 63. Но теологическое доказательство гласит как раз наоборот: «Так как случайное имеет истинное бытие, то бог существует». Бог есть гарантия для случайного мира. Само собой понятно, что этим утверждается и обратное.

Доказательства бытия бога представляют собой не что иное, как пустые тавтологии, - например, онтологическое доказа­тельство сводится к следующему: «то, что я действительно (реально) представляю себе, есть для меня действительное представление», - значит действует на меня, и в этом смысле все боги, как языческие, так и христианские, обладали действи­тельным существованием. Разве не властвовал древний Молох? Разве Аполлон Дельфийский не был действительной силой в жизни греков? Здесь даже критика Канта ничего поделать не может 64. Если кто-нибудь представляет себе, что обладает сотней талеров, если это представление не есть для него произ­вольное, субъективное представление, если он верит в него, - то для него эти сто воображаемых талеров имеют такое же зна­чение, как сто действительных. Он, например, будет делать долги на основании своей фантазии, он будет действовать так, как действовало все человечество, делая долги за счет своих богов. Наоборот, пример, приводимый Кантом, мог бы подкре­пить онтологическое доказательство. Действительные талеры имеют такое же существование, как воображаемые боги. Разве действительный талер существует где-либо, кроме представле­ния, правда, общего или, скорее, общественного представле­ния людей? № Привези бумажные деньги в страну, где не знают этого употребления бумаги, и всякий будет смеяться над твоим субъективным представлением. Приди со своими богами в страну, где признают других богов, и тебе докажут, что ты находишься во власти фантазий и абстракций. И справедливо. Если бы кто-нибудь принес древним грекам какого-либо венд­ского бога 66, то он нашел бы доказательство несуществова­ния этого бога. Ибо для греков он не существовал. Чем какая-нибудь определенная страна является для иноземных бо­гов, тем страна разума является для бога вообще - облас­тью, где его существование прекращается.

Или же доказательства существования бога представляют собой не что иное, как доказательства бытия существенногочеловеческого самосознания, логические объяснения последнего. Например, онтологическое доказательство. Какое бытие яв­ляется непосредственным, когда мы его мыслим? Самосознание. В таком смысле все доказательства существования бога представляют собой доказательства его несуществования, опро­вержения всех представлений о боге. Действительные доказа­тельства, наоборот, должны были бы гласить: «Так как природа плохо устроена, то бог существует». «Так как существует нера­зумный мир, то бог существует». «Так как мысль не существует, то бог существует». Но разве это не означает следующее: для кого мир неразумен, кто поэтому сам неразумен, для того бог существует. Иными словами: неразумность есть наличное бы­тие бога.

«Если вы предполагаете идею объективного бога, то как можете вы говорить о законах, которые разум производит из самого себя, так как автономия может быть присуща лишь абсолютно свободному существу?» Шеллинг,  там же,  стр.  198 [письмо  X].

«Преступно скрывать от человечества принципы, которые могут быть сообщены всем». Шеллинг, там же, стр. 199.

(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.40. М.: Политиздат, 1975. С.231-233)



"Если кто-нибудь представляет себе, что обладает сотней талеров, если это представление не есть для него произвольное, субъективное представление, если он верит в него, - то для него эти сто воображаемых талеров имеют такое же значение, как сто действительных", - пишет Маркс!
Вот и верь в материализьм марксизьма после етава!..
Да я не только нещасных 100 талеров себе представляю, а даже и не скажу чиво!...
И где он, результат?
Где результат, я спрашуюю???
На этот щёт у меня твердый иммунитют:

На святое дело борьбы за производство и распространение ментальных вирусов



Но вот амереканцы всему миру втюрили свои фантазмы о неоднократном посещении Луны америеканскими автронавтами - до сих пор некоторые в это верят. И жувачкой наслаждаются вместо квашеной капусты с редькой...
И шо? Для меня воображаемые талеры не имеют такого же значения, как 100 действительных. А у других миллиарды действительных таллеров, но они для них значения не не имеют... Почему-та...

Кстати, это вопрос интересный и сейчас для многих: в какой университет послать? И кому скоко заслать...

Всем читателям и комментаторам сообщений в моем блоге моя заведомая благодарность:




На святое дело борьбы за производство и распространение ментальных вирусов





талеры, marx, эфр44

Previous post Next post
Up