Есть у меня симпатичная такая книженция 1964 года издания, молодогвардейской серии "Тебе в дорогу, романтик":
Так я ее и ниасилел. И на украинском читать брался, и на русском. Не идёт мое чтение его шедевров, и всё. Тухну я от писаний етава автора и перехожу к более зажигательным саченениям, ну типа "Godfather". А ведь есть ещё в доме и, щытай, полное собрание его сочинений в трех томах, 1990 года издания, когда уже разрешено было кое-что печатать из ранее закрытого и вырезанного... Вот отседова я и его письма разным лицам почитал. Письма как письма. С кем-то он как ментор, с кем-то подхалим. И вот наткнулся в сетях на заголовок с красивой картинкой:
Павка Кочаргинъ - помѣсь Шарикова и Швондера
Оппа, подумал я, ну-ко, ну-ко, - подумал я, и стал читать:
"Учительнице литературы нашей хуторской школы вздумалось разобрать со своими учениками роман «Как закалялась сталь». Чтобы молодые взяли в пример Павку Корчагина. Чтобы позавидовали той героической эпохе. Чтобы вообще поговорить на тему: есть ли сегодня в жизни место подвигу?
Что ж, написал. И вот что получилось. На первых же страницах романа покоробила подловатость натуры Павки - он подсыпал махорки в тесто для куличей, которое затеяла перед Пасхой матушка отца Василия. Он, Павка, ещё бы толчёного стекла туда сыпанул, совсем по-революционному было б. За этот геройский поступок Павку погнали из школы. Тогда-то и [Spoiler (click to open)] выработался его мстительный характер, он поклялся: «Никому не прощу своих обид! Не забуду, не прощу!»
Павка вообще не терпел поповского сословия. Попы у него руководят антисоветскими восстаниями. Отец Василий почему-то оказывается во главе эсэровского комитета, хотя из истории известно, что эсэры были стопроцентные атеисты. Павка, когда победила большевистская революция, выгнал из дома поповскую семью и разметил в нём райком. Отомстил. Молодец. Где бедовали батюшка с семьёй - не сообщается.
Не терпит Павка и обыкновенного семейного счастья. Уже после гражданской войны он отдыхает в санатории в Евпатории. Получает письмо от матери, она пишет, что там, в Крыму, живёт её старинная знакомая Альбина Кюцам. Мать спрашивает: не мог бы Павлуша навестить её? И Павка решает провести у этих самых Кюцам недельку. Является к ним. Обычная семья: отец, мать, две дочери - Лиля и Тая, и сын Георгий. Островский пишет: «Семья Кюцам радушно приняла Корчагина». Чем же ответил Павка на радушие? Ему сразу не понравился старик Кюцам - хмурый какой-то. А Лиля просветила гостя: папаша страшный деспот, убивает всякую инициативу и малейшее проявление воли. Какую же инициативу убивает папаша? Какую волю давит? Позже выясняется: запрещает Леле беспорядочные половые связи, что было модно в первые послереволюционные годы. Читаем:
«Кюцам сосредоточенно размешивал сахар в стакане и зло поглядывал поверх очков на сидящего перед ним гостя.
- Семейные законы теперешние осуждаю, - говорил он. - Захотел - женился, а захотел - разженился. Полная свобода.
Старик поперхнулся и закашлялся. Отдышавшись, показал на Лелю:
- Вот со своим хахалем сошлась, не спросясь, и разошлась, не спрашивая. А теперь, извольте радоваться, корми ее и чьего-то ребенка. Безобразие!»
А ведь прав старик Кюцам. Но Павка, он же человек передового общества, потому у него другие представления о семейной жизни: «Ночью Павел долго думал о семье Кюцам. Случайно занесенный сюда, он невольно становился участником семейной драмы. Он думал над тем, как помочь матери и дочерям выбраться из этой кабалы… Выход был один: расколоть семью - матери и дочерям уйти навсегда от старика...».
Ничего себе революционер! Побыл в семье, которая его приняла доброжелательно и радушно, два дня, и сразу же определил: надо её расколоть! И вбил первый клин: переспал с Таей. А ведь незадолго до этого, ещё в Киеве, он сурово осудил одного ловеласа, некоего Файло, который похвалялся: «Можешь меня поздравить: я вчера обработал Коротаеву». Реакция Павки была мгновенной: «Корчагин схватил дубовый табурет и одним ударом свалил Файло на землю». Павку потому и отправили в санаторий в Евпаторию, что он сильно переволновался от этого случая. Ну, а когда ему подвернулась безропотная Тая, он тут же её обработал.
Но что дальше? А дальше Павке надо было уезжать в Харьков, и он покидает Кюцамов, не доведя революцию до конца.
В Харькове Павка попытался устроиться на работу. У него там были приятели, обещали помочь. Правда, выразили сомнение: а сможет ли он, больной, чем-то заниматься. Павка сильно обиделся: «Пока у меня здесь стучит сердце, - и он с силой притянул руку Акима к своей груди, меня от партии не оторвать».
Ну, раз стучит… Устроил его Аким в секретную часть секретариата ЦК. Чем Павка там занимался и что такое секретная часть - в романе не раскрывается. Секрет. Но что-то в этой самой части у Павки не заладилось - пришлось уйти. И тогда братишка Аким направил его в редакцию газеты с целью «проверить возможность его использования на литературном фронте». Да, только так: всюду фронт...
Дали ему несколько заданий. Он добросовестно писал статьи, заметки. К сожалению, трёх лет начальной школы оказалось недостаточно для побед на газетном фронте. Старая подпольщица прямо ему сказала... Обиделся он. Не оценили его большевистское старание. И отправился в Крым довершать начатую там революцию в семье.
Итак, Павка снова у Кюцамов. И такое с его появлением поднялось! «Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. На Корчагина, само собой, легло руководство сопротивлением. Старик неожиданно встретил энергичный отпор со стороны дочерей и жены, и с первого же дня второго приезда Корчагина дом разделился на две половины, враждебные и ненавистные друг другу».
Представляете, жили спокойно люди, пусть не всегда ладили друг с другом, пусть жизнь их убога и сера, но было спокойно. Но вот вихрем враждебным врывается ррррреволюционер - и тут же среди членов семьи вспыхивают вражда и ненависть. Старик Кюцам, возможно, не подарок. Возможно, у него тяжёлый характер. К тому же Маркса не читал, также как и Ленина. Можно сказать, старорежимного воспитания человек. Но какие-то моральные принципы у старика Кюцама были. К тому же старик Кюцам кормилец, тянул на себе на себе всю семью. Работал старик в кооперативе по 12 часов, да ещё на дом брал заказы - он был хорошим сапожником и столяром. Изготовить стул или стол бесшумно невозможно - строгал, пилил, подгонял детали. А Павка был уверен: старик намеренно зудит пилой, чтобы помешать ему изучать «Капитал» Маркса. Тае он изложил план действий: «Раз уж я в эту драку влез, будем доводить ее до конца. И у тебя и у меня личная жизнь сейчас безрадостна. Я решил запалить ее пожаром».
Скажите, это нормальный человек?
Чтобы создать старику Кюцаму невыносимую жизнь, Павка собирал у себя ночами таких же бездельников как и сам. «Стала появляться у Корчагина молодежь. Тесновато становилось иногда в маленькой комнатке. Словно гул пчелиного роя доносился к старику. Пели дружным хором». Напоминает спевку активистов домкома из фильма «Собачьего сердца».
Старику Кюцаму не давали спать, а ему «сранья» на работу. На тяжёлый труд. И брёл он, несчастный, не выспавшийся. Злым возвращался домой. А Павка весь день валяется на кровати с «Капиталом», прерываясь иногда на любовные утехи с Таей.
Вскоре Павка решил, что пожар в семье уже достаточно занялся - пора сваливать. И, захватив с собой Таю, поехал в Харьков. При этом честно предупредил любовницу: если что - разбегаемся без всяких обязательств. Тая безропотно соглашается.
Для Павки семья - это вообще что-то подозрительное. Брат Артём женился. Его семейная жизнь произвела на Павку тягостное впечатление: «Какая нелёгкая затянула сюда Артема? Теперь ему до смерти не выбраться. Будет Стёша рожать каждый год. Закопается, как жук в навозе. Ещё, чего доброго, депо бросит...А я было думал в политическую жизнь втянуть его».
Да это же счастье: большая семья! Счастье - родительская любовь. Счастье - семейная жизнь. Лишён Павка всего этого. Для него другие святыни - Партия прежде всего...
В рассказе Пантелеймона Романова «Ветка черемухи», написанном в те же 30-е годы, размышления: «У нас принято относиться с каким-то молодеческим пренебрежением ко всему красивому, ко всякой опрятности и аккуратности как в одежде, так и в помещении, в котором живёшь. В общежитии у нас везде грязь, сор, безпорядок, смятые постели. На подоконниках - окурки, перегородки из фанеры, на которой мотаются изодранные плакаты, объявления о собраниях. И никто из нас не пытается украсить наше жилище». И об отношениях между студентами: «Все девушки и наши товарищи-мужчины держат себя так, как будто боятся, чтобы их не заподозрили в изяществе и благородстве манер. Говорят нарочито развязным, грубым тоном, с хлопаньем по спине. И слова выбирают наиболее грубые... Любви у нас нет, у нас есть только половые отношения, потому что любовь презрительно относится у нас к области «психологии», а право на существование у нас имеет только одна физиология».
Очень похоже на Павкины отношения к женскому полу.
Теперь о строительстве узкоколейки. В Советское время этот эпизод из романа подавался как высшее проявление героизма. Но что было на самом деле? Летом где-то под Киевом нарубили дров. И забыли про них. Непонятно, почему нельзя было вывезти дрова в тёплое приятное время года? Почему дотянули до момента, когда белые мухи закружились? В романе, правда, назван виновник - председатель железнодорожного профсоюзного комитета. Судя по описанию, это премерзкий тип: во-первых, лысый, во-вторых, «перебирает проворными пальцами кипу бумаг», в-третьих, у него «маленький ротик с обиженной складкой губ», в-четвертых, «вытирает клетчатым платком полированную макушку, а потом долго не может попасть рукой в карман». Ну, ясно же, что контра. Вредитель чистой воды.
Лысому на заседании губисполкома задают вопрос в лоб: «Что вы сделали для доставки дров?» И вот тут внимание! Вредитель и контра даёт ответ: «Я трижды сообщал в правление дороги».
Казалось бы, надо разобраться, почему на эти сообщения не было никакой реакции? Вместо этого член губисполкома, слесарь и старый большевик Токарев «кольнул лысого враждебным взглядом: «Вы что же, нас за дураков считаете?»
Если б лысый был смелым человеком, то он должен был ответить: да, считаю вас за дураков! Вас трижды предупреждали, что пора вывозить дрова, а вы, вместо того, чтобы энергично взяться за дело в тёплое время года, погрязли в своих партсобраниях и партучёбе и упустили момент. Но осмелься он на такое - подписал бы себе смертный приговор. Жухрай пишет записку председательствующему: «Я думаю, этого человека надо проверить поглубже: здесь не простое неумение работать. Давай прекратим разговоры с ним и приступим к делу».
И вот дураки приступают к делу. Они посылают на прорыв других дураков, в том числе и Павку Корчагина. Жуть, что им пришлось пережить. Вот картинка: «Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. От каменной товарной платформы в лес уходила полоса разрыхленной земли. Муравьями облепили ее люди. Противно чавкала под сапогами липкая глина. Люди яростно копались у насыпи. Глухо лязгали ломы, скребли камень лопаты. А дождь сеял, как сквозь мелкое сито, и холодные капли проникали сквозь одежду. Дождь смывал труд людей. Густой кашицей сползала глина с насыпи».
Герои, конечно. Но герои по милости дураков. И терпели страшные лишения опять же по милости дураков. Вот пример: жили несчастные дорогостроители в здании маленькой станции - без окон, без дверей. Холод такой, что по утрам Павка не мог отодрать волосы от пола - примерзали. Правда, непонятно, почему не сообразили разводить на ночь костры - дров-то было у них немерено. Уже когда заканчивали узкоколейку, Жухрай прислал для жилья четыре спальных вагона. В них были печки, а значит тепло. Да и жизнь в вагоне несравненно комфортнее, нежели на соломе в каменном продуваемом здании. Но непонятно: что мешало Жухраю пригнать эти в вагоны с самого начала строительства? Чтоб не мучился его младший друг. Да потому что дурак он, этот матрос Жухрай.
Дураки отличаются ещё тем, что за их глупости расплачиваются другие - доблестные герои остановили скорый поезд, высадили пассажиров, вручили им лопаты: а ну, буржуазия, работай на благо рабочего класса! Но если дрова не вывезли одни, то причём здесь пассажиры скорого поезда? Почему они должны расхлёбывать дурость партийцев?
А Жухрай, между тем, для Павки учитель жизни. Вот чему он учил своего молодого товарища:
- Я, братишка, в детстве тоже был вот вроде тебя. Не знал, куда силенки девать, выпирала из меня наружу непокорная натура. Жил в бедности. Глядишь, бывало, на сытых да наряженных господских сыночков, и ненависть охватывает. Бил я их частенько беспощадно, но ничего из этого не получалось. Биться в одиночку - жизни не перевернуть. У тебя, Павлуша, все есть, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не терплю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады.
Он с силой ударил кулаком по столу».
Для дураков самая радость - раздуть пожар, а что результат этого геройства братвы остаётся только пожарище это дело десятое. Павка истово следовал заветам Жухрая. Крушил, ломал, убивал. Раздувал пожар. Ведь, если призадуматься: а что полезного Павка сделал за свою жизнь? Закончил три класса школы. Потом работал в буфете - топил печь, мыл посуду. Не подвиг. Это судьба многих мальчиков в те времена. Потом брат Артём устроил его подручным кочегара на электростанцию. Там он и познакомился с Жухраем. Кочегар - это профессия, которая не требует интеллекта. Потом Павка полгода был подручным у электромон тёра.
А потом Геволюция! И понеслось! Тут уж Павке не до работы. Как написано в романе: «Носился по родной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на серой, с отрубленным ухом лошадке. Возмужал, окреп. Вырастал в страданиях и невзгодах».
Война закончилась. Подался Павел в Киев. Нашёл там Жухрая, который в ЧК боролся с внутренней Контрой. Тот взял младшего товарища к себе: «Будем с тобой Контру душить». Подробности, как душили контру, в книге опущены, но видимо, удушение контры было столь кровавым, что даже железные нервы Корчагина не выдержали - ушёл: «Нервная обстановка в ЧК сказалась на здоровье Павла. Участились контузионные боли. Наконец после двух безсонных ночей, когда пытали контрреволюцион- ную сволочь, он потерял сознание». И обратился к Жухраю с просьбой отпустить его.
Потянулся Павка в знаниям, зачастил в городскую библиотеку: «Среди старых книг Корчагин нашел роман «Спартак». Осилив его в две ночи, Павел перенес книгу в шкаф и поставил рядом со стопкой книг М.Горько го». То есть Толстой, Тургенев, Лермонтов, Шекспир, Гомер, Сервантес, Диккенс… Это всё хлам! А вот «Капитал», «Спартак» и «Враги» Горького - самое оно для поднятия революционного духа. Кстати, о «Капитале» - он постоянно упоминается в романе. Павка не расстаётся с этим огромным томом, как свободная минута - он тут же раскрывает Маркса. От изучения классика закалялся его революционный дух, да и крыша, видно, поехала.
Возвращается Павка в Киев. Опять комсомольская работа - а чем ему ещё заниматься? Ведь профессии у него нет, не в кочегары же идти. А на комсомольской работе и знать ничего не надо, шпарь партийные лозунги. Ну, а дальше: санаторий в Евпатории, начало Революции в семье Кюцам, попытка стать журналистом, возвращение в Крым, чтобы довести Революцию в семье Кюцам до конца. Развалил семью, уезжает оттуда, прихватив как приз Таю...
Вот такая бестолковая безсмысленная судьба. К главному герою возникает не восхищение, не желание подражать ему, а жалость: как же бездарно он промотал свою короткую жизнь. Недалёкий, необразован- ный, безкультурный пролетарий, упёртый, а взялся устанавливать новый порядок - будущее всего человечества. Если же кто не соглашался с ним, с его идеями, того в расход. Впечатление, что это помесь Шарикова со Швондером.
Конечно, нельзя забыть о финале: Павка стал инвалидом. Он слепнет, у него отнимаются ноги, а потом его поражает полный паралич. И тогда он принимается писать книгу. Ясно, что прообраз Корчагина - это сам автор романа Николай Островский.
Самые известные слова из «Как закалялась сталь»: «Жизнь даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Эту мысль автор утянул у Чехова из повести «Записки неизвестного человека».
Николай Андреев
Прим.: Хочу сразу пояснить, всѣ подобные матеріалы я вставляю съ одной лишь цѣлью... Не просто ради журналюшного задора, себяявленія, не ради посмѣяться надъ совками люмпенами, но только лишь ради прозрѣнія своихъ соотечественниковъ на позоръ и грязь совецкого жалкаго обманутаго человѣка, доведеннаго до скотскаго состоянія къ которому мы уже привыкли. Мы всѣ посрамлены и зачумлены до предѣла. И первый гадъ я. Выдавить изъ себя совковаго предателя, Швондера, совкодуя. паразита, палача, злобнаго змѣеныша, труса, стукачка антихристова духа - вотъ главная цѣль выставляемыхъ публикацій
Спасибо, таварищь господин. Хорошую Вы тему подняли. Многие книжки которые снова в школе изучают, нихто не читал. Вот министр Серега (Кравцов) сообщил, что в курс литературы,теперь на пару часов расширенный, введут главы из романа "Как закалялась сталь" и "Молодую гвардию" (без указания, что глАвы). В учебниках напишут что надо, и все будут читать учебник, а не произведение. Я сам-то "Молодую гвардию" Фадеева читал и над многими страницами недоумевал. Сравнивал. Сам-то Серега "Как закалялась сталь" чы ту "Молодую гвардию" читал ли? Очень сомневаюсь. Ну и "Тихий Дон" Шолохова. С ума сойти! А в школу пихает. А Катаева нету. А почему?
Пр выдавливание их себя чего-нибудь нихарошыва - ставшая крылатой фраза из письма Антона Павловича Чехова издателю А. С. Суворину от 7 января 1889 г.: "Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." Превратившись практически во фразеологический оборот с распоряжением выдавливания, эта фраза Чехова из письма колллеге, а точнее издателю, содержащая риторическую ситуацию без намека на исполнение выдавливания, а токмо описание писательской проблеммы, в каждую очередную эпоху жизни страны приобретала своё новое значение и звучание, отличное от первоисточника, - сообщает ru.wikiquote. Товарещы! Ничиво такова из себя нинада выдавлювать. Шо Бог дал, то й харашо. Шо нинада - само выдавится и без всяких дармоедских советов. А шо - нада - будет дано, если мы заслужим у провидения. А эти - нехай пишуть. Проходимцы! Гонорарщики! Им на наши промблеммы и до, и по и на! Врачи в царской России хорошо получали. Писатели - тоже. Можно было временами раздумывать о спасении человечества от моральной ржавчины, а не крутиться день и ночь, как рыба об лёд ради хотя бы куска хлеба для семьи и детей. Помните, как я недавно выразился по другому поводу: Учыться никадга ни поздно, найдём и абизвредним. Шоб его ум тока нам достигался. Мощно сказано. То-то! Або вы газель, або лев. Або тут газель, а там лев. Або вы газель, лев и казёл в одном флаконе, и хто вас знает, когда вы хто. А шо: не?
С Первмааем вас! Удачи! Кстати, что бы ни произошло, я считаю: Удача! Ведь могло быть куды как хуже.