Читаю [Spoiler (click to open)] Горького "Мать". Чтобы скорректировать свои оценки творчества М.Горького (именно так подписано авторство собрание его избранных произведений в трех томах: просто: Горький М. Избранные произведения в трех томах. Т.2. М.: ИХЛ, 1976. - 557 с. Ага. Нечетное число... Странно... Никакой не Максим, а просто М. Вы поняли? Ну читаю и читаю. Я ж раньше "Мать", как все мы, не чытал, а судил всё понаслышке. Натыкаюсь на это:
Однажды он (Павел Власов, гл. герой повести) принес и повесил на стенку картину - трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро. - Это воскресший Христос идет в Эммаус! - объяснил Павел. Матери понравилась картина, но она подумала: «Христа почитаешь, а в церковь не ходишь...»
Никогда такого небывало, и вот опять... Что за Эммаус, что за картина, почему не знаю. Полез искать в Гугел. Дофига картин про дорогу в Эммаус. Больше всего мне понравилась эта:
На пути в Эммаус. - И где же я нашёл такую? А на сайте Тамбовская церковь Христа Спасителя. Шо за церковь - не знаю, а интересно другое: может, кто знает, что за картина и какой художник ее рисовал, бо там не написано. Ага, вот сам еле нашёл через Гугел: Дорога в Эммаус (холст, масло)-художник Ядвига Сенько, рожденная в 1958 году. Явно, что не эта картина была повешена на стенку у Павла, хотя... Ядыига склонна к компиляции, к модернизации старых картин в своей интерпретации. Но почему именно это содержание истории Христа внёс М.Горький в свой знаменитый роман. К чему?
Эммаус - он же Нико́поль вот он причем: Есть новозаветный рассказ о двух учениках Иисуса Христа, шедших в деревню Эммаус. Опечаленные смертью своего учителя, они встретили воскресшего Иисуса в пути и не узнали его. Вечером за трапезой ученики увидели, как он преломляет хлеб и произносит благодарственную молитву, и поняли, кто перед ними. Это событие описано в Евангелии от Луки:
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на (сто) шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его… И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.
- Лук. 24:13-31
Предполагается, что одним из учеников был Лука, не только проповедник, но и писатель, врач и иконописец. На полотнах Рембрандта, Караваджо и др. художников изображена беседа Иисуса с учениками за трапезным столом в Эммаусе.
Ну и далее: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
- Лук. 24:31-53
Я это к чему рассказываю? Всё Вам скажы... Сами думайте. Загадочные это события. Неспроста такая волна поднялась. Вера в Христа стала мировой религией - христианством. В христианстве ныне около 2500 направлений разной степени массовости и известности, подчасвесьма враждебных друг другу. Вот и Тамбовская Церковь Христа Спасиителя, например, имеется. Но нет мира в христианском мире. Читайте Новый завет, размышляйте над притчами и письмами древних апостолов. Куда идём? Может, кому-то откроется.