Jan 04, 2010 17:43
Перечитываю "Картезианские размышления" Мераба Мамардашвили и он вдруг открылся мне более религиозным мыслителем, чем представлялся ранее.
При чтении первого размышления, мое внимание, в том числе, привлекло изложение того как М. Мамардашвили понимает понимание Р. Декартом того морального качества, которое "венчает у него (даже в теории, а не только в жизни) все другие моральные качества" (с. 15). В качестве данного качества называется великодушие. Вот несколько цитат, которые позволяют представить, что же это за качество в понимании Декарта - Мамардашвили:
"Великодушие - это свобода и власть над самим собой, свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит" (с. 15). "Великодушие Декарта - это способность великой души вместить весь мир, как он есть, и быть недовольным в этом мире только собой. Можно и с бандитами жить, меня не убудет, если я твердо знаю, что никогда не оказался ниже своей способности и воли распоряжаться самим собой в целях того, что я считаю лучшим. … Великая душа вмещает соседство - не убудет меня - с глупым, невежественным, преступным. Да и не там предмет ее борьбы. Предмет борьбы во мне самом. И более того, великодушие предполагает, что мир таков, что в любой данный момент в нем может что-то случиться только с моим участием" (с. 16). И еще одна мысль, сопряженная с темой великодушия: "Как всякий нормальный философ, он считал, что настолько трудно, почти невозможно, понять мир и сделать с собой жалким куском мяса, что-нибудь стоящее уважения, что где уж там заниматься преобразованием мира. Ибо ясно … - что если каждый в своей жизни сделает что-то с собой сам, то и вокруг что-то сделается" (с 17).
Обратился к Священному Писанию и обнаружил, что слово "великодушие" упоминается в Священном Писании три раза. Используется только в Новом Завете и только апостолом Павлом (2 Кор. 6, 6; Кол 1, 11; 2 Тим 3, 10). Не буду анализировать каждое из упомянутых мест, отмечу только, что, по апостолу Павлу, человек нет имеющий великодушия, во-первых, тщетно принял благодать Божию, во-вторых, полагает претыкание другим, в силу чего оказывается порицаемо его служение, в-третьих, не поступает достойно Бога, в-четвертых, не последует апостолу Павлу.
Литература:
1. Библия
2. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Издательская группа "Прогресс"; "Культура", 1993.
апостол Павел,
Мамардашвили,
о великодушии,
наброски