В известной книге св. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? Собрание писем» в 10 письме, озаглавленном в содержании книги «Всеобщность веры в бытие Божие как проявление духовной жизни», св. Феофан в частности пишет: «… выбросьте из головы, будто есть не признающие бытия Божия. … в каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наемных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она - неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом»
Полностью согласен с цитируемыми словами св. Феофана Затворника. Человек в различных ситуациях своего бытия всегда стоит перед лицом невидимого Бога. И все его беспокойства, тревоги, волнения в конечном итоге обусловлены тем, что ничто временное, видимое, земное не может устроить его. Сердце человеческое неспособно обрести покой посредством обладания человеком чем-либо в мире имеющимся. Ибо ничто в мире не может удовлетворить ту потребность, без которой человек не был бы человеком, потребность в Боге.
Бог сотворив человека фактически сделал ему такой подарок больше которого, ценнее которого ничего нет и быть не может. Господь подарил человеку Себя, ибо сотворив человека, укоренил его в Себе. Человек же в силу греха отказывается от этого Дара и пытается заместить его другим, другими, но ничто не способно заменить незаменимое. Отсюда и метания человека и неудовлетворенность его, отсюда постоянный поиск им счастья. Однако счастливым, блаженным можно быть только тогда когда ты имеешь Бога, когда непостижимым образом Бог обитает в тебе, а ты обитаешь в Нем.
Человек потеряв Бога, пытается обрести полноту бытия, пытается жить подлинной жизнью. В этих попытках проявляется та характеристика человека, которая именуется религиозностью, ибо именно благодаря религиозности человека рождается его неудовлетворенность своим бытием. Эти попытки приводят человека к построению мировых, национальных, групповых, семейных, персональных религий. Просто понимая, что подлинная религия должна обладать всеобщностью, люди порой не именуют свои персональные религии религиями. Они утверждают об отсутствии у них религиозности по недоразумению, так как не желают свое идолопоклонническое исповедание веры именовать религией. Однако раз есть объект поклонения, раз есть попытка придать каким-то ценностям статус предельных ценностей, значит, есть религия.
Прав св. Феофан Затворник: «Есть некоторые ученые, которые думают обойтись без Бога, и ведут об этом толки и речи, и книги пишут, но, когда язык и перо тачают у них такое пусторечие, сердце их же другое говорит. Они надуваются являть себя не верующими в Бога, но очень сомнительно, чтоб окончательно успевали в этом и пред своею совестью».