Ив МОНТАН - 90 лет со дня рождения.

Oct 13, 2011 21:45





Ив МОНТАН
(13.10.1921 - 9.11.1991).
Французский актер и певец.

Иво Леви в качестве творческого псевдонима выбрал сочетание Ив Монтан, который связан с тем, что мама в детстве звала сына домой по-итальянски: "Ivo, monta!" то есть "Иво, поднимайся!".

Ив Монтан, настоящее имя Иво Леви, родился 13 октября 1921 года в Монсуммано Альто, в Италии, в семье бедных итальянских евреев. Отец мальчика был членом социалистической, а затем - коммунистической партии Италии. После прихода к власти фашистов, семья Ива Монтана в 1924 году была вынуждена переселиться во Францию.

У Ива Монтана было трудное детство, с 11 лет мальчик уже работал на заводе, чтобы как-то поддержать свою бедную семью. Еще в детстве у Ива Монтана проявилась любовь к кинематографу: он экономил деньги, чтобы купить самый дешевый билет, и таким образом пересмотрел почти всю классику Голливуда. В семнадцатилетнем возрасте Иво Леви впервые вышел на сцену под псевдонимом Ив Монтан.

Родители юноши, весьма далекие от искусства люди, настороженно отнеслись к выбору сына, однако заработанные им 50 франков в неделю оказались весьма убедительным аргументом для продолжения его певческой карьеры. В конце 1938 года Ив Монтан впервые исполнил песни перед началом сеанса в кинотеатре. После того как Германия оккупировала Францию, Монтан был вынужден бросить пение и в 1940 году устроился на работу на судостроительный завод молотобойцем. Тем не менее юноша не оставлял надежду когда-нибудь вернуться к любимому занятию, поэтому продолжал репетировать дома.

Весной 1941года Ив Монтан снова вышел на сцену, и его популярность начала быстро расти. Вскоре последовали его первые турне по Франции и выступления на радио. Затем песенная карьера Ива Монтана вновь прервалась: его забрали на обязательные "Молодежные стройки", заменившие в период оккупации Франции воинскую повинность. В 1944 году Ив Монтан впервые приехал в Париж и весьма успешно дебютировал в концертном зале ABC.

Огромную роль в профессиональном росте и в личной жизни Ива Монтана сыграла встреча с несравненной Эдит Пиаф. После прослушивания и первых совместных выступлений Пиаф оказалась настолько очарована молодым певцом, что воодушевилась желанием сделать из Монтана настоящего профессионала. Оказавшись способным учеником, Ив Монтан, под опекой Эдит Пиаф, занялся самообразованием и стал обучаться манерам поведения на сцене и в обществе, полностью пересмотрел и расширил свой репертуар, ранее основанный на простеньких американских песенках. Артистичная манера исполнения Ива Монтана постепенно приобрела большую выразительность при использовании самых минимальных средств.

Пролетарское происхождение певца во многом способствовало росту популярности Ива Монтана, слушатели принимали его как своего, дистанция между исполнителем и публикой стиралась. В то же время разгорался и любовный роман между Ивом Монтаном и Эдит Пиаф, однако для них на первом месте стояла творческая карьера, поэтому страсть постепенно угасла.

С осени 1945 года прекрасная творческая пара больше не устраивала совместных концертов. На прощание Эдит Пиаф сделала подарок Иву Монтану: она открыла перед ним двери кинематографа, в который он так стремился. К тому времени в репертуаре певца появились "Большие бульвары" и "Фанатик джаза". Мелодии его песен были очень разные, начиная от меланхолических, почти мрачных, до по-настоящему бравурных. Пресса назвала Ива Монтана "одним из самых замечательных артистов со времен Шарля Трене".

В 1946 году настоящим дебютом Ива Монтана в кино стала главная роль в фильме Марселя Карне по сценарию Жака Превера "Врата ночи". Однако лента получила не самые лучшие отзывы критиков и обернулась для начинающего актера первым серьезным испытанием в его начинающей карьере. Вскоре Иву Монтану Голливуд предложил семилетний контракт и он, не раздумывая, подписал бумаги, о чем в скором времени пожалел, поняв, что попадал в кабалу на семь лет. Контракт был расторгнут, а встреча Ива Монтана с Голливудом была отложена на целых двенадцать лет.

В 1952 году Анри-Жорж Клузо подтвердил драматическое дарование Ива Монтана фильмом под названием "Плата за страх". Для талантливого актера эта картина стала кульминационным взлетом в кино и на эстраде. В 1953 году фильм получил Гран-при Международного кинофестиваля в Каннах.

Фильмы, где Ив Монтан мелькал в эпизодах, следовали один за другим: "Ночная Маргарита", "Наполеон. Путь к вершине", "Герои устали", "Люди и волки", "Салемские колдуньи, "Большая голубая дорога", представленные на суд зрителя в 1955 году. Удивительное мастерство позволило Иву Монтану наделить каждую, совсем незначительную роль подкупающим очарованием, выразительностью, необычайно стремительным темпераментом игры.

В 1959 году Ив Монтан вместе с Марчелло Мастроянни и Пьером Брассером снялся в итало-французской картине "Закон" режиссера Жюля Дассена. Фильм не получил большого успеха, а певец-актер побывав впервые на киностудии и снявшись в своем первом фильме продолжал быть одержимым карьерой в кино.

В 1960 году Ив Монтан, после долгих переговоров, дал согласие на съемки в ленте "Давай займемся любовью", где его партнершей по фильму стала Мэрилин Монро, с которой у актера вспыхнул короткий роман.Режиссер Миллер считал, что Монтан чудным образом подходил для роли в партнерстве с Монро. В каждом из актеров был внутренний мотор, который вырабатывал невиданную энергию. Он считал, что Ив Монтан станет одной из крупных звезд американского экрана. Зрителям же хотелось увидеть хотя бы на экране, как Ив и Мэрилин любили друг друга.

В последующие годы Ив Монтан продолжал играть в кино и выступать с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. Несмотря на то, что во Франции начал расти интерес к твисту и рок-н-роллу, Ив Монтан остался верен выбранной музыкальной стилистике и продолжал сотрудничество с кинематографом. Следующим появлением Ива Монтана на экране стали роли в эпизоде в картинах 1961 года: "Убежище" и "Снова прощай"; и фильмах 1962 года: "Моя гейша", и "Дон Джованни с Голубого Берега".

В конце 1960-х годов Ив Монтан с головой погрузился в кинематограф, появляясь на музыкальной арене лишь эпизодически. Работы востребованного актера зачастую приобретали ярко выраженный антитоталитарный оттенок, а его имидж все более политизировался.

В 1966 году Ив Монтан сыграл многообещающую роль в военной драме "Война окончена", которая была обречена на успех. Ее снял знаменитый режиссер Ален Рене, отмеченный несколькими высокими наградами, а партнерами Ива Монтана стали замечательные актеры: Ингрид Тулин и Женевьев Бюжоль, работать с ними Монтану было интересно.Героем фильма был руководитель подпольной испанской Коммунистической партии Диего Мора, который возвращался в Париж из Мадрида. На границе его арестовали, а затем отпустили, благодаря стараниям юной студентки Надин, дочери человека, паспортом которого Диего пользовался.

Свой яркий драматический талант Ив Монтан продемонстрировал и в 1967 году, исполнив роль Рене Клемана в ленте "Горит ли Париж?".

В 1969 году был отмечен поворот в карьере Ива Монтана. Известный актер стал чрезвычайно близок с Коста-Гавросом, у которого он снялся в политическом фильме "Дзета". По словам Ива Монтана, как серьезный актер он начался именно с этой ленты. Без сомнения Ив Монтан любил сниматься и у других режиссеров, но у них актер чаще всего играл роли соблазнителей. Ива Монтана часто приглашали на роли второго плана в таких фильмах как: "Мистер Фридом" и "Дьявола за хвост". Оба фильма производства Франции.

Имя Ива Монтана не сходило с афиш кинотеатров, актер снимался у самых знаменитых режиссеров и играл с самыми привлекательными актрисами.

В 1968 году, после подавления восстания в Чехословакии, Ив Монтан окончательно разочаровался в коммунистических идеалах и открыто сообщил об этом общественности. Далее последовал шумный разрыв с братом Жульеном и не менее шумный успех фильма 1970 года режиссера Косты-Гавраса "Признание", основанного на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. В этом же году также запомнились образы героев Ива Монтана из картин: "Красный круг", "В ясный день увидишь вечность".

В течение следующего десятилетия Ив Монтан чередовал серьезные фильмы с комедиями, такими, как "Мания величия" режиссера Жерара Ури, вышедшая на экраны в 1971 году. Ив Монтан с блеском отработал главную роль Блаза с помощью таких знаменитых актеров как: Луи де Фюнес, Алиса Саприч, Альберто де Мендоза, Карин Шуберт. Создатели сняли фильм в жанре плутовской комедии, замысловатая интрига которой завязана на противостоянии всемогущего министра Салюста и королевы Испании. Разоренного, непокорного Салюста отправили в ссылку, но он придумал коварный план, чтобы отомстить ее величеству.

В 1972 году Ив Монтан снялся в главной роли у великого французского режиссера Клода Соте в комедии "Сезар и Розали". Актер Роми Шнайдер стал партнером Ива Монтана по съемочной площадке. Картина довольно увлекательно раскрыла сюжет, в котором Розали, после развода, делила свободное время между домом своей матери, ее родными братьями и маленькой дочерью, и Сезаром - актер Ив Монтан, королем железодобывающей промышленности, человеком сделавшим себя сам. В конце фильма девушка решила оставить всех и снова быть свободной.

Ив Монтан считал себя и певцом и актером: тем и другим в равной мере. Актер восхищался Генри Фондом и весьма трогательно относился к своим французским коллегам таким как: Ален Делон, Жерар Депардье, Даниэль Отой.

Каждое воскресенье старые приятели из драмы 1974 года режиссера Клода Соте "Винсент, Франсуа, Поль и другие" собирались вместе. Друзей сыграли прекрасные актеры: Ив Монтан, Мишель Пикколи, Серж Реджани, Жерар Депардье. Их персонажи очень разные люди, у каждого свои проблемы. Винсент - Ив Монтан, разорен и должен крупную сумму денег, Франсуа наблюдал, как жена изменяла ему, Поль - писатель без собственных книг. Проблемы приходили и уходили, менялись счета в банке, любовь, карьера, вот только не менялась старая мужская дружба. В 1975 году Ив Монтан блеснул своими великолепными данными и талантом в картине "Дикарь" в главной роли.

Ив Монтан, Роми Шнайдер, Лиля Кедрова в 1979 году приняли участие в съемках сихологической мелодрамы по мотивам романа Ромена Гари "Свет женщины" режиссера Косты-Гавраса. Герой Ива Монтана - пожилой мужчина Мишель, пытавшийся примириться со смертью жены. Женщина среднего возраста Лидия скорбела в связи с кончиной любимой дочери. Печаль, мешавшая им найти общий язык друг с другом, и избавиться от одиночества, переполняла их сердца.

Ив Монтан был великим тружеником. Стендаль говорил, что итальянцы отличались от французов страстностью, а французы - тщеславием. Знаменитый актер имел и темперамент, и увлеченность, так как был истинным итальянцем, хотя всю жизнь провел во Франции.

В 1981 году в прокат вышел французский художественный фильм режиссера Алена Корно "Выбор оружия", где Ив Монтан появился в главной роли Ноэля. На сей раз партнерами замечательного актера были Жерар Депардье и Катрин Денев.Главные герои картины - Микки, убежавший из тюрьмы и нашедший убежище на ферме, и фермер Ноэль с женой. На след Микки вышла французская полиция. Ноэль оказался втянутым в абсурдные случайности и преступления, связанные с его прошлым.

Великолепный, восхитительный фильм 1982 года "Все огонь, все горит". Абсолютно без пафоса можно было назвать его фильмом о жизни. Про вечные скитания, удачи и неудачи. Жизнь официанта из одноименной ленты "Официант", где Ив Монтан блестяще отработал роль Алекса, зависил от фантазии и прихоти сценариста и его подружки, которые как раз экспериментировали с сюжетом.

В 1986 году зрителям запомнился образ героя Ива Монтана из фильма "Манон с источника".В этом же году Ив Монтан, Даниэль Отой и Жерар Депардье приняли участие в съемках драмы "Жан де Флоретт" режиссера Клода Бери. Цепь событий, преступлений и затаенных надежд в этом фильме привело к тому, что на ферме поселился наследник Жан Кадоре - актер Ив Монтан, сын Флоретты, в которую когда-то был влюблен дядя. Начитанный романтик, трудолюбивый горбун, мог бы достичь успеха, если бы не дядя с племянником, забившие и спрятавшие родник на его владениях.

К любым кинопроектам Ива Монтан стремился всем сердцем. Заманчивой для него стала и небольшая роль в картине 1988 года "Три билета на 26-ое".

Ив Монтан продолжал трудиться до последнего, до того самого дня, когда его сразил инфаркт во время съемок фильма 1992 года "ИП 5: остров толстокожих" режиссера Жана-Жака Бенекса. Ив Монтан великолепно сыграл свою последнюю роль Леона в окружении таких актеров как: Оливье Мартинес, Секку Салл, Жеральдин Пелас, Колетт Ренар.

По сюжету ленты, старик - он же Ив Монтана, судя по документам найденным у него, сбежавший из дурдома, искал озеро "мастодонтов" и нимфу, в которую был влюблен в детстве. В его вещах ребята нашли карту с обведенными красным цветом озерами, пистолет "люггер" с тремя патронами, а сам старик умел залечивать раны, стоять под дождем в озаряющем его свете - странный старичок.

И странный, очень странный фильм - ждешь, ну вот хоть что-нибудь должно начаться, но фильм тянется, тянется... Герои, правда, постепенно привязывались друг к другу, но только почти в самом конце. Все встало по своим местам, в сюжете появился смысл, поэзия, раскрылась тайна. Но было ли это достаточным вознаграждением для терпеливого зрителя, если речь шла не о поисках сокровищ, а просто о человеческой судьбе, доброте и любви?...

В картине умер герой Ива Монтана, на съемочной площадке перестало биться сердце выдающегося актера. "Я всем актерам желаю только такой смерти" - сказал тогда гениальный Жан-Жак Бенекс.



image You can watch this video on www.livejournal.com



юбилей, серебрянный шар, любимые иностранные кинофильмы

Previous post Next post
Up