Отличный "слоеный" фильм, где за добротным бертоновским фэнтези прячется история о подростках, взрослении, непохожести на других и попытках найти свое место в мире. И самым главным финалом становится вовсе не победа добра над злом (зло здесь какое-то фриковатое, несколько лубочное и оттого не очень страшное, несмотря на любовно снятые сцены поедания глаз), а то, что каждый из персонажей понимает для себя что-то важное. Один - осознает ценность того, кто незаметно рядом, другой - что не такой лузер, как пытается его убедить общество, третья - что любовь не равняется слабости - и т.д. и т.п. В этих открытиях и изменениях и есть основная ценность всего происходящего - а вовсе не в умении метко стрелять из арбалета, что нашему герою никак не удается)
Вообще тема непохожести здесь очень сильна. Я бы даже рискнула провести параллель с любимейшим "Домом в котором" Мариам Петросян. Нет, в сюжетах нет ничего общего, но вот эта группа "не таких" детей, которые в связи во своими особенностями в чем-то ограничены, вынуждены прятаться и жить в изоляции, пытаясь при этом не только выжить, но и найти себя и свое место - они чем-то похожи. И не важно, какие именно "особенности" у них - отсутствие рук или зубастый рот на затылке - они не такие, и с этим нужно уметь жить.
А визуальная составляющая на высоте. Подводные сцены просто прекрасные, "непохожесть" каждого из детей выписана буквально с любовью (хотя если летающую девочку спускать на веревке вниз, юбка все-таки должна развеваться вверх - извините, физика, такое дело)), даже нелюбимая мной Ева Грин здесь удивительно хороша и к месту. А вот на отрицательных ("пустоты", злодеи) и нейтральных, "серых" (родители) персонажей любви как-то не хватило. Понятно, что скучные "предки" просто обязаны оттенять яркий мир необычных и особенных, а вот за что такое невнимание к, собственно, сюжетообразующему злу - не очень понятно. Здесь, собственно, для меня основной запотык (до полноценного минуса не дотягивает) - прекрасный Сэмюэл Л. Джексон снова, как в "Kingsman: Секретная служба" делает из главного злодея полуанекдотическую фигуру. Понятно, что многолетнее сотрудничество с Тарантино, специализирующимся на сочетании чернухи с гэгами, в карман не спрячешь, но ведь, что обидно, Джексон-то умеет всяко - зачем бесконечно упихивать актера в один образ этакого американского Весельчака У? От этого он и по-настоящему опасным не кажется (несмотря на руки-ножи и прочие приспособы), а смотрится противным уродцем. Да, такого, конечно, и убить не жалко - но и противостоять как-то глупо. А "пустоты" - такие классические безглазые монстры, что даже скучно.
И отдельно хочется сказать про детей-актеров. Ева Грин и Сэмюэл Л. Джексон, конечно, звезды и молодцы, но фильм сделали дети. От маленьких, которые именно играли, а не просто светили мордашками, до полувзрослых, сложных и неоднозначных персонажей - отдельный респект Финли Макмиллану и его персонажу с библейским именем Енох (в русской озвучке почему-то Енок, странные люди) и, конечно, актеру главного героя, совершенно негламурному Эйсе Баттерфилду. Пожалуй, только у персонажа Эллы Пернелл некоторый перебор с белокурыми локонами и прочей красотой, но она героиня романтической линии, ей простительно. А остальные все на редкость живые и - нет, не обычные - но нормальные, человеческие. И это очень здорово.
Вот что мне совсем непонятно - это маркер "16+". Это же фильм, собственно, о подростках и как раз подросткам его посмотреть и стоит больше всего. И, главное - с чего? В конце есть 1 (прописью - один) поцелуй, насилия не больше, чем в любой сказке, ну, глаза - да, но это скорее противно, чем страшно. Непонятно, с чего обездолили детей.
Впрочем тем, кому больше шестнадцати очень даже стоит) Фильм действительно отличный, один из лучших у Бертона. Нет, "Крупную рыбу" с моего личного пьедестала он не подвинул, но встал где-то рядом. А Эйса Баттерфилд временами неуловимо походил на молодого, времен как раз "Крупной рыбы", чудесного Юэна Макгрегора. Буду считать это предзнаменованием большого будущего.