Посёлок ХТЗ (соцгород)

Jan 19, 2013 14:04

Оригинал взят у ngeorgij в Посёлок ХТЗ (соцгород)

Посёлок ХТЗ (соцгород)- жилой район, предназначенный для проживания рабочих Харьковского тракторного завода, исторически размещенный за чертой Харькова (8 км от города на момент постройки), и включающий в себя инфраструктуру, обеспечивающую быт и досуг персонала ХТЗ.


Составление проекта посёлка было поручено коллективу Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР под руководством профессора П.Ф.Алешина.

Хронология работы над проектом:                  
27 декабря 1929 года архитекторы получили заказ на создание проекта;                             
17 января 1930 года была закончена подробная программа проектирования соцгорода.    
28 марта 1930 года эскизный проект посёлка был готов.
В апреле вся работа по составлению проекта соцгорода была передана в организованный в это время Харьковский филиал Гипрограда УССР.                                                          
Закладка посёлка состоялась в мае 1930 года.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту, «…социалистические города ... представляют собой законченной организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца... Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности». В "Задании на составление общего проекта планировки и застройки социалистического поселения при Харьковском тракторном заводе" авторы формулируют основное требование к новому городу, выстроенному на полном обобществлении бытовых функций и коллективизации общественной жизни: "Поселение должно всей своей планировкой обеспечить наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический".

Как же эти принципы воплощались в проекте соцгорода «Новый Харьков»?
Прежде всего следует отметить, что проектируемый соцгород должен был быть рассчитан на 120 тысяч человек, поскольку рядом с ХТЗ  предусматривалось размещение ещё 14 различных промышленных предприятий.  Для расселения необходимого числа жителей предусматривалось создать 36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом. Принимая за основу положение о том, что каждый жилой комплекс должен иметь все первичные элементы обслуживания, а интересы детей являются главенствующими, "вопрос о размере населения жилкомплекса решался исходя из численности детского населения и нормального состава школы в 280 человек. Эти соображения предопределили планировочное решение соцгорода - «каждый жилкомбинат требует одной школы-семилетки, здания яслей и двух детских садов».


488. План-схема жилого комплекса.



489.
Исходя из этого, для размещения жилых комплексов были выбраны наиболее спокойные с точки зрения рельефа участки размером 350 на 256 метров. При этом была использована строчная схема застройки: «город не знает дворов и порывает с традицией растягивания жилых строений вдоль городских улиц". Большинство сооружений ориентировано продольной стороной перпендикулярно Чугуевскому шоссе под углом 26° по отношению к меридиану. Такая ориентация явилась оптимальной и по отношению к господствующим ветрам, и для создания наилучших условий инсоляции (освещения солнечными лучами).


490.
Авторы проекта сознавали, что выбор строчной схемы застройки повлечёт за собой некоторую монотонность, однообразие планировки и следует предусмотреть меры, которые если и не устранят, то хоть частично скомпенсируют, ослабят их проявление. Среди предложенных мер можно отметить:                                                                                          
-  контрастное сочетание зданий различной этажности: общественные сооружения проектировались высотой в 1-2 этажа, жилые дома - 4 и 7 этажей. Все они на уровне второго этажа по проекту объединялись крытым переходом, что, кроме создания комфортабельных условий для обитателей, позволяло рассматривать разноэтажные объемы на территории квартала в виде единого целого;                                                           
-  для создания большего разнообразия в решении композиции отдельных жилкомплексов, было разработано четыре варианта планировочного решения кварталов в зависимости от их местонахождения; 


491. Схема застройки посёлка ХТЗ

-  было предложено здания, из которых складывается тот или иной жилой комплекс, располагать на
различном расстоянии от красной линии, с помощью чего создавались бы озеленённые курдонеры;
-  немалая роль в создании неповторимого облика соцгорода отводилась использованию особенностей ландшафта. Например, в овражистой части поселения был запроектирован парк культуры и отдыха, а также больница, санаторий и дом отдыха. В центре поселка, где наблюдалось некоторое понижение рельефа, градостроители предложили создать административно-культурный центр. Этот участок площадью около 4 гектар был решен в виде открытого амфитеатра "как центр, как аудитория, как место больших собраний всего населения города" с возможностью разместить здесь 40-60 тысяч человек. Проектом предусматривалось соорудить тут здания горсовета, театра, многофункциональный дом для собраний, Дворец культуры и Дворец труда, Дом прессы, Дом почты и телеграфа, здание радиотеатра, Дворец физкультуры и стадион. Центральную зеленую полосу, идущую параллельно Чугуевскому шоссе и решённую в виде бульвара, предлагалось застроить зданиями гостиниц, а также музея и кинотеатра. На вторую очередь намечалось строительство зданий оперного театра, детского клуба, планетария и ряда других учреждений.

Как же был реализован этот проект?
Приведу небольшой фрагмент из статьи в архитектурном журнале 1939 года, который даст представление о, так сказать, "промежуточном" результате:    
 "Восемь лет тому назад, на месте настоящего промышленного района, было чистое поле. Теперь же район, названный именем умершего любимого наркома С.Орджоникидзе, насчитывает свыше 65.000 заводского населения…Район, который начал здесь создаваться на основе генерального плана реконструкции Харькова, отобразил в себе все этапы развития нашей архитектурно-строительной практики последних лет. И пять основных кварталов ХТЗ, возведенных по принципу „модной" на время начала строительства (1930-1931 гг.) „строчной" застройки, имеют непривлекательный вид
…Пятьдесят жилых 4 и 5-этажных корпусов обращены торцами к главным уличным магистралям. "Гипроград", который предложил этот тип квартала, совершенно проигнорировал в своем проекте элементарнейшие бытовые нужды рабочих, которые живут в этом городке. Достаточно сказать, что выпали из поля зрения такие „мелочи", как стирка и сушка белья, как места отдыха взрослого и детского населения, организация внутриквартального пространства, планирование путей, тротуаров и т.д. И вообще, в отношении посёлка ХТЗ миссия "Гипрограда" свелась к механическому размещению жилых корпусов в кварталах (во многих случаях - даже без учета рельефа участка)" nbsp
    Дальше автор статьи  пишет о той работе, которую необходимо выполнить и которая самим заводом выполняется для благоустройства посёлка: 
   "Начиная с 1932 г, завод настойчиво работает над архитектурно-планировочным оформлением района и исправлением ошибок проекта. Каждый год ХТЗ вкладывает огромные средства на благоустройство, на жилое и культурно-бытовое строительство. За последние годы завод обогатился большим количеством объектов, которые имеют первостепенное архитектурное значение для этого района города. Уже сегодня на ХТЗ закончено благоустройство 1-го и 2-го жилых кварталов, закончено строительство детских садиков и яслей, научно-технической станции завода, столовых, ресторана, осуществлено архитектурное оформление главной конторы завода…Частично закончен большой  жилой дом на 300 квартир с магазинами на 1-м этаже, строятся дороги, тротуары, здание райсовета".

Среди основных причин, приведших к  отставанию от сроков, к необходимости корректировки в сторону упрощения первоначального проекта назывались сложность общей композиции генплана, конструктивная сложность ряда решений проекта, что в комплексе создало очень непростые условия для выполнения большого объема строительных работ за довольно короткие сроки.  Это, в свою очередь, приводило к удорожанию и перерасходу строительных материалов, срыву сроков строительства. Вследствие проблем с финансированием пришлось отказаться от плоских крыш корпусов и тёплых переходов между зданиями.

о войны предусмотренную проектом застройку удалось реализовать в четырех кварталах, где были размещены четырехэтажные секционные дома для семейных, семиэтажные - дли одиноких,  детские дошкольные учреждения - дома со скромными фасадами, оформленными полосами из красного и силикатного кирпича. Выложенные недавно в интернете немецкие аэрофотоснимки посёлка дают представление об объёме строительных работ, выполненных фактически за десять предвоенных лет.



492. Слева - аэрофотоснимок посёлка в 1941году, справа - снимок со спутника в наши дни.

В послевоенные годы район продолжал застраиваться, особенно активно - в восточном и южном направлениях. На западе поселок слился с общей застройкой города, утратив свою обособленность. В застройке микрорайонов получили отражение характерные черты различных этапов проектно-строительной деятельности: можно увидеть и фасады домов, выполненные из красного и силикатного кирпича без штукатурки, украшенные декоративными деталями классического характера (1948-1951 гг), и построенные впервые в Харькове в 1961 году пятиэтажные крупнопанельные жилые дома, и современные крупнопанельные высотные здания. Но сохранились,  пусть и в реконструированном виде, некоторые общественные здания, построенные в начале 30-х годов - детский садик,  ясли, клуб-столовая, баня, школа.



493.  Детские ясли  на ул. Бекетова.  (1930 - 1932 гг).   Бригада архитекторов под рук. П.Алешина.



494. Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция). Бригада архитекторов под рук. П.Алешина.


495. Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция).


496.  Бывший детский сад на ул. 17-го Партсъезда (ныне Санэпидемстанция).



497.  Бывший клуб-столовая для рабочих ХТЗ, расположенный по адресу пер. Мира, 3. Архитекторы - А. Э. Аль и А. И. Тарусов. Здание построено в стиле конструктивизма.


498. Дворец бракосочетаний, бывший клуб-столовая для рабочих ХТЗ, расположенный по адресу пер. Мира, 3. Архитекторы - А. Э. Аль и А. И. Тарусов. Здание построено в стиле конструктивизма. После реконструкции, выполненной по проекту архитектора И. А. Данильченко и художника Ю. И. Самохвалова, здание сохранило прежний облик. Интерьеры приобрели торжественный вид (худ. В. А. Купцевич, Е. М. Хобачев, С. Е. Лунев, В. С. Нестеров). Автором витражей является художник И.П. Мицкевичюте.



499. Бывший клуб-столовая ХТЗ по пр. Фрунзе, 6. Ныне - Клуб Строителей ДСК-1


500. Бывший клуб-столовая ХТЗ по пр. Фрунзе, 6. Ныне - Клуб Строителей ДСК-1



501. Школа ХТЗ на пр. Орджоникидзе, 9. Арх. Шумилин А.А. (1932 г)



502. Школа N 113 на пр. Орджоникидзе, 9. Арх. Шумилин А.А. (1932 г)



503. Баня на ул. 17-го Партсъезда, 13. Арх. Крупко П.З. (начало 1930-х гг)



504. Тракторозаводской рынок на ул. Бекетова, 1



505. Пр.Орджоникидзе.  Жилой дом в одном из  первых кварталов,  застроенных по проектам бригады архитекторов под рук. проф. П.Ф.Алешина  (1930 - 1932 гг)



506. Третий квартал (проект). Арх. Лымарь Е.А.



507. Вход в квартал жилых домов с тротуара в посёлке ХТЗ. Арх. Плотников В.В.



508.    Согласно проекту, каждый из четырёх  жилых кварталов планировалось создать в виде единого целого, для чего все сооружения, входящие в квартал, должны были быть объединены между собой крытыми стеклянными переходами. Правда, эти переходы так и не были построены, хотя в зданиях для них и были заложены соответствующие ниши.
    Ярким примером такой планировки является комплекс домов из дома  N 20  по улице Мира и дома N 19 по параллельной ей улице 2-й Пятилетки. Он занимает целый квартал. В нём размещены все объекты, требующиеся для нормального существования (аптека, магазины).



509. Жилой дом N 20  по улице Мира (1930-е гг).



510. Жилой дом N 18 по улице 2-ой Пятилетки



511. 11-й квартал посёлка ХТЗ. Арх. Маторин А.Д. (1950-е гг)



512. 11-й квартал посёлка ХТЗ. Арх. Маторин А.Д. (1950-е гг)



513.   Жилой дом на ул. Второй пятилетки, 19. В средней его части первоначально размещался Детский клуб   ХТЗ (в 1992 году переименован в Детский дворец культуры ХТЗ). Арх. Маторин А.Д. (1954)



514. Больница ХТЗ. Ул. Луи Пастера, 2. Типовой проект. Привязка выполнена арх. Маториным А.Д. (1950-е гг)



515. Магазин "Океан". Пр. Орджоникидзе, 41



516. Комбинат бытового обслуживания на пр. Косиора



517. ДК ХТЗ. Проспект Орджоникидзе, 6. 
  Открыт в ноябре  1967 г. В 1991 г  переименован во Дворец культуры и техники ХТЗ. 
(Типовой   проект ЦНИИЭП  зрелищных зданий - Москва. Привязка и доработка - арх. Ф.М.Коваленко,  Э.Н.Бельман при участии И.П.Самохваловой).




518.   Дворец детского и юношеского творчества Орджоникидзевского района (бывш. Дворец пионеров). Пр. Косиора, 162.  Арх. Цейтлин Б.Л., Ракитская Г.И. ( Первая  очередь -   ок. 1972 г)



519. Парк им. Маяковского - полукилометровая зелёная полоса между Московским проспектом и улицей Мира. Заложен в 1930-е годы.
Характеристика парка на сайте "Парки города Харькова":
"...Просто можно посидеть в тишине. Мало прохожих. Количеством лавочек особо не отличается, но посидеть можно. И особой чистотой парк не отличается. Самое чистое место - в районе аттракционов. В парке можно покататься на каруселях, электромобилях, взглянуть на парк с высоты чертового колеса. Цены на развлечения, можно сказать, низкие. Рядом метро "ХТЗ", маршрутки. Ходят слухи, что на месте этого парка будет строиться жилой массив".



520. Улица 2-ой Пятилетки



521. Александровский сквер на проспекте Фрунзе (фото Светланы Росинской)



522. Храм Святого Священномученика Александра Архиепископа Харьковского  на пр. Косиора.  Храм построен к 350-летнему юбилею  города в 2004 г. В его архитектурном решении использованы формы и цвета, характерные для украинского барокко.    Авторы проекта - архитекторы М. М. Киреев, А. В.Ткаченко, П. Г. Чечельницкий, Ю. М. Шкодовский. (фото Светланы Росинской)


523. Памятник первому Трактору переехал на новое место



524. Пересечение проспектов Фрунзе и Косиора. Ближайшая перспектива



525. Планы и реальность. Итоги



Схема посёлка ХТЗ

Литература:
Алёшин В.Э. "Развитие представления о социалистическом поселении в градостроительстве Украины в 1920-х - начале 1930-х годов" иссертация на соискание степени кандидат архитектуры.

история, харьков, хтз

Previous post Next post
Up