Андрей Сахаров современному поколению больше известен как ярый правозащитник и страдалец от коммунистического режима. Но первоначально этот человек имел от того режима все мыслимые и немыслимые возможности «удовлетворять свою научную любознательность за общественный счет». И, находясь на вершине академического Олимпа, получил три звезды Героя Советского Союза за водородные изделия.
При этом будущий лауреат Нобелевской премии мира активно продвигал собственный разработанный проект подводного размещения сверхмощных ядерных боеголовок вдоль американской морской границы. Их взрыв мог поднять волну высотой 200 метров и затопить потенциального противника. И лишь после ссоры с самим Н.С.Хрущевым по поводу испытаний, начался иной период в его жизни вдали от академического Олимпа и привилегий, а также глубокое осмысление смысла жизни.
В 1970 году Андрей Дмитриевич и его вновь обретенные товарищи создали Комитет прав человека, с большинством которых он ознакомился впервые. Одной из массовых идей была свобода религии.
До этого было известно, что, как человек творческий и свободолюбивый, чуждался тяготившей его обрядовости. В дальнейшем, осмысливая проблему религиозного вероисповедания, он отмечал, что ему значительно помогло в этом общение с представителями различных религиозных суждений - людьми одухотворенными, чистыми и искренними.
Верил ли сам Сахаров в Бога? Судя высказываниям последних лет, формально верующим он ведь не был. В то же время считал, что во всем бытии имеется какой-то внутренний смысл. И в определенной мере называл это свое ощущение теплоты в мире духовным чувством.
Религию Сахаров даже считал немного бунтарской. Несмотря на это, к духовным вопросам относился достаточно серьезно как к важной части человеческого сознания. Именно поэтому был большим сторонником свободы вероисповедания, но боялся религиозного фанатизма и клерикализма.
В настоящее время, согласно Конституции, Россия является светским государством, в котором гарантируется свобода совести, вероисповедания или же право не исповедовать вовсе никакой религии. Сейчас любой имеет свободу выбора и распространения религиозных и иных убеждений, может действовать в соответствии с ними, не нарушая прав и свобод других граждан.
Однако свобода, как шампанское, бьет в голову. Особенно духовно не окрепшим людям. Отсюда наше, да ведь и не только российское, но и мировое стремление, не вникая в суть и отмечать все что угодно!
Так в жизнь многих стран вошли религиозные праздники восточных культур. Недавно мы со всем миром отметили наступление Года Дракона. Хотя, по восточному календарю, он вступает в силу только лишь в конце января. Люди, далекие от истинной веры, готовы верить и в конец света по прославившемуся календарю майя, отмечать День Святого Валентина и святых Петра и Февронии. Заодно практически все россияне празднуют католическое и православное Рождество, а также новый и старый новый год. Но это не вера, а повод.
Свобода религии привела к тому, что чувства душевной святости и истинного сознания веры постепенно уходят в небытие. Одни люди слепо следуют всем устоявшимся традициям, другие - просто отдают дань духовной «моде», третьи - ищут повод для очередного застолья. За такую ли свободу религии выступал Сахаров?