Что вы чувствуете, встречая, допустим, на прогулке или в транспорте, инвалида? Какие мысли приходят в вашу голову, когда вы внезапно сталкиваетесь взглядом с человеком, сидящим в инвалидном кресле?
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни, возможно, всего на несколько секунд, пусть почти не осознанно, ощущал в этот момент страх. Он может быть почти незаметным за другими чувствами: состраданием, жалостью, досадой, любопытством, равнодушием… Но он все же есть.
Не важно, рождается ли в вас желание помочь или желание поскорее заняться своими делами и забыть об этом эпизоде… Думаете ли вы о том, что являетесь все-таки еще очень счастливым человеком или о том, что жизнь вообще безжалостна и у каждого есть свои проблемы … Страх все равно остается.
Страх, что ты можешь оказаться на месте этого человека. Страх, что нечто подобное может произойти с тобой или, что еще хуже, с твоим ребенком. Страх для жителя нашей страны совершенно обоснованный.
Рассказывать о том, какой станет твоя жизнь, если случится непоправимое, в России никому не надо. Даже в XXI веке инвалидность продолжает оставаться одной из худших участей, способных постигнуть гражданина РФ. «Лучше умереть, чем остаться калекой», - это вам у нас любой скажет.
Инвалидом в нашей стране является примерно каждый десятый человек, но, по сути, - этих людей нет в нашем обществе. Для большинства они не существуют. Что вполне логично - фактически, эти люди похоронены заживо. Потому что для того, чтобы быть, нужно хотя бы иметь возможность выбраться из собственного дома.
Вот только если бы вы попытались рассказать об этой проблеме жителю другой развитой страны, к примеру, американцу, то вас, скорее всего, не поняли бы. А еще вернее - предложили бы вам материальную помощь, самого вас приняв за инвалида - «disabled person», человека с ограниченными возможностями, как там принято говорить. И не во многом бы ошиблись. Потому что инвалидов инвалидами делает вовсе не воля рока, а люди, живущие рядом с ними.
Если мы будем называть вещи своими именами, то придем к выводу, что люди с ограниченными возможностями составляют не 10% нашего общества, а едва ли не все 100%. У тех, кто проектирует в нашей стране дома, лестницы и лифты в них, у тех, кто устанавливает перила и укладывает тротуары, совершенно не приспособленные для инвалидов (не приспособленные для 10% населения!), очевидно, полная потеря зрения. У тех, кто равнодушно проходит мимо инвалида, нуждающегося в помощи, не только нет рук, но и есть серьезные проблемы с душевным здоровьем, потому как сострадание в норме заложено в человеческую природу. У тех, кто считает, что он платит налоги государству - и этого достаточно, налицо умственная отсталость. Тот, кто уверен, что он ничего не сможет сделать, чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию, - определенно парализован.
В числе наиболее «тяжелобольных» - не только российские чиновники, но и предприниматели. Ведь одной из главных проблем инвалидов в России является проблема трудоустройства.
Как вы думаете, почему ее нет в той же Америке? Совсем не потому, что руководители компаний по закону обязаны принимать на работу инвалидов, в независимости от того, хотят они этого или нет. Не обязаны. К тому же, это несет для западных предпринимателей определенные хлопоты: они вынуждены модифицировать здание своего офиса «под инвалида», если хотят его трудоустроить.
Просто американские бизнесмены понимают: однажды вложившись в инфраструктуру здания, компания сможет получить не просто высококачественных специалистов, но, что особенно важно, благодарных, верных и преданных сотрудников, работа которых будет приносить ей прибыль на протяжении многих лет. Возможно, эти люди будут чем-то не похожи на своих коллег, но их работа сможет оцениваться по тем же критериям, что и работа остальных. А главное, каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимума из того, на что способны.
Потому что, на самом деле, это они, те, кого мы считаем инвалидами, и есть люди с неограниченными возможностями. Просто нужно им совсем немного помочь. Хотя бы для того, чтобы самим жить без страха.