"И останутся как в сказке, как манящие огни
штурмовые ночи Спаска,
Волочаевские дни...."
гимн дальневосточных партизан
я думала, что закончила тему "наших в Антарктиде"
ан нет..
Как вы помните, наши сахалинские лайки трижды покоряли Антарктику: в экспедиции 1911 года с Дмитрием Гиревым, в японской экспедиции 1912 года Сирасэ Нобу (с сахалинскими каюрами из айн) и японской антарктической экспедицией 1957-58 года, героями которой стали собаки Таро и Дзиро-Дзиру. Но мало этого...в этой экспедиции и корабль был почти "наш"
В 1936 году СССР заказал в Японии три грузовых судна - "Комсомолец", "Большевик" и "Волочаевец". Заказ, впрочем, не выкупили, и спущенный на воду в 1938 "Волочаевец" остался в Японии под именем "Chiryo Maru". В 1940 его переименовали, назвав в честь одной из северной префектур Хоккайдо "Souya", и передали в состав ВМФ Японии в качестве транспорта боеприпасов. Чудесным образом пережив войну, в 1956 судно было переоборудовано для использования в полярных районах. С 1956 по 1962 "Souya" шесть раз ходила в Антарктику, приняв самое активное участие в организации японской антарктической станции "Showa" на Земле королевы Мод. В навигацию 1957/58 годов в тяжелейших погодных условиях "Souya" с трудом смогла выбраться из Антарктики. В феврале 1958 года Японией был отправлен ледокол Соя в повторный рейс в Антарктику. Цель состояла в том, чтобы заменить группу людей из первой экспедиции, прибывшей ранее и находившейся в это время на антарктической базе Shouwa и состоящей из 11-ти человек. По мере того, как Соя приблизилась в пункту назначения, погодные условия заметно ухудшились, сделав невозможным полноценный доступ к базе. Поэтому командованием корабля было принято решение не заменять группы, а попросту эвакуировать первую группу на ледокол и вернуться в Японию. Поскольку на ледоколе был спасательный вертолет, группу из 11-ти человек успешно эвакуировали с базы Shouwa, но им пришлось оставить на базе 15 собак, сахалинских хасок, поскольку вес людей и собак был слишком велик для вертолета. Собак привязали к цепи, чтобы они не разбежались и дождались возвращения вертолета для их эвакуации. К сожалению, по возвращению на ледокол стало ясно, что топлива на второй заход у вертолета не хватит. И, несмотря на протест членов первой группы, командованием корабля было решено оставить собак на базе антарктической базе Shouwa, привязанными к цепи, всего лишь с недельным запасом еды...
Две собаки, Таро и Дзиро, сумели пережить зиму и встретили корабль на следующий год, став японскими национальными героями.
С 1962 по 1978 "Souya" работала на Хоккайдо ледоколом, после чего встала на вечный прикол рядом с токийским морским музеем, построенным на искусственном острове Одайба.
Ура нашим партизанам!
марка посвящённая мужеству наших "гавчиков"
памятник в честь сахалинских лаек
Таро и Дзиро
Фильм посвящённый им, с прекрасной музыкой Вангелиса
Материалы использованы отсюда:
http://porco.livejournal.com/358329.html http://www.bmwclub.ru/vb/showpost.php?p=7337388&postcount=854 - здесь есть замечательные саунд-треки к фильму