Мой «негероический» дедушка.

May 09, 2016 21:01


С войны вернулись оба моих деда. Первый, по материнской линии, Дед Лёша, Алексей Филимонович, проработал потом в Уссурийске, на железной дороге машинистом, за свой труд был награждён государственными наградами. Второй - по отцовской, дед Гена, Георгий Никанорович, прожил свою жизнь в Амурской области, в деревне, проработав в колхозе и на шпалопропиточном заводе.
У первого деда было много воинских наград. Доброволец, в 1942 году по достижению 18-тилетнего возраста, он служил в качестве радиста в разведбате гвардейской миномётной дивизии. На ставших впоследствии легендарными «катюшах». Участник Карельского фронта, Висло-Одерской операции, лично видевший Жукова, получавший ранения. Он много рассказывал внукам о войне: о том, какая нелегкая и она была,  о том, как надо было быстро собрать рацию и уйти после сеанса связи, иначе запеленгованное место могло быть разбомблено и о том, как его однополчанин со смешным именем Михаил Гуливера выносил его на себе раненым. Было время, я  переписывался с ним, ставя вместо букв точки-тире - мне нравилось играть с дедушкой в разведчиков, используя азбуку Морзе.
Второй дед про войну рассказывал скупо. Он вообще был довольно скромным человеком, предпочитая больше делать, чем говорить. Мы вообще одно время не верили, что всю мебель в доме, резную, с художественной аппликацией и всякими вензелёчками дед сделал своими руками. Медали надевать он не любил, ограничиваясь лишь небольшой наградной планкой, так что нам было даже непонятно, за что его награждали.
«Вот дед Лёша - он герой», думал я - А дед Гена… он тоже очень хороший, но какой-то… негероический.»
Лишь спустя время, с рассказов отца, я начал понимать, что деду было, что сказать нам,просто тогда в силу нашего возраста бы сами мало, что поняли.
Воинская службадля дедушки Гены началась за год до войны, в 1940, по призыву. Он окончил курсы водителей и прослужил всю войну в автобате, развозя боеприпасы и продовольствие для частей. Мотало его по фронтам много и часто. Что он мог рассказать нам? Вёз, довёз, увёз. Оружие было, но ни в кого не стрелял. Много ли бы мы, тогдашние школьники начальных классов поняли, если бы он рассказал, что чувствует водитель, везя боеприпасы под обстрелом? Или когда он, «весь такой чистенький», вёз окровавленных и обгорелых раненых до ближайшей медчасти, стараясь ехать и быстро, чтобы успеть, и медленно, чтоб не растрясти, и аккуратно, чтобы не «убить» машину? Или когда один из сослуживцев после трех суток без сна уснул за рулём и не смог проснуться, даже когда командир выстрелил около его уха? Нам тогдашним сытым детям победившей страны было бы тогда непонятно как это - когда командир матюками приказывал водителям не (!) делиться пайком с беженцами из того же Ленинграда. Потому как водителю нужно беречь силы для следующей поездки, а голодные и обессиленные люди, могли погибнуть, переев даже весьма скудного куска хлеба. Водители и хотели бы послушаться своё начальство, но при виде огромных детских глаз смотрящих на людей с Большой Земли рука сама тянулась к сидору или в карман в поисках ну хоть какого-нибудь сухаря.
Он и отступал вместе с фронтом и наступал. Мёрз на морозе и парился при жаре.   Сменил не одну машину. Было дело и в него стреляли. Надрывался при погрузке и шептал мотору «вытяни, ну пожалуйста!» слыша вой немецких бомбардировщиков. Обычный и неприметный рабочий войны, один из многих бойцов, выполняющих свою тяжёлую работу.
Он демобилизовался спустя год после окончания войны - хорошего водителя не хотели отпускать. Сумел найти и собрать раскиданных войной родственников, осесть в деревне. Он воспитал двоих детей, один из которых стал моим отцом и человеком, которого я безмерно уважаю.
Мы не можем сейчас сказать, чей снаряд оказался «золотым», чей выстрел оказался решающим, чей приказ привел победе в локальном бою, позволивший одержать победу в той войне? Что переломило страшную силу войны, сдвинуло чашу весов? Быть может, это был парнишка-токарь, ночующий у станка, летчик, привезший необходимые разведданные или обычный водитель, чей грузовик успел вовремя к передовой.
Является ли мой дед героем? Да. Естественно. Все советские люди того периода были героями. А нынешний день - лишь дополнительный повод сказать им «спасибо». Дедушка Алексей и бабушка Алла! Дедушка Георгий и бабушка Софья! Я вас помню! Я вами горжусь! Я вас не подведу…


Есть чем гордиться!, праздники, Мои детки

Previous post Next post
Up