Сериал «Ведьмак». 1 сезон.

Jan 04, 2020 17:33



Посмотрел. И сейчас меня просто рвёт на части и потряхивает. С одной стороны - наконец-то сняли сериал по одной из любимейших книг и вроде как даже с размахом. С другой стороны… м-да.
С творчеством Сапковского я познакомился давно, ещё в студенчестве. В одном журнале как-то напечатали несколько переводных рассказов (в 90-е на рынок хлынула масса зарубежных книг разной степени качества) в том числе и рассказ про какого-то ведьмака по имени Геральт, который расколдовывал проклятую принцессу Адду. Рассказ поразил. В отличие от Толкиена, Муркока, Ле Гуин и прочих герои рассказа были грубы, в чём-то циничны, прямолинейны. Это была взрослая фентези. В которой если персонажу хотелось ругаться, он ругался, а если трахаться - трахался. Без каких-либо высокопарных слов. Я рассказал о Сапковском своим друзьям, а те по началу даже отмахнылись: ну что такого могут написать поляки? А позже мы ловили новые книги про Геральта на книжных развалах и читали взахлёб. Спасибо «Азбуке-фентези», кстати.
Весь книжный сериал прочитал мною неоднократно. Раз восемь точно. Очень радовало, что в книге нет явно положительных или отрицательных героев. У персонажей просто разные интересы, разные представления о жизни и мироустройстве, согласно которым тот или иной герой действует и говорит. Очень радовало, что персонажи не произносят высокопарных слов, а если и произносят, то сразу найдётся посторонний, который сие обстебает. Как любителя «ручек» (Доктор, мой муж сошел с ума! Он, когда чай выпивает, съедает ещё и кружку! Только ручку оставляет! - Действительно, сошел с ума! Ведь ручки - это самое вкусное!) я просто пищал на отсылки и пасхалки к нашему миру - помимо переосмысленных и переделанных «хвостов» из сказок Андерсена, Перо и Гримм, описывалось куча всяких нюансов и мелочей, которые вроде бы и не влияли на сюжет, но украшали и оживляли его. Гномы, в частности, добывали в горах не алмазы, а кристаллический уголь, а в подарок могли подарить не изумруд, а «всего-навсего» алюмосиликат бериллия.
Мир ведьмака в книге - это мир одновременно и узнаваемый, и оригинальный. Уникальный, тщательно проработанный и очень привлекательный.
Но перейдём к киносериалу.
Сразу скажу, что ещё с момента выхода трейлера махнул рукой на стероидного ведьмака, чернокожую дриаду и цыганскую Трисс Меригольд. Фиг с ними. Потом правда пришлось махнуть рукой на чернокожего эльфёнка и на битву Калантэ с мужем в первых рядах и на отсутствие бодигардов у нильфгаарского императора. Да на многое пришлось махнуть рукой! А, краснолюды в сериале - карлики из одной экранизации про Золушку… Смешно передвигаясь, с трудом держа бутафорское оружие. Увидев их, я взвыл и захотел побиться головой об стену. Про доспехи нильфгаардцев все уже высказались? Тогда не буду повторяться.
Первая серия началась с падения Цинтры. Оказавшейся флэшбеком. Шта? Нет, я, как прочитавший книгу, могу понять, что это флэшбек, но новички - откуда это поймут? Сначала Калантэ умирает, потом снова живая готовится к битве, а потом готовится выдать Паветту замуж. Зачем это сделали? Можно было хотя бы надпись бросить «За три года до …» или «Прошло 9 месяцев»?
Диалоги. В книге диалоги просто прелесть. Также с массой смыслов и нюансов. В киносериале - тексты диалогов попросту порвали, половину выкинули, а остальное перемешали и выдали актёрам. Отчего они часто говорят невпопад, впустую повторяя книжную фразу, остальное забивая невыразительной отсебятиной.
Сцены. Есть сильные. Поединок Геральта и Ренфри, например, довольно зрелищно получился. Остальное - студенческая постановка усть-мексиканского колледжа. Если посмотреть сериал «Рим», то видно, что актеры в этом Риме живут. Они удивляются, радуются, негодуют, проявляют прочие эмоции. У них это на лице написано! В «Ведьмаке» часто вижу оловянные глаза и неэмоциональную речь. Про мимику молчу. Зачастую тупо прочитали текст с телесуфлёра.
Актёры. Из актёров, на которых смотришь и говоришь «верю!» можно выделить только Тиссаю де Врие. Просто светлое пятно в сером составе. Остальные - в лучшем случае на троечку, но и их можно пересчитать по пальцам одной руки: Лютик, Йенифер, Геральт, Ярпен, Мышовур…всё. Остальные жуют мочалку во сне.
Смысловое наполнение. С этим особенно туго. Нильфгаардские войска окружают Цинтру. Аж человек двадцать по лесу бредут, рассыпавшись, столько же по полю и столько же ещё где-то. Полчища! Орда! Несокрушимая мощь! В «Нетфликсе» трилогию «Властелин Колец» вообще смотрели?
Выше я уже упомянул про «ручки». Вот сцена в книге: Гроза, ливень. Геральт, Цири, Лютик и Йенифер сидят в какой-то корчме. Между делом вскользь кидается размышлизм на тему электричества и природе гроз. Мальчишка, сын хозяина корчмы самоуверенно заявляет что-то вроде «Да надо эту молнию в банку поймать, да закрыть! Тогда в доме и свечей не надо будет!» Его мама одергивает «А ты в конюшне навоз за лошадьми убрал? Занялся б лучше делом, Бенджамин!» Вот она, та «ручка»! Бенджамин! Для тех, кто не в курсе, поясню: Бенджамин Франклин, тот, который на стодолларовой купюре, в своей время увлекался физикой, изучал электрическую природу молнии, первоначально выдвинув предположение о её жидкостной природе. Молнию, по представлению и реального и книжного Бенджамина, можно было поймать в соответствующую ёмкость. Конечно, с этим ничего не получилось, но в итоге Бенджамин Франклин считается не только отцом-основателем США, но и изобретателем громоотвода. Отсылочка-пасхалочка! А что в сериале? А в сериале обучающиеся волшебницы… ловят в бутылки молнии! БЛДЖАД!
Из прочих несуразностей:
- Зерриканки, по книге мало и с акцентом разговорившие на всеобщем, действительно называли Борха Три Галки «самым красивым». Увидев воплощение Борха в золотого дракона, Геральт согласился с ними, но в кино нам показали уродливую крылатую яшерицу желтого цвета. Смауг из Властелина Колец на конкурсе красоты занял бы первое место, Турук-Макто из «Аватара» на втором, а Борха не допустили бы даже до отборочного тура. В жюри - драконы из «Игры престолов».
- Самый талантливый и сильный маг Вильгефорц. Чувак, который отмудохал Геральта, переломав ему ноги. Будучи практически без одного глаза в мгновенно сориентировался, когда его стал грызть высший вампир Регис и уничтожил его. В кино это молодой человек арабско-индийской наружности, способный делать из ничего себе короткий меч. И который слил бой нильфгаардскому императору Эмгыру. Эмгыр при этом даже не вспотел. Фейспалм!
- Геральт под веществами выглядит классно. Бледный, с черными зрачками. Можно было сделать его немного подвижнее, скажем в бою с кикиморой или проклятой принцессой Аддой? Ну хотя бы иногда показывать смазанные движения?
- Отдельные персонажи выглядят и действуют как герои из детского фильма-сказки советских времен. Ну это когда чистые и аккуратно подстриженные крестьяне, рыбаки и красильщики-трубочисты вещают высоким штилем о добре и взаимопомощи. Фейспалм - крестьянка долго убалтывает Цири ехать на деревню к ней. При этом видно, что и крестьянка не тянет на нуждающуюся и Цири - на погорельца. Обе сытенькие, чистенькие в свежих одежках и тэдэ.
- Почему Ренфри не сказала про Тридамский ультиматум? Да, она хотела вытащить мага из его башни, путем вырезания всех крестьян на рынке. На этих крестьян, кстати магу было пофиг.
- Очень невыразительно показана ксенофобия. Она и не может быть выразительная из-за того, что среди всех персонажей намешано куча рас.
АПД. Все-таки не могу не высказаться по поводу расового состава в фильме. Это самый глубокий смысловой провал сериала. Нет, не из-за того, что негры/азиаты/индусы в фильме есть. А из-за того, ГДЕ они есть. Как мы знаем по книгам/играм в мире Ведьмака масса конфликтов и войн произошло на почве ксенофобии и расовой нетерпимости. Люди плохо относятся к эльфам, гномам, низушкам и краснолюдам как представителям нелюдских рас, а внутри отдельных государств - к представителям иных государств. Нелюди платили тем же. Ну допустим, вам до боли хочется внедрить всё расовое разнообразие. Но ведь можно было сделать разграничение по государствам? Пусть бы в Ривии жили бледнокожие люди, в Темерии - смуглокожие, а в Редании - чернокожие. Тогда было бы четкое понимание «плюс-минус» из какого государства тот или иной персонаж. Показывают, например, события в Каэдвене - и мы видим преимущественно азиатов, с небольшими вкраплениями европейцев/негров, а в Вердене - преимущественно европейцев-брюнетов, в Цинтре - блондинов и так далее. Вот тогда бы всякие расовые и ксенофобские конфликты были хотя бы оправданы.
А если взять за основу расовых конфликтов - внешнюю «инаковость», (мы черные - они белые, у нас круглые глаза - у них узкие) вкупе с традиционным проживанием (мы живем у моря, это нормально, а они - в горах, сумашедшие), то различие у представителей нечеловеческих рас должно вообще бросаться в глаза, гораздо ярче чем цвет кожи или разрез глаз.

ИТОГ.
Сам сериал похож на пирог в витрине. Пока издали на него смотришь, то вроде ничего. Взяв в руки понимаешь, что кто-то вручную выковырял изюм, начинку положить вообще забыли - просто приляпали часть чего-то сбоку. Ну а если его съесть, то окажется, что пирог ещё и внутри не пропечён.
Ругать, психовать и негодовать по этому сериалу можно ещё много и долго. Но - если/когда выйдет второй сезон, я его тоже посмотрю. Просто за неимением альтернативы.

книги, кино

Previous post Next post
Up