Государственные нормативы и..негосударственные мотивы

Sep 07, 2012 18:50

Вот уже много лет специалисты ООО «Институт коммунальной энергетики» ставят перед Администрацией Сахалинской области (ныне Правительством СО) вопрос «Об отсутствии технической политики в коммунальной энергетике на территории Сахалинской области» и опасности возможных технологических, экологических, экономических, социальных и демографических последствий для жителей области, а также связанных с этим больших сложностях в эксплуатации коммунально-энергетических объектов «втёмную», высоких тарифах и нецелевых тратах бюджетных средств.
- Бесполезно!?! Нет такой «темы» в ПСО и нет такой работы на Сахалине. Т.е., работа-то, правда, есть, но не «про нашу честь». - Закон № 94-ФЗ позволяет легко и свободно торговать нашими рабочими местами по всему материку*, а, в отдельных случаях, тут же - по месту.

Государственные нормативы и
…негосударственные мотивы
1 февраля 2010 года ООО «Институт коммунальной энергетики» (далее Институт) получил предложение ООО «Водоканалпроект» (далее ВКП) на разработку технологической части проекта реконструкции тепловых сетей XIII микрорайона. Не будем сейчас ломать голову над тем, как это и каким образом победителем конкурса на проектирование тепловых сетей становится фирма, не имеющая ни одного специалиста теплоснабжения и никакого опыта работы. Пусть это останется тайной организаторов конкурса из ОКСа и чиновников мэрии, богатых на выдумку.
Институт дал своё согласие ВКП и тут же направил Договор субподряда с обоснованием стоимости проектирования на предлагаемый к выполнению объём рабочей документации на 1-ую очередь строительства и проектной документации - на обе очереди строительства. Работа архи-срочная, стройка должна начаться по весне и закончиться до начала нового отопительного сезона. Всё ясно и понятно. Никаких промедлений! Объект большой социальной значимости!
Приступив к анализу Технического задания (ТЗ), Институт тут же обнаружил серьёзную ошибку в разделе «Горячее водоснабжение» (далее ГВС). В ТЗ указано - проложить трубопровод ГВС от центрального теплового пункта (ЦТП-XIII) до микрорайона диаметром Д = 300 мм. А поверочный расчёт специалистов Института дал результат Д = 150 мм. В микрорайоне проживает чуть менее 4-х тысяч жителей, есть школа и детский сад - все расчётные показатели «налицо».
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Институт поставил всех Заказчиков, начиная с ВКП, в известность. Вскоре технические совещания в ОКСе переросли в жаркие споры по теме ГВС. Хотя спорить-то совсем не о чем. Технические регламенты согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ приняты в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Как раз все те пункты и положения Государственных Актов, которых придерживается и на которых постоянно строит свою работу Институт. Ан, нет!?! ВКП, опираясь на мнение ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» (далее СКК) и ОАО Институт «Сахалингражданпроект» (далее СГП), твёрдо встал на своём - Д = 300 мм и не иначе! Честно говоря, ВКП по своему статуту сам обязан владеть этим вопросом лучше всех других! Но, увы и ах, «не проходили»?!?
После очередного спора Протоколом № 1 совещания в ОКСе от 5 апреля Институту было поручено согласовать данный вопрос с независимым экспертом.
Институт выполнил это поручение технического сообщества, получив согласование автора технического регламента СНиП «Тепловые сети» ОАО «ВНИПИэнергопром» и самого главного и авторитетного эксплуатанта в РФ ЗАО «Роскоммунэнерго». Заключения экспертов полностью совпали с принятыми решениями в проектах Института. С учётом большой социально-экономической важности данных заключений, 4 мая они были вручены вице-мэру по строительству и вице-мэру по городскому хозяйству. Уж кто-кто, а отцы города должны бы первыми знать о серьёзных проблемах областного центра! Ну и что?!? - А ничего! У них, видимо, были какие-то свои соображения на этот счёт… В общем, никакой реакции не последовало(?!).
Немного позднее это же мнение Института поддержала и Наука в лице Тихоокеанского Государственного Университета.
Уважаемые читатели! Кое-кто, наверно, уже утомился читать и успел подумать: «Вот ведь упёрся Институт, как баран, в свои 150 мм и ни с места! Ведь по-русски - лишь бы не меньше!». Это точно, по-русски так нередко говорят. Но это - не тот случай. В науке и технике, в проектно-строительном деле бывает, что даже простое с виду округление в большую сторону приводит к негативному результату. А здесь-то, при рекомендуемой СНиПом скорости горячей воды и потери напора пропускная способность трубопровода Д = 300 мм ровно в семь раз больше чем Д = 150(?!). Вот я и решил. Ну, и сколько же ещё можно спорить и перепираться с оппонентами? А давайте-ка, мы достанем кое-что из наших профессиональных тайников, со ссылкой на хронику из истории на эту тему, и покажем сразу всем читателям. А вы уж дальше сами соображайте!
Итак, читаем вместе. В июле 1976 года в г. Филадельфии (штат Пенсильвания) проходил съезд Американского легиона (есть у них такая партия). Собралось более 4000 участников со своими семьями. Съезд был организован по самому высшему разряду. Колоссальный успех! Но вот незадача - где-то вскоре после съезда 18 легионеров умерли в самой Филадельфии, а 16 на выезде. Всего же во время этой вспышки никому не понятной болезни свалилось 221 человек, из них 34 навсегда. Тяжёлое респираторное заболевание, протекающее по типу пневмонии, поначалу как только ни называли, и «болезнью легионеров», и «понтиакской лихорадкой» и т.д. и проч., а в конечном итоге назвали и сегодня зовут «легионеллёз».
Подключили к теме лучших учёных, санитарных врачей и лаборантов. И что вы думаете?!. Оказывается, носителем этой страшной, но слабо изученной, болезни являются микробы, так называемые легионеллы, для которых оптимальная среда для размножения - мало подвижная горячая вода с температурой 40-60 оС. Так это же, простите, как раз, и есть труба Д = 300 мм, по настоянию ВКП, СКК, СГП, ОКСа и Мэрии, - без цели (вопрос ?), выгоды, без всякого смысла. Вот в этом «круглом бассейне» горячая вода всю ночь и весь день «лежит и не шевелится»(?!?).
Ни одна из строительных профессий напрямую так не связана со здоровьем населения (и с социальными вопросами), как «теплоснабжение и горячее водоснабжение». И хотя мы, в отличии от врачей, не давали клятву Гиппократа, наши морально-этические принципы никак не ниже. Замечу при этом, если перед доктором, как правило, находится один пациент, то перед инженером теплоснабжения - сотни, тысячи, десятки тысяч. И от правильности принятого решения на любой стадии проектирования или, тем более, в режиме ЧС в замерзающем или уже замёрзшем городе или посёлке, зависит судьба многих и многих жителей. Здесь нам ошибаться никак нельзя!!!
Но, вернёмся «к нашим баранам». Заказчик в лице ВКП, совместно со своими главными консультантами СКК и СГП, в мире и согласии с ОКСом и Администрацией города, поступил по-своему. Во-первых, игнорировал заключение официальных Экспертов и Науки. Во-вторых, дал указание Институту переделать проект с правильно принятыми решениями на неправильные. В-третьих, подписал, наконец-то, 6 мая Договор, «незаметно» вставив в него и всю 2-ую очередь. В-четвёртых, переделал общую стоимость работ по двум очередям в сумму, составляющую 10 % стоимости всего объекта по Закону. Замысел ВКП (и всех, кто за ним) простой - уважающий себя Исполнитель в такой ситуации «хлопнет дверью». А …работа-то вся уже на столе! Ну и, конечно же, в-пятых, проект, переделанный на Д = 300, успешно прошёл Госэкспертизу(???).
Институт не стал «хлопать дверью» и выполнил всё, как «велели».
И вот сегодня можно подвести итоги.
При решении вопросов теплоснабжения городов и посёлков Институт в обязательном порядке проводит инженерную диагностику оборудования источников тепла. С учётом ситуации, мы обратились с этой темой в Госуниверситет, поставив перед ним вопросы по трубе Д = 300, а также коэффициенту использования оборудования на ЦТП-XIII. И вот что написано в заключении Университета. Металлоёмкость головного участка трубопровода в 2,7 раза выше рекомендуемого Институтом. Эксплуатационные теплопотери - за счёт увеличения поверхности охлаждения - выше в 1,7 раза. Максимальная загрузка теплообменного оборудования в ЦТП составляет в летнем режиме 16,3 %, а в зимнем (даже писать как-то боязно!) …2,3 %(?!?). Т.е. зимой из 28 подогревателей должен работать только 1 (один). К слову, стоимость одного подогревателя без обвязки и КИП ~ 300 тыс. руб. А что же делают остальные 24 подогревателя в «хоромах» ЦТП?!?
Ущерб только по капитальным затратам по проекту XIII микрорайона, после правки ВКП, оценивается в 12-15 млн. руб. К тому же трубы выйдут из строя в 3-4 раза быстрей нормативного срока. Но вот ведь ещё интересней цифра! А на сколько же «потянет» нецелевое расходование средств по всем ЦТП города, если все они с «одной колодки»? Спокойно! = Миллиард рублей!
И всё-таки, самое главное, это - здоровье населения! Мы познакомили с возникшей ситуацией ответственных работников Госсанэпиднадзора и Роспотребнадзора. «Да неужели у нас в городе такое есть?!?» - первый вопрос. «Это же прямая провокация легионеллёза!» - такими словами специалисты выразили свою большую тревогу. Пришлось ответить: «Да, такое есть».
А теперь подведём итоги. И вместе рассмотрим, а что же произошло и каков результат?!?
- С одной стороны: ООО «Институт коммунальной энергетики» со всей ответственностью за здоровье населения, надёжность, качество и экономику инженерного обеспечения - в полном соответствии с целевыми требованиями Государственного норматива, …лишённый оплаты труда.
- А вот, с другой стороны:
1. Заказчик ООО «Водоканалпроект», не владеющий вопросом, не соблюдающий Законов РФ, не признающий мнения официальных экспертов, главный инициатор ущербного проекта, ставший на путь откровенного мошенничества в процессе выполнения работ, и …не лишённый оплаты труда.
2. Консультанты Заказчика - ОАО «СКК» и ОАО «СГП», также не владеющие вопросами ГВС, не являющиеся участниками Договора, и также не признающие мнения официальных экспертов, но однозначно повлиявшие на судьбу проекта, совершив тем самым покушение на имидж Института.
3. Отдел капитального строительства Администрации города, показавший в выполнении данного проекта свою полную несостоятельность, саботируя выполнение своих собственных уставных обязанностей, прописанных в Положении об ОКСе.
4. Администрация города, главный организатор, идейный вдохновитель и режиссёр-постановщик всего этого действа, связанного с проектированием объекта, начиная с «загадочного» конкурса.
5. Сахалинская Госэкспертиза, давшая положительную оценку совершенно ущербному проекту.
6. Арбитражный суд Сахалинской области, не заметивший ни одного нарушения Федеральных Законов, не обративший никакого внимания на противоправные действия ВКП, не признающий морального, нравственного ущерба исполнителей, а также ущерба деловой репутации Института.
7. Прокуратура области, построившая свой ответ на «липовом» заключении Госэкспертизы.
8. Правительство Сахалинской области. - Ему-то что беспокоиться за судьбу населения из-за какого-то там ГВС?!? Есть дела и поважней! А тут-то что?!? - Территория своя; Мэрия своя; Органы управления свои; Госэкспертиза своя; Арбитражный суд свой; Прокуратура своя; УБЭП, ФСБ, СУ СК, УВД и т.д. - «прокуратуровы»! = ПСО всегда должно быть по-над схваткой, да ещё какого-то там «Института коммунальной энергетики» с каким-то там …ВКП?! Всё же схвачено!

Дорогие читатели, прежде всего из Южно-Сахалинска! После прочтения информации специалистов, владеющих вопросом, не падайте духом! Просто всякий раз, направляясь в душ или ванну, открывая кран с горячей водой из ЦТП СКК, не забудьте сказать чисто по-русски: «Тьфу! Тьфу! Тьфу!» или «Дай бог не последняя!». Может, и пронесёт. Но это …до поры, до времени. А пока мы вам от души рекомендуем оставаться на электрических водонагревателях - до получения официального заключения Главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко.
Что касается судьбы Института, так ему кроме своего опыта и знаний по модернизации теплоэнергетического хозяйства, умения работать в условиях ЧС, ряда инноваций и предложений с экономией средств в млрд. руб., важных изобретений, патента мирового значения и предложить-то нечего. А вот защищать результаты своего труда, хоть они и соответствуют Государственным нормативам, против так хорошо организованной команды ПСО нам оказалось не под силу. Институт сегодня полностью лишён и работы, и средств к существованию, заработанных на территории Сахалинской области, по целому ряду объектов - под разными надуманными, точнее, продуманными заранее, предлогами. …Вопрос для читателей: «Что бы это значило?!?»
* Правда, насчёт работы есть существенная поправка, появились явные сдвиги или «свет в конце…». Институт (вдруг!) получил приглашение выполнить проектные работы по модерниза-ции (аж!) 119 котельных Сахалинской области и Схемы теплоснабжения (аж!) по 10 муниципаль-ным округам! Приглашение датировано 23.07.2012 г. из …г. Обнинска Калужской области.
- Так что зря я в преамбуле насчёт отсутствия технической политики… - Вот же она!!!

- Ромашев В.И., директор Института
Previous post Next post
Up