В Иране киноискусство чаще любого другого вида искусства использует герменевтический подход и не будет гиперболой утверждение, что иранский кинематограф «в высшей степени интерпретационен». Глубоко моральная интерпретация в этом кинематографе рельефно высвечивается и имеет черты трансмодернизма. Кинокартины последних двадцати лет сложным образом нравственны и, порой, за оболочкой модернистского рационализма отчетливо проглядываются черты гностической морали.
Иранское кино также можно назвать духовным. Как известно, духовное кино, сличая со свойственным ему поэтическим подходом фантазию с реальностью, выявляет отношение истины с последним. Духовное кино - это то, заглядывающее в саму суть явлений кино, которое параллельно с появлением в Иране возымел под разными названиями достаточно широкое хождение и в других странах. Существенные попытки создания духовного кино повсеместно предпринимаются особенно в последние годы. Духовное кино охватывает область шире темы религии. С одной стороны это фильмы чисто религиозного характера, с другой - духовные открытия и переживания создателя картины независимо от его религиозных взглядов.
You can watch this video on www.livejournal.com
"Цвет рая", режиссер Маджид Маджиди
Духовное кино принадлежит всем странам и народам; истина одна во всех культурах мира, ибо имеет корни в человеческой природе. Верно, что новый философский взгляд привел к расчленению в определенных ветвях культуры, но, как уже было отмечено, истина - она одна и осязания окружающей рельности сквозь призму ее всегда сопряжено с благими результатами. Термин синема-е мa`нагера впервые был предложен директором департамента кинематографии Министерства культуры и исламской ориентации ИРИ, Мохаммад Мехди Хейдарийаном. По его мнению, диапазон этого жанр настолько широк, что может охватывать самые различные актуальные вопросы. В качестве одних из самых удачных иранских кинокартин жанра духовного кино можно упомянуть работу Маджида Маджиди Цвет рая и Реза Миркарими Слишком далеко, слишком близко.
Из зарубежных фильмов можно выделить такие фильмы как:
Необратимость смерти (Япония), Похороны (Англия), Глаз (США), фильм ужасов Шаги жизни (Япония), Сиротский приют (Мексика, Испания), экшн, основанный на реальных событиях Предвестник (США) и Падение Блэкхаун.
Президент Ассоциации молодых кинематографистов Азербайждана и член жюри IV Международного кинофестиваля «Милость» об иранской кинематографии сказал следующее: «В области духовного кино Иран занимает особое место. За последние несколько лет Иран дал миру очень ценные, насыщенные фильмы, каждый из которых несет зрителю особое послание как с технической, так и с содержательной точек зрения».
Следующая ценная особенность иранского кинематографа, которая прослеживается отчетлива, это демонстрация культуры сопротивления и сохранения таких понятий, как альтруизм и храбрость народа. Иранские герои, выросшие на многовековой чистой, оригинальной культуре могут быть источником гипертекстового воздействия на зрителя, ищущего истину. И в самом деле, определенная часть иранского кинематографа нацелена на человеческую природу мирового зрителя, который жаждет духовности ирано-исламской цивилизации, доносящееся миру через иранский кинематограф. В этой связи особо следует отметить военное кино, процветающее в Иране. Ведь, не случайно, первое, что приходит на ум зрителю при упоминании основных достижений иранской кинематографии, это военное кино. Степень заинтересованности других стран в иранском военном кино можно судить по их присутствию на Фестивалях фильмов о священной обороне и сопротивлению. Экранизация трехста полнометражных / краткометражных иранских кинематографических фильмов и семидесяти фильмов из тридцати трех стран мира на ХI Международном фестивале фильмов о военном сопротивлении «Революция и священная оборона» красноречивое тому подтверждение. Сирийский режиссер, указывая на особое место культуры сопротивления в театре, кино и телевидении Ирана, отметил: «Многие арабские кинематорафисты и актеры хотели бы работать в иранском кинематографе». Он также добавил, что театральные постановки военной тематики в арбском мире тщательно и серьезно прослеживаются.
Click to view
"Пророк Иосиф", режиссер Фараджулла Саллашур
Наряду с этим, иранский кинематограф активно создает фильмы и других жанров, как то: мелодрамма, фильм для детей, коммедия, детектив, ужасы и исторический.
Иранский кинематограф все больше упрочивает свои позиции на международной арене.
Итак, обратимся к статистике:
Кинематографический фильм Слеза холода режиссера Азизолла Хамид Нежада получил премию «лучший кинематографический фильм» Фестиваля «Кухестан» в Германии.
Полнометражный кинематографический фильм Лживый пастух режиссера Сируса Хасанпур был экранизирован на Фестивале детских и подростковых фильмов «Сина кид» в Голландии.
Фестиваль документальных фильмов стран средиземноморья и мусульманских стран «Луна и солнце», проходившее в итальянском Палермо, в своей финальной части показал пять иранских кинематографических документальных фильмов. Это были Дервиш режиссера Махмуд Йар Мохаммадлу, Хорасан режиссера Пажман Фаххарийан, Интернет режиссера Реза Хаери, Женское колесо режиссера Кемаль Бехар и Ее зовут Шефа режиссера Мохаммад Резасани.
Иранская кинокартина Пятничный вечер режиссера Муна Зенди Хакики и Последняя среда года режиссера Асгара Фархади были поочередно показаны на Международном конкурсе и Независимых днях сорок седьмого Фестиваля фильмов в греческих Салонниках . В итоге Пятничный вечер удостоился особой премии жюри.
В ХХ Фестивале кино, проходившем в Болгарии были показаны семьдесят пять фильмов, в том числе Дождь режиссера Маджида Маджиди. Иранская актриса и режиссер Ники Карими приняла участвие в качестве жюри на Кинофестивале «Измир».
Иранская кинематография равно как и иранские кинематографисты с самого начала своего участия в Каннском фестивале, т.е. с 1961 г. по сей день участвовали в ней пятьдесят восемь раз. Из них шесть фильмов, режиссерами которых были иранцы, были представлены от имени других стран.
До сегодняшнего дня в Каннском кинофестивале приняли участие сорок четыре иранских кинематографиста среди которых нужно выделить конечно же Аббаса Кейаростами (8 фильмов) и Мохсена Махмальбафа (5 фильмов).
Достижение иранского кино и кинематографистов на протяжении 46 лет участия на Каннском кинофестивале - 8 членств жюри и 16 премий.
Перейдем теперь на тему роли женщины в иранском кино, которою можно назвать динамичной и красочной. Симона де Бовуар говорит: «Женщиной не рождаются, ею становятся». Феминисты убеждены, что в патриархальном обществе гендерные роли в обществе формируются путём социальных процессов и в этот процесс вмешиваются и другие факторы. Наиболее важное из них в современном обществе это средства массовой информации, которые путем своих продуктов заново создают гендерные отношения. Говорят кино это зеркало времени, принимая за основу данную теорию и учитывая роли женщин в кино можно понять статус женщин в обществе.
Исламская революция создала хорошую возможность всем тем кинематографом, которые сталкивались с трудностями и не могли показать свои творения. В Иране на тему женщин создается много кассовых фильмов. Безусловно, хотелось бы, чтобы участие женщин в иранском кино было непрерырывным и, кто знает, быть может среди этих фильмов откроется истиная роль женщины и семьи в обществе. Для иранских женщин не существует никаких барьеров для активного участия в разных направлениях искусства, в том числе и кино. Сегодня многие женщины работают в качестве писателей, кинорежиссеров, сценаристов, актрис и даже в техническом секторе в качестве оператора и т.п. При одинаковых обсоятельствах женщинам оказывается больше поддержки. Количество актрис не меньше, чем количество актеров. В некоторых областях потенциал женщин преобладает над потенциалом мужчин. Ники Карими, Гулшифте Фарахани, Хедие Техрани, Эльназ Шакердуст, Хание Тавассоли, Нюша Зейгами, Таране Алидусти самые известные актрисы как в Иране, так и за его пределами.
Иранское кино. Статистика.
Объем фильмов отечественного производства в сравнении с другими странами достаточно солиден. В области краткометражных фильмов наша страна также занимает не плохое место. Иранская кинематография занимает 14 место среди самых деятельных стран по производству фильмов. Она не смотря на все свои недостатки в сюжетах, темах, привлекательности и исполнении, имеет достаточное количество поклонников.
Многие иранские фильмы, транслирующиеся по видеоканалам находят своих поклоников среди народа. В интервью информационному агентсву «Афтаб» сотрудник Департамента по общественным связям фонда кинематографии Фараби рассказал о том, что до начала января сего года 41 фильмов подговленные к премьере, не были экранизированы, 16 фильмов находятся в процессе дубляжа, 23 фильма в процессе подготовки к съемкам, 23 фильма в процессе съемок и 78 фильма на преподготовительном процессе к съемкам. А также в этом году были проведены премьеры 7 фильмов. В производственном плане по сравнению с прошлым годом мы имели 50% развитие этого сектора и темп производства фильмов в Иране вырос.
Проведение международных фестивалей, особенно Международного фестиваля «Фаджр», а также большой интерес со стороны как отечественных, так и зарубежных участников свидетельствует о стремлении к улучшении уровня и придании ему мирового статуса.
В этом году 85 стран с более 1000 фильмами заявили о своем желании принять участие в двадцать девятом Международном фестивале нашей страны. Успех иранского кино на международных кинофестивалях свидельствует о разнообразии взглядов и интересов выдающихся кинематографистов Ирана.
Поддержка молодых талантов на национальном уровне может послужить гарантом и продолжением этих достижений.