Дорогие друзья,
Один из моих друзей задал мне вопрос касательно Конституции ИРИ, и как ответ ему, я публикую данный материал.
Вопрос:
Конституция Исламской Республики Иран
«Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» Сура Железо, аят 25.
Преамбула.
Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы). Сущность великой Исламской революции в Иране и борьба мусульманского народа с самого начала до полной победы, что отражено в сильных, решительных лозунгах всех слоев населения, ярко обозначили эти стремления. Теперь, на заре этой великой победы, наш народ всем сердцем требует осуществления своих чаяний.»
Так начинается Конституция Исламской Республики Иран, ссылка:
http://constitutions.ru/archives/140.
В России идёт дискуссия - надо ли менять нынешнюю Конституцию России или нет.
В связи с этим у меня и возник вопрос - имеется ли в Иране СОБСТВЕННОЕ Слово, означающее «Конституция», или Иран пользуется западным Словом «Конституция», как это сегодня мы видим в России?
Ответ:
Действительно, после победы Исламской революции в Иране была учреждена Исламская республика. Идея Имама Хомейни заключалась в том, что в основу этого республиканского правления должны лечь не светские, изобретенные человеком, а именно Божественные законы, ниспосланные Всевышним. Но по форме предписанное им правление является республиканским и предполагает наличие парламента и конституции.
В то же время никак нельзя утверждать, будто понятие конституции чуждо Исламу. Оно не заимствовано у западных мыслителей, а имеет глубокие корни в мусульманском праве и истории.
Переселившись из Мекки в Медину, святой Пророк Ислама (да благословит Всевышний его и род его!) стал заключать соглашения с различными арабскими племенами, где были четко прописаны права и обязанности каждого племени. Тем самым, отношения между разными группами мусульман строились на договорной основе. Эти договоры легли в основу Дустур аль-Медина - первой исламской конституции.
Некоторые ваххабитские деятели отрицают возможность кодификации исламских законов в форме конституции. Например, в Саудовской Аравии нет конституции. Но, как мы уже увидели, такой подход противоречит практике святого Пророка Мухаммада (да благословит Всевышний его и род его!) и основывается на недостаточном понимании нашей религии.
Наши же ученые настаивают на том, что конституция - это толкование исламских законов. В правовой системе Ислама есть такие понятия, как «тафсир» (пояснение, экзегетика) и «иджтихад» (формулирование конкретных законов на основе священных текстов). Конституция пишется путем применения этих двух методов. На протяжении всей истории Ислама мусульманские ученые давали толкование Священному Корану и его положениям. Этот процесс нашел свое отражение в многочисленных томах по тафсиру. Таким образом, есть святая Книга - Коран, а есть пояснения к его аятам (стихам) - тафсир.
Аналогичным образом, конституция - также своего рода тафсир. Это толкование того, как исламские законы должны воплощаться в современную эпоху. При этом суть самих законов не меняется, отличается лишь форма их кодификации. Исламские правоведы исследуют священные тексты и дают ответы на вопросы ныне живущих людей. Они выводят из этих текстов предписания касательно всех сторон жизни современного государства и общества. Это и есть иджтихад в нашем понимании.
Понятие конституции, тем самым, взято из истории нашей религии, а не заимствовано у западных либеральных идеологов. Отличие нашего понимания конституции в том, что закона Бога вечны, их нельзя изменить в угоду политической конъюнктуре. Что до западных конституций, то они пишутся и переписываются в интересах правящей элиты. И очень часто высокомерные правители западных стран вовсе пренебрегают ими же принятыми законами. Попирая все нормы международного права, они вторгаются в чужие государства, ведя захватническую и агрессивную политику по всему миру.
Но истинно верующие (а не провозглашающие себя таковыми) мусульмане не могут пренебречь Божественными законами. Эти законы касаются всех сторон жизни человека: политики, экономики, войны и мира. Исламские законы запрещают нападать первыми, не дозволяют нанесение превентивного удара. Разрешена лишь вооруженная оборона в случае нападения. И в ходе боевых действий исламское право строго запрещает целенаправленно убивать женщин и детей. Те же, кто, именуя себя мусульманами, совершают такие постыдные деяния, просто невежественны в собственной религии или и вовсе являются лицемерами!
Недруги Ирана и Ислама утверждают, что в XXI веке невозможно жить по законам, ниспосланным в VII веке. Однако вся 33-летняя история Исламской республики Иран служит живым опровержением этого лживого обвинения. Иран - передовое государство, уделяющее значительное внимание развитию науки, промышленности, технологий. Иранские юноши и девушки учатся в университетах, стремятся к получению знаний во всех областях современных наук.
В то же время наше государство управляется по вечным законам Всевышнего. Это никогда не станет причиной отсталости страны, если толкование этим предписаниям будут давать компетентные специалисты, а не преисполненные дремучих предрассудков дилетанты, как это происходит в среде ваххабитов.