Читала первые книги "Ведьмака" Анджея Сапковского, когда они только вышли и когда это еще не было мейнстримом. Восхищалась новаторским переосмыслением старых сказок - "Белоснежка", "Аленький цветочек", даже ночное бдение Хомы Брута вошло в источники авторского вдохновения. Ох, какие бездны-то смыслов открываются! И тёмные глубины человеческой натуры. Да.
- Ну, и кто из нас чудовище? - как будто спрашивают чудовища у ведьмака, истребителя чудовищ.
А политика! А притеснение эльфов и их партизанская борьба!.. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Всё как дедушка Ленин говорил, в точности.
Потом я узнала, что это называется "постмодернизм".
А когда "Ведьмака" превратили в компьютерную игру - заслуженно ставшую культовой во многом благодаря культовому лору - я узнала, что такое "постирония". Все знают игру, но не знают книгу. И польский новояз "ведьмак"- wiedźmin ("ведьма" мужского пола) перекочевал в английский по той же схеме (witch - witcher).
Теперь и сериал.
Компьютерные игры и успехи компьютерной графики вообще вывели киношную фантастику и фэнтези на принципиально новый уровень. Теперь монстры и прочие сказочности такие, что в них веришь. А добавить более менее адекватной актерской игры - и вот, на экране ожила сказка. Волшебство настоящее. Миры хоть с зеленым солнцем, хоть с фиолетовым. Хоть с двумя сразу. Можно сосредоточиться, собственно, на рассказываемой... то есть уже показываемой истории.
Новый "Ведьмак" в кино мне понравился. Мою любимую тему переосмысления старых сказок сценаристы сохранили. Эпическое мочилово чудовищ, кровь-кишки - это, полагаю, дань любителям компьютерной игры. Из плюсов - очень подробно раскрыли Йеннифер. Так что, когда она через приличное количество серий все-таки стала красавицей, понимаешь, что ее настоящая сила не в красоте. И даже не в магии (во втором сезоне особенно актуально). У нее на первом месте ум и характер. Хотя нет, сначала характер, а потом ум.
Второй плюс - Лютик. Песенка про "Чеканную монету" первого сезона стала реальным хитом! Мне по книге его персонаж вообще непонятен был, лишним казался. Разве чтобы на фоне Лютика Геральт выигрышно смотрелся, из любой задницы, мол, дурного приятеля-бабника вытащит. Ну и чтобы не скучно одному, главному положен второстепенный кто-то. А сейчас у меня будто глаза раскрылись. Ба! Во-первых, Лютик таки талантливый бард. Тонкая артистическая натура, перекладывающая жизнь в стихи. А во-вторых, он в сериале что-то типа посредника между асоциальным ведьмаком и нормальными людьми.
Геральт тут потому что в этом варианте себя асоциален до предела. (- З-зараза! - дубляж сохранил колорит польского фольк-лора.) Пох ему, что люди подумают. Ну, "мясник" я, а вы придурки, селяне, идите нахер. Эй, а заплатить?.. Можно считать плюсом или минусом. Актер - Генри Кавилл - мощный, брутальный, фактурный (фансервис для домохозяек - полно сцен в ванне, с кубиками пресса и... бедрами). Специально для роли еще подкачался, выучил фехтование, все такое.
А королева-воительница Каланте качком не выглядит, хотя дерется в сериале как будто бы на том же уровне, что и Геральт. Ренфри-Белоснежка тоже мастерство расчлененки показывает, легко. Как?? Не то чтобы минус, но звоночек. Не надо так. Должна быть разница между стилями боя М и Ж. Наверное.
Повесточка. Ну вот "сильная женщина" низводится до умения кровь-кишки не хуже грубых мужланов. Хотя есть же Йеннифер... Но если вспомнить, она те же кровь-кишки, только магией. Вот на эльфийских неграх глаз не особо спотыкался. А целый секретный народ друидов поголовно чернокожий, так он же секретный, им можно, почему бы и не так. В этом мире чморят за форму ушей, а не за цвет кожи.
Во втором сезоне что-то мне подозрительны страдания "брошенного" Лютика. Уж не наклевывается ли и там какая повесточка?.. А мне уже неважно. Лютик прекрасен! Его устами во втором сезоне, можно сказать, говорят все сценаристы, литераторы, поэты со своими критиками. Этот стихийный диалог охранника и барда о смысле творчества! М-м! Началось с невинного "Моя племянница поклонница ваших песен", потом "Хотя на мой вкус, не шедевр. И вот тот ход с драконом я предугадал...". А потом, наверное, вся съемочная группа - от осветителей до ассистентов режиссера, и самих режиссеров - мысленно повторяли за вдохновенным Джои Бэти (Лютик): "Да кто ты такой, чтобы судить? Сам ни черта в жизни не создал, бесполезный, бессмысленный ты мешок дерьма, а требуешь тут!..". Просыпается иногда что-то бунтарское в искусстве, которое пытаются приравнять к сфере обслуживания.
Вот с "предназначением" и "пророчествами" и во втором сезоне не разобрались. Ждем третьего. Мнения по Цири разделились, я на стороне тех, кому норм. Чего вы "такого" от ребенка хотите, каких свершений? Пока она просто то, что все стороны сильно хотят себе. Объект. И очень немного пока от субъекта, только начала думать и расти. Вот как правду узнала, так и начала. Успехов ей в третьем сезоне, хэппиэнда голливудского. В книге-то мрачняк. Там вообще все мрачные, на пост-советском, пост-модернистком, пост-ироничном.
П.С. Старый польский сериал тоже смотрела, но смысла с ним сравнивать эту экранизацию не вижу. Советский "Властелин колец" vs питер-джексоновский. Ограниченный бюджет vs высококлассная компьютерная графика. Причем, у Нетфликс нормально с сюжетом и каким-то своим идейным уровнем. По мотивам.
П.П.С. Кстати, Нетфликс также выпустил полнометражный мультфильм "Ведьмак. Кошмар волка" - про Весемира, наставника Геральта. (Предупреждение про кровь-кишки.)
https://pancha.dreamwidth.org/952330.html