История японской культуры.
http://trasyy.livejournal.com/656747.html ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита(VIII тыс. лет до н.э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия. Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним вторжениям,Япония избежала опустошительного монгольского нашествия,которое значительно затормозило историческое развитие других восточных государств. Природные условия также оказали немаловажное воздействие на формирование эстетических критериев японского народа. Япония расположена на 4 крупных (Хонсю,Хоккайдо,Кюсю и Сикокку) и многих мелких островах,омываемых Тихим океаном и морями. Природа ее разнообразна и красива,в ней сочетаются и мягкость и жесткость.
Япония -страна гор и многих действующих вулканов,которые беспрерывно угрожают людям. Пригодной для жизни земли здесь немного,а усилия человеческих рук часто беспощадно уничтожаются землетрясениями и тайфунами. Недолговечности вещей способствует и сильная влажность. Все эти обстоятельства сформировали психологию японского народа,выработали способность к быстрой мобилизации и определили рациональное отношение к ценности вещей.
Культ природы,характерный для Востока,приобрел в Японии свои оттенки. Восприятие явлений жизни развило в этой стране ярко выраженное отношение к любой вещи,которой пользуется человек,как к предмету эстетического наслаждения,чья ценность и красота измеряются близостью к естественной природе,умением передать ее живую жизнь не путем подражания,а проникновением в ее сущность
О существовании на территории Японии древнейшей художественной культуры долгое время ничего не было известно. Лишь в начале ХХ века археологи обнаружили в разных частях страны следы неолитических поселений.И наиболее интересными находками были керамические сосуды,восходящие к VIII - середине I тысячелетия до н.э., с орнаментами ,напоминавший след соломенного жгута.Это послужило основой наименования всей культуры неолита на территории Японии-Даёмон(след веревки).
Вылепленные от руки о обоженные открытым способом при невысокой температуре(400-500 градусов), сосуды типа даёмон поражают разнообразием декора,пластических решений.Фантастика их узоров,динамизм,осязательность форм выявляет черты, позволяющие отнести их к истокам собственно японской культуры.
Самые ранние остродонные,грубо вылепленные сосуды конусообразной формы VIII - середины IV тысячелетия до н.э., служили утилитарным целям.
С середины IV до середины II тысячелетия до н.э. произошло значительное усложнение форм сосудов.появились светильники,кубки,котлы для торжественных жертвоприношений.
Вместе с развитием представлений о природе,властвующей над человеком,примитивный узор сменился изощренным и сложным лепным декором,включающим причудливые геометрическкие,растительные и зооморфные мотивы. Урны и курительницы с налепным узором из выпуклых глиняных жгутов,
утяжеляющих широкую горловину,напоминают то рогатые морские раковины,то коралловые ветви,то сплетения водорослей. Увеличился почти до метровой высоты размер многих сосудов.часть из них превратилась в недвижные предметы культа,предназначенные для созерцания.
Исполненные безудержной фантастики и монументального величия,подобные сосуды были для человека того времени как бы малой моделью мироздания,воплощением стихий обитаемых им вулканических островов.
С конца II тысячелетия до н.э. сосуды уменьшаются в весе и размерах,появлются лощение и окраска ,т.к. при переходе к бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свой универсальный магический смысл,уступив место другим видам искусства. С началом земледелия и олицетворения магических сил,охраняющих посевы,возникли керамические фигуры идолов-догу,условно передающие черты человеческого и животного облика,эти обереги покрывались магическим орнаментом-зигзагами,дисками,треугольник
ами.
Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тысячеления до н.э., когда на территории острово Хонсю и Кюсю сложился ряд крупных родоплеменных союзов.
Отрезок времени с V века до н.э. по IV век н.э. получил условное наименование Яёй.Пришлые племена (предполагается из Азии),оттеснившие коренное население к северу-были носителями более высокой культуры: они занимались рисосеянием, животноводством, ткачеством, выплавкой меди,бронзы. *Керамика типа яёй -вазы,чаши,кувшины,блюда,кубки-изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре,отличалась легкостью,простотой форм,графической ясностью строгих геометрических узоров-полос зубчатых и волнистых линий.
Ритуальные функции перешли к драгоценным изделям из бронзы-зеркалам и массивным колоколам дотаку-принадлежности сельскохозяйственных обрядов.
Их магический орнамент олицетворял важнейшие события в жизни людей - посев,жатву,уборку риса в амбары.Ясность графических узоров бронзовых изделий соотносилась с размеренной четкостью жизненных ритмов,связанных с циклами полевых работ и сельскохозяйственных праздников.
В период Яёй почитание сил природы постепенно оформилось в религиозно-мифологическую систему,получившую впоследствии название синто(путь богов,в отличие от буцудо-путь Будды).
Синто - «путь богов» - древнейшая религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу. Она - дочь прародительской божественной пары Идзанаги и Идзанами, создавших японские острова. Богиня Солнца ниспослала на землю своего внука Ниниги, потомкам которого поручила во веки веков править Японией, передав для них символы священной власти императоров - меч, ожерелье и зеркало, до сих пор хранящиеся в синтоистском святилище Исе. Правнук Ниниги Дзимму-тэнно завоевал священную местность Ямато и основал там в 660 г. до н. э. японское государство.
Синтоизм развил мифы и легенды,в которых отразился характер социальных ,политических и духовных преобразований,совершавшихся в жизни древнего японского общества. Божества в религии синто первоначально не получили антропоморфного воплощения. Обожествлялся весь мир,окружающий человека. Среди бесчисленных духов и богов,населяющих природу,особо почитались покровители земледелия. В их честь устраивались торжества и возводились святилища.
Архитектурное мышление периода Яёй определилось ритмами жизни сельскохозяйственной общины. В первых веках нашей эры складывается тип поселений с иерархическим порядком распределения построек. Стиль «адзэкура»,возникший от слова «кура» (житница),положил начало длительной архитектурной традиции. Приподнятые на сваях бревенчатые амбары приобрели значение священного места в поселении. Перед ними совершались сельскохозяйственные обряды,приносились жертвы богам.
В первых веках н.э. складывается и самостоятельный тип культовых японских сооружений-синтоистские святилища. Особенности деревянного зодчества периода Яёй выражены в ансамбле Исе и Идзумо.
(Исе- город в Японии, на острове Хонсю. В окрестностях Исе - синтоистский храмовый комплекс Исе (III-V вв., с конца VII в. перестраивался каждые 20 лет по старому плану, в 1953 - архитектором Тангэ Кэндзо). Состоит из "внутреннего святилища" - Найку (III в., на прямоугольной территории, обведённой 4 рядами деревянных стен с воротами на главной оси юг - север, собственно святилище "содэн" и 2 сокровищницы) и "внешнего святилища" - Гэку (около 6 км от Найку; V в.); все постройки деревянные, прямоугольные в плане. )
Простые по форме,эти святилища с высокими двускатными крышами из сосновой коры подобно амбарам возводились на столбах и окружались открытой галереей. Внутри царили полумрак и пустота.Считалось,что храм населен невидимыми божествами природы. Живописный путь к святилищу начинался издалека.его обозначали строгие деревянные ворота-Тории.
Тории - священные ворота, обозначающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками. Место почитания ками.
В древности тории делали из неошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И до сих пор наиболее традиционные святилища, например, в Исе, следуют этому обычаю.
Особенно величествен в своей простоте ансамбль святилища в Исе.
Расположенное на тихоокеанском побережье, в лесистой местности,святилище Исе включает два комплекса,отделенных друг от друга расстоянием около 6км. «Внутреннее свтилище»-Найку(около Ш века) посвящено богине солнца Аматэрасу. «Внешнее святилище»-Гэку(середина V века) -богине злаков Тоёуке. Многочисленные строения комплекса,повторяющие друг друга в разных вариациях,раскинуты на обширном пространстве. Они отмечают путь к центральной и главной площади.расположенной на возвышенности.Эта площадь, обнесенная четырьмя оградами и вмещающая в себя главный храм и две сокровищницы,своей абсолютной симметрией должна была символизировать чистоту и порядок мироустройства. Линии приподнятого на столбах сооружения отличаюися прямизной и ясностью и придают облику храма гармоническую завершенность.
Дальнейшая эволюция архитектурно-пространственных форм совершается в Японии на протяжении IV- VI веков. С образованием в центре острова Хонсю первого сильного японского государства -Ямато,с утверждением власти правителей и развитием культа предков связано рождение нового типа сооружений-грандиозных курганов-кофун(древний холм),давших название целому периоду истории. Курганы представляли собой большие искусственные острова,окруженные рвами с водой.(Самый большой курган Нинтоку-тэнно был основан в V веке на территории префектуры Осака,.
Это самое крупное по площади захоронение в мире
По-японски его название звучит как “Дайсэнрё-кофун”. Это гробница императора Нинтоку, и ей около 1600 лет.
Длина кургана составляет примерно 486 метров, ширина - 305 метров, высота - 33 метра, а площадь - 464,124 квадратных метра.
К сожалению, вход в склеп уже очень долгое время строго запрещен, поэтому путешественников здесь почти не бывает.
Однако, есть в этом и свой плюс. На территории кургана сохранилась природа, не менявшаяся с древних времен.
Поэтому случается, что тануки(енотовидные собаки), численность которых сейчас очень мала, приходят с территории склепа прямо в жилые районы, расположенные неподалеку.
Курган этот не один, рядом с ним есть ещё очень много таких же захоронений, но по-меньше, их отлично видно с высоты “полёта” Google Maps.
Курган Дайсэнрё (вид с воздуха), могила императора Нинтоку
Внешние очертания кургана оформлены в виде круга или замочной скважины(символ союза солнца и земли) и внутреннее убранство отражали сложившиеся представления о вселенной. Идее связи с вечностью соответствовало всё оформление погребления. Останки царя помещались в подземную камеру внутри холма. Массивные каменные или керамические саркофаги,как и стены погребений, покрывались графическими узорами с космогонической символикой.
Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда видов искусства. IV - VI века -время бурного расцвета погребальной пластики-ханива.
Полые внутри керамические фигурки(от30см до 1,5м высотой) составляли своеобразный посмертный эскорт правителя. В отличие от китайской погребальной пластики,ханива располагались по всей поверхности холма,отражая представления об устройстве мира и общества древней Японии. Первые ханива были полыми столбиками-цилиндрами,составляющими символическую ограду вокруг кургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетно преобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основой каждой статуи. Круг сюжетов халива весьма разнообразен.
Это - воины,жрецы,придворные дамы,слуги, крестьяне,животные и птицы,дома,лодки,шлемы и мечи. Правила расположения фигур были строго зафиксированы и соответствовали общей космогонической ориентации погребения.
Самые ранние изобразительные ханива - это дома (храм-жилище).
Они датируются примерно рубежом III-IV вв., а затем неизменно встречаются во всех курганах. Эти ханива располагались в центре конфигурации из других различного вида ханива. Судя по данным раскопок наиболее древних курганов, ханива-дома первоначально ставились на вершине непосредственно над погребением. Впоследствии они стали обноситься изгородью из глиняных цилиндров, сначала в один ряд, а позднее (в средний период курганов) двойной или даже тройной изгородью из цилиндров или изображений щитов, церемониальных зонтов и тому подобных предметов. В конце периода глиняный храм-жилище предстает окруженным ханива-амбарами, житницами и другими служебными
Фигуры петуха и боевого коня обращались к восходу,воины смотрели на все четыре строны света. В погребальных камерах курганов встречались разнообразные предметы из золота,серебра,золоченой бронзы(шлемы вождей,ритуальное оружие,браслеты,колокольчики,подвески).
В курганах обнаружены многочисленные образцы керамики типа суэ и иваибэ. Правильные и четкие по формам,и хотя напоминают изделия яёй,отличаются большей стройностью и завершенностью очертаний. Важное место в погребениях принадлежало бронзовым зеркалам,которые клали на грудь усопшему.
На зеркале из кургана Такарадзука графический узор,воспроизведя конструкции зданий во всех деталях,позволяет судить об особенностях японской архитектуры. Все эти предметы свидетельствуют об умении японских мастеров подчеркнуть свойства материала,выявить его достоинства и красоту.
Так в древней Японии до VI века сложились свои особенности строительства, понимание декоративных форм.
Еще информация тут:
http://e-uta.ru/oldsite/history1.html