Терминатор: генезис

Jul 02, 2015 06:55

Со спойлерами, для обсуждения с посмотревшими.
Текст обновляется по мере поступления новых соображений.

Впечатление поначалу было такое, что создатели Т5, наконец, поняли то, чего не понимали их предшественники - Кэмерон сделал шедевры, ставшие важной частью мировой культуры, а не просто неплохие фантастические боевички. Поэтому делать сиквелы всерьез, не будучи при этом Кэмероном - как пытались сделать в случае Т3 и Т4 - бесполезно. Поэтому Терминатор-5 - это такая игра, фантазия людей, выросших на Терминаторе, адресованная людям, знающим творчество Кэмерона наизусть. Меган Эллисон еще не родилась, а Терминатор уже был хитом.

Поэтому кое-что получилось хорошо. Несколько кадров - от ветра, сметающего мусор, до молодого Терминатора, требующего у панков одежду. То есть, то, что когда-то сделал Кэмерон - то, можно было просто повторять. Когда начали делать своё, сразу стало видно: не получилось.

Первое впечатление было ложным - они делали все это очень серьезно, но не ради искусства, не ради самолюбия даже, а тупо ради денег. Это как рисовать сиквел Моны Лизы или Тайной Вечери, причем в формате летнего блокбастера. Иначе зачем снимать кино с рейтингом PG-13, когда аж оба великих оригинальных фильма имеют рейтинг R, да и Терминатор-3 - тоже.

Слишком многого они все еще не понимают.

image Click to view



"Терминатор: генезис" кажется вполне неплохой картиной, пока ее смотришь. Как только она заканчивается и начинаешь над нею думать - оказывается, что ничего особенного в ней нет. Есть ряд неглупых задумок, но все они не выдерживают простейших вопросов. На два фильма Кэмерона есть всего один парадокс, и больше проблем нет. В Терминаторе-5 - масса ляпов, постоянное нарушение канона где не надо (и опора на него тоже где не надо), и множество других недостатков.

Главная проблема "Генезиса" вот в чем. Были Т1 и Т2 - это, прежде всего, человеческая история. Это не про войну и не про машины. Это про любовь. Плюс революционные спецэффекты. Первый Терминатор был для своей эпохи чем-то вроде "Района №9" для нашей - относительно небольшой бюджет, но сильный сюжет и высочайший художественный уровень. Второй "Терминатор" к мощной драме прибавил зрелищность, для того времени сопоставимую разве что с "Аватаром" в наши дни. Визуальный ряд в "Генезисе" - как в фильмах Марвел. То есть, все очень дорого и технологично, но сказать "ничего подобного я раньше не видел" не получится. Вылизанная гламурная пластиковая картинка, а все, что ново для вселенной Терминатора, уже не ново для кино - наноботы есть в "Превосходстве", "Трансформерах-4", да мало ли где... Молодой Шварценеггер, хоть и не столь реалистичный, был в Т4, а вообще тема омоложения пожилых актеров и старения молодых уже отрабатывалась в таких проектах, как "Трон: Наследие", "Бенджамин Баттон", "Люди Икс: Первый класс" и др. Идею для человеческой истории в проект ввели: Сару Коннор воспитал Терминатор, присланный защищать ее еще до событий 1984 года. Развить - не развили. Кроме того, что Сара называет Терминатора папой - в общем, ничего, открытия уровня сцены "watching John playing with the machine" не случилось.

Короче говоря, на сцене погони двух вертолетов между небоскребами (кажется, это где-то уже было...) я подумал вот что.

Зрелищность сегодня является базовым параметром фильма для привлечения зрителя в кино. Это - стандарт. Это - вопрос денег (и уж чем-чем, а деньгами-то наследнички Ларри Эллисона, спродюсировавшие фильм, удивить не могут). Зрелищность, впрочем, тоже может удивить - если подойти к изображению как к искусству, а не как к визуальному сопровождению для хруста попкорном. Смотрел "Генезис" - и чем зрелищнее становилось на экране, тем меньше я верил. Особенно - когда начались вертолеты и наноботы. В такой ситуации сюрпризом может быть только качественная сильная история. С фабулой и разными фантастическими придумками в Терминаторе-5 проблемы нет. С сильной историей - как на уровне сценария, так и на уровне реализации - проблем полно.

- - - - - - - - - - - - - - -

Итак, 2029. Джон Коннор отправляет Кайла Риза в 1984. Он прилетает, а там - бах! - Сара Коннор вовсе не легкомысленная официантка, как мы привыкли. Еще в 1973 убить ее прилетел Т-1000, но того уже ждал Т-800. Т-1000 убил родителей Сары, поэтому ее вырастил и натренировал Т-800. Сара вполне готова к Судному дню. А вот кто послал Т-800 - неизвестно: файлы с этой информацией стерты, чтобы Скайнет случайно не узнал и не уничтожил загадочного благодетеля (кстати, этот сценарный костыль настолько нагло и красиво придуман, что я его безоговорочно принимаю, в отличие от другого костыля, о котором ниже). Зато Т-800 знает, что Сара забеременеет Джоном именно от Кайла, что в 1984 будет прислан еще один плохой терминатор, знает, как собрать машину времени, и многое другое. То есть, он отправлен еще из старого варианта будущего, не того, которое создали к финалу Т5.

Т-800 уничтожает терминатора из первого фильма (предотвратив, таким образом, появление Скайнета и Судный день по канону Т1/Т2). Затем побеждает и Т-1000, охотившегося за Сарой с 1973 года (10 лет не мог, а тут управился менее, чем за сутки). После этого Т-800 отправляет Сару и Кайла в 2017 год. Здесь Кибердайн Системз готовится запустить операционку наподобие тех, что сейчас делают Apple и Google - экосистема Genysis, которая связывает воедино мобильники, планшеты, компьютеры и прочее, сама обновляется через интернет и т.п. Genysis - это и есть будущий Скайнет. Примерно как интернет - в Терминаторе-3. Кроме того, в лабораториях Кибердайн уже вовсю строится машина времени и проводятся эксперименты с роботами типа Т-1000, правда, пока Скайнет не включился, они безвредны.

И тут выясняется, что само по себе все это не было бы так опасно, если бы не Джон Коннор. Джона Коннора прямо у машины времени в 2029 году поджидало очередное творение Скайнета - робот, состоящий из наноботов. Все клетки Коннора оказались подменены наноботами, он теперь уже и не Джон Коннор, а некий гибрид Джона и Скайнета, то, что в философии называется "трансчеловек" или "постчеловек". Джон переместился во времени куда-то в наше время и научил Майлза Дайсона и его сына Денни всему, что им было нужно, чтобы создать все нехорошие изобретения.

Сара, Кайл и Т-800 берутся уничтожить Кибердайн, а в качестве препятствия у них на пути оказывается утративший человеческий облик Джон Коннор.

Вот тут товарищи анализируют сюжет пятой части и что получилось у авторов.

image Click to view



- - - - - - - - - - - - - - -

Кретинам-маркетологам, отчаянно проспойлерившим тему перешедшего на тёмную сторону Джона Коннора, особый мой disrespect. Вся первая половина и даже кое-что важное из третьего акта, таким образом, было известно заранее. Представляю себе, как бы эти кретины рекламировали "Шестое чувство" или "Таинственный лес".

С другой стороны, ничего более значимого в сюжете картины нет. И это говорит плохо не только о маркетологах, но и о создателях фильма. Рекламировать-то было нечего.

- - - - - - - - - - - - - - -

Химии между Сарой и Кайлом - ноль. С одной стороны, понятно: это не такая Сара, как в Т1. Эта Сара уже знает, что будет дальше. Ей совсем не нравится идея спать с каким-то посторонним мужиком только для того, чтобы зачать будущего лидера Сопротивления. Несмотря на то, что по ходу развития сюжета Кайл совершает несколько полезных поступков и влюбляется в Сару - что ясно из реплик Джая Кортни (а не из его игры), - химии так и не возникает. Но в финале Сара все равно целуется с ним. Решительно отвергаю. Любовная линия никак не простроена, к этому поцелую их ничто не ведет.

Воспитавший Сару Т-800 выглядит старше, чем свежеприбывший в 1984 Т-800. Это объясняют тем, что у него обычная человеческая плоть, подверженная старению: раньше прилетел - вот и постарел. При этом ткань прекрасно регенерирует - зарастают раны на лице, обрастает кожей и ногтями рука. При таких способностях к обновлению он должен выглядеть, как огурчик. Но нет.

Джон Коннор в Т2 за сутки научил Шварценеггера шутить и улыбаться. Саре в Т5 это толком не удалось и за десять лет.

У Т-800 плохо работает рука, вылетает колено, а еще его можно убить выстрелом из противотанкового ружья. При этом драку с наноботным Джоном Коннором, который лупит его сильнее, чем Агент Смит бил Нео, Т-800 выдерживает достаточно эффективно. Кожа портится, но конечности работают. Зачем развешивать на стенах ружья про риск поломки, если эти ружья никак не стреляют?

Т-1000 гоняется за Сарой девять долгих лет. В фильме он, стоит героям оторваться от его погони, легко находит их каждые 30 минут. Однако Сара и Т-800 благополучно создали себе базу, арсенал, подготовили огромное количество кислоты, и даже построили машину времени - все это оставалось вне поля зрения Т-1000.

Кстати, Т-1000 в сюжете не играет особо важной роли. Он обеспечивает несколько спецэффектных сцен в первой половине картины, но вообще-то он нужен в этой истории только для того, чтобы обосновать необходимость отправить Т-800 на защиту Сары. Причем, рассказ Сары об этом какой-то странный получается: Т-1000 убивает ее родителей во время лодочной прогулки, Сара спасается вплавь, а потом - и это уже не устно, а визуально - появляется Т-800, в 1973 году одетый и причесанный так же, как одевался Терминатор, атаковавший полицейский участок в 1984, и просто медленно уносит ее (а Т-1000 должен был бы погнаться за ними - но этого не происходит). Напомню, что в Т1 прическа Т-800 в перестрелке с полицией была такой после того, как он перепрыгнул сквозь горящую машину: опалил волосы. И очки такие он надел, чтобы скрыть вырезанный глаз. А не просто из уважения к раннему творчеству Джеймса Кэмерона!

Т-1000, согласно канону, не может формировать сложные предметы - только колющее и режущее оружие. Однако здесь он капает пару капель себя на сломанного Т-800, и тот мигом включается. Еще Т-1000 отрывает от себя куски, которые ведут себя вполне самостоятельно. Все это странно.

У киборгов серии Т-800, кстати, тоже появились новые умения. Теперь они определяют, что у кого внутри, включен процессор или нет, и т.п. Не знаю, раньше мы не видели взаимодействия двух Т-800 между собой (и не знали, могут ли Т-800 считывать данные о состоянии друг друга), поэтому я не считаю это ошибкой или противоречием канону, и принимаю. Но одно можно сказать точно. Скайнет в первом акте Т5 - это Скайнет, построенный отнюдь не на базе Genisys, а на базе того, что создал Кибердайн в 1984-1997 годах. Поэтому зрение у Т-800 должно быть, как было в фильмах 1984 и 1991 годов, а не как здесь.

Терминатор запросто растворяет Т-1000 и плохого Т-800 в кислоте (разумно, не хуже, чем расплавленный металл в Т2), при этом его металлическая рука не пострадала - только кожа слезла.

Джон Коннор протыкает своей наноботной рукой плечо Саре. Он заразил ее? Его самого именно через такой контакт превратили в то, чем он стал. Ее клетки будут заменены? Пока непохоже. Еще одно демонстративно вывешенное, но не выстрелившее ружье.

Что за глупости происходят между Сарой, взрослым Кайлом и Кайлом-ребенком? Сара зачем-то учит маленького Кайла жесту, которому ее саму научил перед своей смертью отец. Это значит, что Кайл Риз стал ее отцом? Или это нужно для того, чтобы прилетевший из будущего Кайл сделал этот жест, тем самым удивив Сару? Сара сама себе через мелкого Кайла передала жест большого. Всего-навсего? Да и жест настолько неестественный во всех тех ситуациях...
Зачем Кайл в финале сообщает юному себе фразу "Генезис - это Скайнет", если проект "Генезис" вообще ликвидирован - чтобы вспомнить ее в тот момент, когда будет лететь в прошлое и увидит нападение Скайнета на Джона?

Маленький Кайл, кстати, отправляется в мой список дерьмовых экранных детей. Такая деградация! От юного Джона Коннора в Т2 (лучший экранный ребенок в истории) до заурядного малыша...

Возможность воспоминания о двух взаимоисключающих линиях времени... это вообще не элемент не научной фантастики, а фэнтези и эзотерика, я просто отказываюсь это комментировать. Ребята перепутали квантовую физику с шизофренией. Кот Шредингера может быть одновременно жив и мертв, но только ДО того, как на него посмотреть. А Кайл посмотрел - следовательно, квантовая суперпозиция исключается! Телега, которую прогнал Т-800 - о том, что можно помнить одновременно двое воспоминаний, если оказаться в точке бифуркации - это вообще не из научной фантастики. Это позор. К тому же, человек - это сумма воспоминаний. Кайл, у которого в голове становится больше информации, должен был необратимо измениться как личность к моменту появления в 1984 году. А ведь вся эта часть сюжета определяет мотивации персонажей во втором и третьем актах! Хорош сценарий, нечего сказать.

Если в хлам разбитый, выключившийся, не работающий Терминатор Т-800 упадет в никак не запрограммированную жидкометаллическую массу, из которой разливают и программируют Т-1000, с какой стати он вдруг превращается... во что? В гибрид? В Т-1000 с внешностью Шварценеггера? Еще один бессмысленный поворот. Я готов даже принять, что включенный и запрограммированный Т-1000 мог починить и включить Т-800 - что он и сделал, но что два выключенных терминатора, да еще и в отсутствие у Т-1000 какой бы то ни было операционки - хоть Genysis, хоть какой-то другой - смогли бы слиться в нечто работающее просто так, САМИ ПО СЕБЕ... Еще одна сказочная хрень, ее не назовешь научно-фантастическим допущением.

И вот что. Откуда в герметичном бомбоубежище, где Сара и Кайл спрятались от ужасающего взрыва машины времени, уничтожившего целое здание, луч утреннего солнца? Там что, блин, ОКНО?

- - - - - - - - - - - - - - -

Джай Кортни - симпатичный парень, и сыграл едва ли не лучше, чем даже в "Искателе воды" у Расселла Кроу (ну, не считая того, что влюбленность в Сару вообще не чувствуется). Но - вопрос, который мучает меня еще со времен Терминатора-4 - с какой стати в будущем такие военные базы и такие солдаты-качки, - что он там жрал, какие бифштексы и биодобавки? В Т1 было ясно показано: война против машин - сродни партизанской. Кайл Риз рос на развалинах, солнца не видел, ел пластик, и вырос нервный, поджарый молодой человек среднего роста - Майкл Бин. По ночам можно тихонечко ходить, прячась от инфракрасного зрения хантер-киллеров. После битвы - в подвал, где все в грязи и болезнях, радуются каждой пойманной крысе. А тут базы у людей - с размахом иракской кампании: ангары, прожектора, модная форма, крики "Ура!", не хватает только дискотеки в духе третьей "Матрицы". Какие торжественные речи в просторных помещениях? Какое "Ура"? Хантер-киллеры вокруг!

Маленький Кайл на Джая Кортни не похож вообще никак. И отец маленького Кайла - тоже, хотя о сходстве есть целая реплика. Антон Ельчин в Т4 - и то на Майкла Бина как-то похож, и Бэйл - на Ферлонга. А тут, черт бы их побрал, в одном кадре стоят три персонажа, между всеми тремя - ноль сходства, и пытаются нас убедить, что похожи! А ведь тот же кастинг-директор комплектовал "Безумного Макса", "Великого Гэтсби" и "Пиратов Карибского моря". Результат кастинга Т5 наводит на мысль, что решения принимала не Ронна Кресс, а кто-то очень богатый и тупой (да, Меган и Дэвид?) )))

Джейсон Кларк с первого же кадра выглядит злодеем. Ну, вот такой типаж у человека. Но ведь Джон Коннор по умолчанию - не злодей. Наноботы подменили лидера Сопротивления. Почему на эту роль взят Джейсон Кларк? Зачем сразу спойлерить? В Т2 взрослый Коннор был суровый, но не отрицательный. В Т4 - и вовсе Кристиан Бэйл. Джейсон Кларк в контексте второй половины фильма, когда он уже злодей, вполне нормален, но вообще я и не знаю, что хуже - он или Ник Стал в Т3. Тот был хоть как-то на Ферлонга похож. Я не требую сходства с артистами из фильмов Кэмерона, но хоть о типаже-то можно было позаботиться? В общем, первый в истории кино кудрявый Джон Коннор с голубыми глазами и хищным лицом - это фэйл.

Показано, что основную работу по созданию Genisys проводит сын Майлза Дайсона - Денни (подпись в интервью: президент Cyberdine Industries). Окей, принимаю. Но зачем тогда показывать самого Майлза (понимаю, событий Т2 не случилось, и он жив), если не получилось привлечь Джо Мортона? Ну и показывали бы Денни, и не важно, кто его играет, а Дайсон у вас - все равно в одном или двух кадрах. Можно было бы вообще оставить упоминание за кадром. Бессмысленная демонстрация ничего не дающего сюжету персонажа - ни фансервиса, ни камео, ничего. Наконец, где вы видели современных руководителей калифорнийских инновационных компаний, одетых в пиджаки и галстуки, словно банкиры? Уж на что я не люблю ремейк "Робокопа", но там Майкл Китон был убедителен. Эти два персонажа, отец и сын Дайсон, характерами не являются и представляют собой не больше, чем очередную отсылку к Т2, не более того.

К кому нет вопросов - так это к Эмилии Кларк и к Джей Кей Симмонзу. Кларк - просто хорошая актриса и хорошая, убедительная "альтернативная" Сара Коннор. Другое дело, что участок для работы ей предоставили маленький, на котором раскрывать талант ей особо негде. Вот про эволюцию и деградацию образа Сары Коннор с первого по пятый "Терминатор" через сериал написали неплохую статью: "Новая Сара Коннор легко встает в один ряд с любой другой женщиной с ружьем - но откровенно проигрывает всем своим предшественницам по Терминатору". Так и есть - актриса в порядке, а персонаж слабо намечен, и ни драмы, ни конфликта в нем нет. Это и понятно, когда дебил, завладевший правами, хочет сделать кино с рейтингом PG-13, он же не может выдать конфликт уровня "Игры престолов": например, Терминатор заставляет Сару "спариться" с Кайлом Ризом, а Сара не хочет. Нет, нам тут важнее чукалово, чтобы искусственный автобус перевернулся на искусственном мосту. Кого это может удивить после "Ночного дозора" (где впервые так перевернули ЗиЛ) и "Тёмного рыцаря" (где перевернули настоящую фуру) - не понимаю.

Джей Кей Симмонз - прекрасный comic relief, а его персонаж - самый логичный во всем фильме. По фактуре он заменяет доктора Зильбермана, только тот был скорее отрицательным, а герой Симмонза - положительный. Хотя, как оказалось, у него была одна важная функция в сюжете: расстегнуть наручники арестованной Сары. Ради этого - целый интересный персонаж, актер - лауреат Оскара. Широко живет компания SkyDance!

Надо сказать, что очень хорошо сыгран Т-1000. Ли Бён Хон - заглядение, хотя у него, кажется, всего одна реплика на весь фильм. Пожалуй, из всего каста он оказался ближе всего к уровню Т1/Т2. Другое дело, что Т-1000 здесь ведет себя гораздо быстрее, чем в Т2, отчего компьютерная сущность его визуализации становится слишком очевидна. В Т2 его делали компьютерным только в отдельных кадрах, а в остальных случаях использовали аниматронику: Т-1000 производил впечатление чего-то невозможного, но в то же время физически ощутимого. Этот - нет, безупречен он только тогда, когда его обстреливают из пистолета, ну и когда полностью цел.

Конечно, вне конкуренции и Шварценеггер. Беда в том, что его как-то мало. Основной упор сделан на Кайла Риза.

- - - - - - - - - - - - - - -

А вообще - совершенно не важно, кто кого играл и кто на какую роль подходит. Я полтора десятка абзацев посвятил разбору логических ляпов, нарушениям канона и жанра. Все эти ляпы не имели бы такого значения, будь в фильме сильная человеческая история.

Она могла бы быть.

В фильме есть ровно один сильный момент. Детские фото и рисунки Сары: она за руку с Терминатором. Другой подобный момент - крик Терминатора "защити мою Сару" мог бы быть сильным моментом, если бы не одно но: Терминатор, как мы знаем, понимает, почему мы плачем, но сам не может этому научиться. Так что реплика Кайла о том, что Т-800 ее "любил" - это убожество. В Терминаторе-2 Кэмерон не позволял себе никаких подобных фраз, и к его Т-800 не подкопаешься. Он выполнял программу, но выглядело это так, словно он любит Джона, и было драматично. Т-800 в Т5 тоже выполняет программу, и это вполне похоже на то, что он любит Сару, и могло бы быть драматично, но не стало - ибо магия в этом есть только до тех пор, пока не прозвучит вслух реплика, противоречащая логике сюжета и правилам, установленным вселенной фильма.

Никто из персонажей не растет. Терминатор начал шутить сам по себе - причем, не благодаря урокам Сары, а как раз за те тридцать лет, что она преодолела на машине времени, а он работал на стройке. Кайл - функция. Сара - в общем, тоже функция. Джон - антагонист, но и его мотивации скучны и нужны лишь для движения фабулы, а не для развития характеров: он и не абсолютное зло, как антагонисты из Т1/Т2, и не человек. Все персонажи в картине придуманы будто лишь для того, чтобы рассуждать о путешествиях во времени и о вселенной Терминатора - но, мать их так, - правила этой вселенной нарушаются совершенно безбожно.

Картина вообще не пытается выйти на уровень, так сказать, вечных вопросов. Вся суть сюжета сводится к дебильной фразе "Генезис - это Скайнет". С нее начали, ею закончили (о закадровом тексте Кайла, взятом из Т1 и Т2, умолчим). За рамки созданного Кэмероном диптиха эта картина выбраться даже не пытается. Она к этим рамкам даже не приблизилась.

- - - - - - - - - - - - - - -

Не знаю, как мог в свое время понравиться мне Терминатор-3 - видимо, слишком сильно ждал. Были плюсики в Терминаторе-4: Бэйл, Хауард, Т-600. Ну, не считать же достоинствами отсылки к первым двум фильмам. Их, кстати, и тут полно, но не ради же цитат мы ходим на фильмы!

"Терминатор: Генезис" пытается быть лучше двух своих предшественников. Вроде бы получается: как минимум, лихо закручен сюжет с перемещениями во времени. По сравнению с пародией и тупизной третьей части и нововведениями четвертой (на практике взятыми из Трансформеров или являющимися отсылками к Т2), пятая следует канону настолько, насколько это возможно для ребута. Картина ближе к "Хроникам Сары Коннор", и это хорошо. Но за бесконечными рассуждениями о линиях времени позабыты характеры, позабыты правила.

Я не удивлюсь, если в Т6 и Т7 персонажи научатся перемещаться между альтернативными вселенными. Тут-то франшизу и можно будет действительно хоронить.

По стилистике "Генезис" ближе всего к третьему фильму - это печально. Я не считал количество цитат из Кэмерона, но создатели Т5 пошли дальше своих предшественников: они начали цитировать третий фильм. Там Т-Х примагнитили к ускорителю частиц, тут - состоящего из нанороботов Коннора к томографу. Подступы к машине времени напомнили лагерь из Т4, только под открытым небом. Притом, что Т3 и Т4 вычеркнуты из истории: начало фильма говорит о том, что событий Терминатора-2 не было, т.к. Судный день настал 29 августа 1997 года. При этом предполагается, что зритель видел Т2, потому что эпизоды с Т-1000 устроены так, будто этот персонаж уже хорошо знаком всем, кроме Кайла Риза.

Ах да, саундтрек. На финальных титрах звучит модернизированная композиция из вступительных титров Т2. Она не лучше, но хотя бы и не хуже. Но вот когда Шварц сказал "I'll be back" и прыгнул из вертолета, чтобы попасть в винт к другому вертолету - тут я едва не встал и не вышел: "Ту-ту, дум, ту-дум", - заиграло в зале. С какой, нафиг, стати? О какой музыкальной драматургии мы говорим? Почему заиграла Главная Тема, если Шварц просто уничтожает вертолет? (К этой сцене мы уже знаем, что все, включая Т-800 будут живы и здоровы, потому что даже адская катастрофа автобуса не нанесла нашим героям ни одной царапины). Это не сцена развития характера, не важный поворот сюжета, вообще ничего такого: эта погоня просто нужна, чтобы переместить героев из полиции в Кибердайн. Но у нас будет "Ту-ту, дум, ту-дум".

Цитировать оригинал - как ни странно, канон, заданный еще Кэмероном. Только он делает это гораздо изящнее своих последователей. То, что не движет сюжет, он цитирует впроброс: переворачивающаяся от выстрела хантер-киллера машина в Т1 показана в середине фильма, в Т2 - в открывающей битве. А то, что важно - расставляет по местам. Come with me if you want to live в исполнении Т-800 в Т2 звучит после того, как мы уже хорошо познакомились с героями и полюбили их, здесь же с этой репликой brand new Сара Коннор впервые появляется на экране. И мы такие: ааа! они процитировали оригинал! Между Т1 и Т2 эти цитаты устанавливали связь. Каждая отсылка к Т1 в великой второй картине впечатляет до дрожи. В Т5 это уже дошло до смешного. Они и раны Саре нанесли там же, где в Т2 (порез лопатки и дыра от металлического пальца возле ключицы). Они и финальную драку добра со злом учинили как гибрид таких драк из Т1 и Т2 - перила, Кайл бьет злодея по голове, а потом Сара расстреливает его из дробовика. Спасибо, я лучше еще раз первые два фильма пересмотрю )))

В незапамятные времена - где-то в апреле или мае 1992 года - я впервые посмотрел "Терминатор-2". Это был первый фильм, увиденный мной на VHS. "Терминатор-1" я на тот момент знал только в кратком пересказе, соответственно, цитаты на меня воздействовать не могли - я их не считывал - и все равно меня картина поразила так, что, собственно, если бы не она, я бы и кино не стал заниматься. И вот - "Терминатор-5", который невозможно понять, если не знать исходных материалов. Большой палец "старого" Т-800, поднятый после уничтожения Т-800, прибывшего в 1984 - это гэг, отсылающий к финалу Т2. Вся сцена в целом впечатляет дотошным воспроизведением оригинала Т1. А самостоятельная-то ценность у картины есть?

Интересно получается. Все полнометражные попытки продолжить Терминатора состоят из двух обязательных элементов, и оба эти элемента бесят:

1) цитаты, цитаты, цитаты из Т1 и Т2. Ни одного сильного one-liner'а не породили фильмы с третьего по пятый. Даже знаменитое talk to the hand - и то не оригинальное изобретение, это еще Мартин Лоуренс так шутил.
2) отсебятина, отсебятина, отсебятина - всяческие гибриды Т-800 с Т-1000 (T-X), Кэтрины Брюстеры, Маркусы Райты, роботы-жнецы, трансгуманистические Джоны Конноры...

Сцена в машине времени - фактически, вся из официальной новеллизации "Терминатор-2": с переделками, но в целом - то же самое. Даже трюк с перескоком во времени в XXI век к разработке Скайнета - и тот взят из пилота "Хроник Сары Коннор". Да еще и приправлен извращенно понятой квантовой суперпозицией.

Вместо битвы пикселей стоило уделить внимание нескольким простым вещам.

1) Логика и физика. Как, например, выглядит война будущего? (Правильный ответ: как у Кэмерона, а не как у МакДжи и не у Алана Тейлора). Как выглядят голодные бойцы Сопротивления, живущие в темноте? (Не как откормленный и прекрасно одетый Джай Кортни). Кэмерон делал more dark, more realistic до того, как усилиями Нолана это стало мейнстримом.
2) Драма "отец-дочь". Какой гигантский потенциал скрыт в идее "Терминатор растит ребенка"! (Он был шикарно раскрыт в сериале, где Т-1001 заменял женщину, у которой осталась дочка). Тут - пара пикировок и детские картинки.
3) Предпосылки к развитию чувства между Сарой и Кайлом. Их нет, а они были очень нужны. Какая гигантская трансформация характеров и отношений происходила в Терминаторе-1 - и что сделано здесь? Ничего.
4) Не надо выдавать лень и костыли сценариста за квантовую физику. И тем более не надо класть их в основу конструкции сюжета.
5) Поменьше ружей, впустую занимающих место на стене.
6) ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА: ГДЕ ОНИ?

Как говорится, "что хотел сказать автор этим фильмом"? Автор ничего не хотел сказать, его наняли. Пара молодых людей, родившихся с платиновым столовым набором в заднице, упорно пытается купить себе место в голливудском пантеоне.

Ах да: тридэ в картине - совершенно никакое. В IMAX это выглядело так же, как в самом обычном кинозале, только смотреть пришлось через очки.

fuck3d, терминатор, кино

Previous post Next post
Up