Гравитация - лучший фильм года. На этой ноте предлагаю закончить чтение поста, не выяснять сюжет, и отправляться в кино. Идеально - в IMAX 3D, если нет - то просто в хороший яркий 3D-зал, если уж совсем никак - то смотреть в хорошем 2D.
Click to view
Дальше пишу скорее для обсуждения с посмотревшими.
СПОЙЛЕРЫ, СПОЙЛЕРЫ, СПОЙЛЕРЫ.
Группа астронавтов на шаттле "Эксплорер" выполняет задание в открытом космосе - что-то ремонтирует на телескопе "Хаббл". Доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) - врач, это ее первый полет, который ей дается с трудом. Лейтенант Ковальски (Джордж Клуни) - опытный астронавт, это его последний полет. Внезапно с Земли приходит сообщение - на корабль с ужасающей скоростью надвигается облако космического мусора. Столкновение - и вот астронавты оказываются оторваны от шаттла, а шаттл , и кроме стремительно иссякающих ресурсов их скафандров, у них ничего нет. А умирать не хочется. Неподалеку дрефует МКС, до которой они попытаются долететь. Если вы все же не смотрели фильм, я все равно не буду спойлерить, а если смотрели, то и так знаете, что было дальше.
Итак, "Гравитация" - это история о жажде жизни, в которой конфликт достигает вселенских масштабов. Человек против безбрежного космического пространства. Что-то подобное уже встречалось на Земле - у Джека Лондона, а позднее - в советской литературе и кино, типа "Повести о настоящем человеке". Но в снегу жизнь все-таки есть. В космосе, как замечено во вступительных титрах, жизнь невозможна. Что делают наши герои? Они пытаются доказать обратное.
Видели мы фильмы-катастрофы про землетрясения, наводнения, пожары и смерчи. Все это может быть очень масштабно и страшно, но камерная и тихая "Гравитация", где в полтора часа экранного времени уложены три с небольшим часа времени реального и два с чем-то витка вокруг Земли, оказалась, как ни парадоксально, масштабнее.
От "Космической одиссеи" до "Аватара" прошло 40 лет, от "Аватара" до "Гравитации" - всего четыре, но это не мешает ей встать в один ряд с ними и быть признанной столь же великим произведениям. Хотя на экране всего два актера, а большей частью - вообще один, и это история не о путешествии за миллионы километров, а всего лишь о том, как спуститься с околоземной орбиты. Никаких инопланетян, никакой светомузыки и превращения обезьяны в человека под музыку Вагнера.
Существует понятие "ада вечного падения" или "вечной пропасти". Вот из этого-то ада и пытается выбраться героиня Сандры Буллок, и рай для нее - на Земле.
Операторская работа, визуальные эффекты и актерская игра.
Сознательно объединяю это в один пункт. Неправы все те критики, которые пишут что-то вроде того, что актерам тут было нечего играть, потому что это "компьютерный мультик". Да, это не "Жасмин", где Бланшетт блестяще солирует, а вокруг нее, собственно, и пляшет вся съемочная группа и остальные актеры. То, что сделано в "Гравитации" лично мне, пожалуй, милее и интереснее: Сандра Буллок и Джордж Клуни здесь - часть кинопроизводственного процесса, они играют не сольные номера, которые жалко было бы трогать монтажом, они играют неотъемлемую часть одного большого спецэффекта. Эмоции и текст никуда не деваются - они дополняются пластикой, имитирующей невесомость. Поди сыграй человека, чья мимика и речь - на пределе стресса, а тело при этом движется медленно и плавно и не по-земному! Возможно, что по сложности задачи ближайшим аналогом является игра де Ниро в "Пробуждении".
Известно, что на многих планах от актеров использовались только лица, а остальное, включая скафандры, делалось средствами компьютерной графики. Претензии критиков по этому пункту заставляют вспомнить кого-то из голливудских продюсеров, который на заре кинематографа запрещал снимать актеров крупным планом, считая, что актер оплачивается в полный рост. Забываете, товарищи, что кино - это великая иллюзия, а не театр на экране.
Операторская работа. Вопрос не в том, как красиво получился вид Земли из космоса - это компьютерная графика - а в том, как освещены актеры и как поразительно движется камера, создавая ощущение невесомости.
3D.
Это второй или третий случай в истории кино, когда 3D - намного больше, чем аттракционная фишка или формальная красивость. Здесь оно действительно нужно, чтобы передать хотя бы часть тех ощущений, которые испытывают герои на орбите. Идеально смотреть фильм в IMAX, потому что экран, границы которого не видны, передает космический масштаб лучше, чем любой другой.
Звук.
Чуть ли не впервые в большом зрелищном кино сделаны две вещи.
Первое: практически на всю длину фильма принята концепция, которую я бы, по аналогии с уже давно освоенной "субъективной камерой" (она тут тоже кое-где будет) назвал бы "субъективный микрофон". Мы слышим только то, что слышит главная героиня, и так, как это слышит она. Если она в скафандре - голоса других персонажей идут из наушников, а звуки, которые возникают от соприкосновения скафандра с различными внешними предметами, проводит сам скафандр как твердое тело. Если же она - без шлема, внутри космического корабля, где есть воздух - звук, соответственно, более привычный. В финале, где посадочный модуль затапливает, героиня несколько раз оказывается под водой - и на эти мгновения прерывается закадровая музыка!
Второе (сильно связанное с первым): в начале фильма, на всякий случай, напоминают о космосе - "здесь нечему проводить звук". Соответственно, все взрывы и разрушения космических аппаратов происходят беззвучно, отчего выглядят еще страшнее.
Монтаж
Я не понимаю, как это сделано. Могу только догадываться. Конечно, есть простые объяснения - где переход на полностью компьютерный кадр, где на лица актеров, где незаметные перебивки. Но это удивительно.
Музыка
Ближайший аналог - "Элизиум".
Также хочется сказать, что фильм замечательно отдублирован - под стать картине - и респект режиссеру дубляжа за то, как подана информация на финальных титрах.
Прочитать о создании и посмотреть интервью с Куароном, Буллок, Клуни и консультантами из НАСА можно тут и тут:
http://www.space.com/23073-gravity-movie-weightlessness-alfonso-cuaron.htmlhttp://www.theglobeandmail.com/arts/film/for-the-creators-of-gravity-it-was-a-space-odyssey/article14680956/Думаю, к оскаровскому сезону появятся уже совсем подробные рассказы о том, как что делалось.